Основные задачи обучения в добукварный период обучения грамоте
Задачи добукварного периода: 1-я задача - коррекция нарушения звукопроизношения. Этой задаче уделяется особое внимание, т.к. известно, что нарушение звукопроизношения часто переносится на письмо. Спирова провела сопоставительный анализ нарушений устной речи и нарушений письма учащихся речевых школ. На основе этого были выделены 4 группы детей: - дети, у которых нарушения устной речи полностью проецируются на письмо (замены, отсутствие, искажение). - дети, у которых есть нарушения устной речи, письма, но они не являются тождественными - дети, у которых есть нарушения устной речи, но нет нарушений письма. - дети, у которых нет нарушений устной речи, но есть нарушения письма( миним. группа детей). Я задача - развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (ФВ). До 60-х годов 20 века в методике обучения русского языка понятие звуковой анализ обозначали два положения: - звуковой анализ – это способность различать звуки родного языка - звуковой анализ – это умение определять последовательность звуков в слове. Эльконин отдифференцировал эти два понятия. «1» он назвал естественным звуковым анализом и дал ему определение фонематический слух. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке (сон – нос), в словах, близких по звучанию, но разных по значению (коза – коса – паронимы).по данным психолога Швачкина ФС в норме формируется к 1 году 7 месяцем (принеси мышку, миску). «2» Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ). ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте.
Я задача добукварного периода - формирование операций лексико-синтаксического анализа. Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений: 1. умение определять первое слово в предложении Первое слово является линейцной точкой отсчета в структуре всего предложения. 2. Умение определять количество слов в предложении 3. Умение определять последовательность слов в предложении 4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков. 5-я задача добукварного периода –Формирование оптико-пространственных представлений. 6-я задача добукварного периода –Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.
Я задача – формирование звукопроизношения Формирование звукопроизношения. В первый класс речевой школы поступают дети с различными видами звукопроизношения. Наиболее частотными является сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротоцизм, параротацизм, очень симптоматично: дефекты озвончения и смягчения. Существует несколько классификаций по коррекции звукопроизношения. Одна из них отражена в работе Филичевой, Чиркиной, Чевелевой, в которой выделено несколько этапов: 1. Подготовительный этап. 2. Постановка звука. 3. Автоматизация в слогах. 4. Автоматизация в словах. 5. Автоматизация во фразе. 6. Автоматизация в связной речи. 7. Дифференциация (та же последовательность, что и в автоматизации). Над звуками одной группы одновременно не работают. Автоматизация в словах- на этом этапе можно вести подготовку к постановке нового звука. Вторая классификация по Лалаевой Р.И. , Фомичева (они не работали вместе) по коррекции произношения: 1 Этап- подготовительный. 2. постановка звука. 3. автоматизация. 4. дифференциация звуков. Третья классификация по Гриншпуну по коррекции звукопроизношения: Подготовительный Задача обучения: разв-ие ВПФ, которые являются базой для речи (слух-е восприятие, слух-я память). -развитие фонематического слуха, восприятия; - развитие речевого дыхания; - развитие мелодико-интонационной стороны речи; - развитие мелкой моторики; - подготовка органов артикуляции и работа над звуком. !!!Артикуляция считается усвоенной тогда, когда упражнения упражнение ребенком выполняется безошибочно и не требует зрительного контроля. 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Задача обучения: А) постановка звуков – это вызывание отсутствующего звука. Классификация постановки звуков по Рау: - имитационный/ по подражанию; - механический; - смешанный ( слог га от слога да)- перевод из одного артикуляционного уклада в другой с целью произнесения звуков другой группы. Следующий способ к классификации Рау отношения не имеет. - от звука близкого по артикуляции (постановка С от И)(от опорного звука) - от базового звука в этой группе (постановка от С всех свистящих и шипящих) - использование приемов логоритмики (фонетическая ритмика). 2.Автоматизация – введение «поставленного» звука в речь. Ольга Владимировна Правдина три уровня нарушения для выделения направления коррекционной работы: 1-ой уровень - ребенок не может правильно произнести звук сам и не может повторить его вслед за логопедом. Корр. работу начинаем с постановки звука. 2-ой уровень – ребенок изолированно произносит правильно (иногда правильно произносит в слогах и словах простой слоговой структуры, а в словах и слогах сложной слоговой структуры выпускает (в стечениях). Коррекционную работу начинаем с автоматизации. 3-ий уровень – ребенок изолированно в слогах и словах разной слоговой структуры вслух произносит правильно, но в потоке спонтанной речи, заменяет другим правильно произносимым звуком. Работа начинается с дифференциации звуков. 3.Дифференциация звуков – различение звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам. !!! На занятии по дифференциации выносится только одна пара звуков. 4.Этап формирования коммуникативных умений и навыков. На втором этапе для этапа дифференциации и автоматизации звуков логопед использует специально подобранный лексический материал, максимально насыщенный изучаемым звуком. Частотность распределения в самостоятельной речи не соответствует той частотности, которая задается логопедом в рамках специального обучения. Основная задача на этом этапе – формирование навыка контроля за собственной речью (на третьем этапе) ( стихи, скороговорки, творческие задания и др.) Например: (логопед записывает речь ребенка на диктофон). Лог.: Послушай как ты сказал.( обязательно проводится анализ над ошибками). В речевой школе работа по коррекции звукопроизношения проводится на двух видах занятий: индивидуальное и уроки произношения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |