1. Лидер должен являться носителем ценностей организации, верить в ее миссию.
2. Лидер должен уметь развиваться вместе с организацией.
3. Лидер должен обладать хорошими организаторскими способностями; начиная действовать, видеть конечную цель.
4. Лидер должен быть внимательным к людям, уметь видеть прежде всего их созидательные способности, дарования, понимать индивидуальность каждого.
5. Лидер не должен использовать знание слабых сторон людей для манипуляции ими (сознательного провоцирования чувства вины, шантажа, угроз и пр.).
6. Лидер должен обладать положительным мышлением: осознавать собственные глубинные ценности и действовать в соответствии с ними; не искажать информацию на основе собственных внутренних противоречий и нерешенных конфликтов; верить в успех, создавать положительные мысли; в сложных ситуациях всегда искать выход, не впадая в отчаяние.
7. Лидер должен уметь честно и объективно анализировать собственные действия и решения, а также действия доверившихся ему людей.
8. Лидер должен быть «человеком команды», а не индивидуалистом или отшельником; обладать высокой коммуникативной культурой.
9. Лидер должен обладать внутренним кодексом чести и этикой характера. 10. Лидер должен уметь грамотно распоряжаться своим и чужим временем,
четко расставлять приоритеты в работе.
1 1. Лидер должен уметь грамотно планировать рабочую нагрузку и мероприятия по восстановлению сил (как для себя, так и для других).
12. Лидер должен уметь достигать синергии: особой энергии коллективного разума команды, единства устремлений членов команды.
На основе данных требований созданы формы опросников для самого лидера, членов команды и высшего руководства (соответственно, форма 1, форма 2, форма 3). Данные из опросников заносятся в сводную таблицу «Личная эффективность лидера команды». Для удобства ведения документации мониторинга назовем ее «Форма А».
ФОРМА А СВОДНАЯ ТАБЛИЦА «ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИДЕРА КОМАНДЫ»
Эксперт
Оценка, балл
| Даты мониторинга
|
дата
| дата
| дата
| дата
|
Самооценка лидера команды
|
|
|
|
|
Средняя оценка членов команды
|
|
|
|
|
Оценка высшего руководителя команды
|
|
|
|
|
Общая сумма баллов
|
|
|
|
|
Средний балл
|
|
|
|
|
На основе результатов данного раздела ППМЭК лидер команды выделяет собственные «слабые» и «сильные» места и формирует собственную программу самосовершенствования.
Хотим отметить, что постоянный рост баллов совершенно не обязателен. Главное для лидера — поддерживать достойный уровень руководства командой и наблюдать за восприятием собственной фигуры членами команды и высшим начальством.
Ниже мы приводим формы опросников для лидера, членов команды и руководства, количественные оценки которых заносятся в сводную таблицу.
ФОРМА 1. ОПРОСНИК САМООЦЕНКИ ЛИДЕРА КОМАНДЫ
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения. Вам предстоит честно оценить каждое из них по 5-балльной шкале в соответствии с тем, в какой степени, по вашему мнению, у вас развито это качество, умение, навык, способность.
Утверждения
Оценка
Я хорошо понимаю миссию команды, которую возглавляю, верю в нее и поддер-живаю. Миссия команды созвучна моим убеждениям, ценностям, представлениям
1-2-3-4-5
Утверждения
| Оценка
|
Я ощущаю в себе потенциал, желание и способности развиваться вместе с командой
| 1-2-3-4-5
|
Когда я начинаю действовать, то ясно представляю себе конечную цель и могу организовать членов моей команды для ее достижения
| 1-2-3-4-5
|
Я умею быть внимательным к членам моей команды; умею разглядеть их созидательные способности, дарования, при этом понимаю и принимаю индивидуальность каждого
| 1-2-3-4-5
|
Зная слабые стороны членов моей команды или их ошибки, неверные действия, я не использую это для манипулирования ими. Сознательно не провоцирую у них чувство вины, специально не ищу виноватых, не угрожаю
| 1-2-3-4-5
|
Я обладаю положительным мышлением: осознаю собственные глубинные ценности и действую в соответствии с ними; стараюсь не искажать информацию на основе собственных внутренних противоречий и нерешенных конфликтов; настраиваю себя на успех, создавая положительные мысли; в сложных ситуациях стремлюсь искать выход, не впадая в отчаяние
| 1-2-3-4-5
|
Я умею честно и объективно анализировать собственные действия и решения, а также действия доверившихся мне людей
| 1-2-3-4-5
|
Я обладаю высокой коммуникативной культурой: всегда внимательно выслушиваю членов моей команды, стараюсь найти рациональное зерно в предложениях каждого, своевременно оказываю поддержку, неизменно корректен и доброжелателен
| 1-2-3-4-5
|
У меня есть внутренний «кодекс чести». В своей жизни и взаимодействии с членами своей команды я стараюсь следовать общечеловеческой этике, и гибко совмещаю это с интересами дела
| 1-2-3-4-5
|
Я умею грамотно распоряжаться своим, временем команды и каждого ее члена; четко расставляю приоритеты в работе
| 1-2-3-4-5
|
Я умею грамотно планировать рабочую нагрузку и мероприятия по восстановлению сил, для себя и доверившихся мне людей
| 1-2-3-4-5
|
Я умею формировать в команде энергию единства, сплочения. Я могу сформировать в группе «энергию коллективного разума», объединив устремления членов группы
| 1-2-3-4-5
|
Сумма баллов (минимум 12, максимум 60)
|
|
ФОРМА 2 ОПРОСНИК ОЦЕНКИ ЛИДЕРА ЧЛЕНОМ КОМАНДЫ
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения. Вам предстоит честно и объективно оценить каждое из них по 5-балльной шкале в соответствии с тем, насколько, по вашему мнению, у лидера вашей команды развито это качество, умение, навык, способность.
Утверждения
| Оценка
|
Лидер нашей команды хорошо понимает нашу миссию, верит в нее и поддерживает
| 1-2-3-4-5
|
Я ощущаю в лидере нашей команды потенциал, желание и способности развиваться вместе с командой
| 1-2-3-4-5
|
Когда лидер нашей команды начинает действовать, то он ясно представляет себе конечную цель. Он может организовать нас и направить на достижение общей цели
| 1-2-3-4-5
|
Утверждения
| Оценка
|
Лидер нашей команды внимателен к нам. У меня есть устойчивое ощущение, и я не раз убеждался в том, что он понимает индивидуальные особенности, способности, дарования каждого из нас
| 1-2-3-4-5
|
Лидер нашей команды никогда специально не провоцирует чувство вины, не ищет виноватых, не угрожает. Зная слабые стороны членов команды или их ошибки, неверные действия, он не использует это для манипулирования
| 1-2-3-4-5
|
Лидер нашей команды обладает способностью настраивать всех на успех, создавать положительные мысли. В сложных ситуациях он не впадает в отчаяние, всегда старается найти выход
| 1-2-3-4-5
|
Можно с уверенностью утверждать, что действия членов команды наш лидер оценивает объективно. Он умеет открыто, при всех давать объективную оценку собственным действиям. Он способен выслушивать критические замечания в свой адрес, не обижаясь, а извлекая полезную для себя и всех членов команды информацию
| 1-2-3-4-5
|
Лидер нашей команды всегда внимательно выслушивает каждого, старается найти рациональное зерно в предложениях каждого, своевременно оказывает поддержку, неизменно корректен и доброжелателен
| 1-2-3-4-5
|
Можно с уверенностью утверждать, что у лидера нашей команды есть внутренний «кодекс чести». Он глубоко понимает и следует ценностям нашей команды
| 1-2-3-4-5
|
Лидер нашей команды умеет грамотно распоряжаться временем каждого члена команды, своим собственным и общекомандным временем. Он всегда четко расставляет приоритеты в работе
| 1-2-3-4-5
|
Лидер нашей команды умеет грамотно планировать рабочую нагрузку и мероприятия по восстановлению сил. Он всегда тонко подмечает момент, когда команда требует отдыха или организации корпоративных мероприятий. Он планирует и собственную рабочую нагрузку таким образом, чтобы всегда «быть в форме»
| 1-2-3-4-5
|
Лидер нашей команды умеет формировать в команде энергию единства, сплочения, командный дух.
| 1-2-3-4-5
|
Сумма баллов(минимум 1 2, максимум 60)
|
|
ФОРМА 3 ОПРОСНИК ОЦЕНКИ ЛИДЕРА ВЫШЕСТОЯЩИМ РУКОВОДСТВОМ
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения. Вам предстоит объективно оценить каждое из них по 5-балльной шкале в соответствии с тем, в какой степени, по вашему мнению, у лидера команды развито это качество, умение, навык, способность.
Утверждения
| Оценка
|
Лидер команды хорошо понимает миссию, цели организации, верит в нее и поддерживает. Он понимает место его команды в общей структуре фирмы, понимает значимость вклада его команды в реализацию миссии организации в целом. Лидер не стремится к автономной, независимой от организации деятельности своей команды. Лидер целенаправленно формирует адекватное представление о миссии фирмы у всех членов команды
| 1-2-3-4-5
|
Лидер команды обнаруживает потенциал, желание и способности развиваться вместе с нашей организацией
| 1-2-3-4-5
|
Лидер обладает хорошими организаторскими способностями, умеет видеть конечную цель и организовать свою команду для ее достижения
| 1-2-3-4-5
|
Утверждения
| Оценка
|
Лидер внимательно относится к членам своей команды, понимает индивидуальные особенности и потенциал каждого
| 1-2-3-4-5
|
Лидер не является манипулятором по отношению к членам своей команды. Умеет убеждать, не используя манипулятивного давления, провокации чувства вины. Пользуется заслуженным уважением членов команды
| 1-2-3-4-5
|
Лидер не искажает информацию на основе собственных внутренних противоречий и нерешенных конфликтов; верит в успех общего дела, создает положительные мысли; в сложных ситуациях всегда ищет выход, не впадая в отчаяние. Можно с уверенностью утверждать, что он — зрелый, неконфликтный человек
| 1-2-3-4-5
|
Лидер умет честно и объективно анализировать собственные действия и решения, а также действия доверившихся ему людей
| 1-2-3-4-5
|
Уровень коммуникативной культуры лидера высокий
| 1-2-3-4-5
|
Лидер имеет внутренний «кодекс чести». Он преданный делу, порядочный человек
| 1-2-3-4-5
|
Лидер умеет грамотно распоряжаться временем каждого члена команды, своим собственным и общекомандным временем. Он всегда четко расставляет приоритеты в работе
| 1-2-3-4-5
|
Лидер умеет грамотно планировать рабочую нагрузку команды и мероприятия по восстановлению сил. Все корпоративные мероприятия, проводимые в команде укрепляют ее преданность организации, фирме
| 1-2-3-4-5
|
Лидер умеет формировать командный дух и настроить команду на продуктивную результативную деятельность
| 1-2-3-4-5
|
Сумма баллов (минимум 1 2, максимум 60)
|
|
Так как лидер является прежде всего членом команды, процедура индивидуального мониторинга распространяется и на него. Мониторинг эффективности лидера может быть дополнен мониторингом личной эффективности каждого члена команды.