Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика – это раздел психологии который изучает принципы, методические приёмы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов позволяющих установить диагноз. Т.о. основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Предметом изучения являются навыки, умения, способности ч-ка, особенности психич-х процессов, состояния ч-ка, мотивы, потребности, интересы, черты л-ти и т.д. Психод-ка это научная и практическая деятельность. Направлением практич-й деят-ти яв-ся:1) подбор и оценка кадров, их расстановка, профориентация и т.д.;2) работа школьной психологич-й службы, оптимизация процессов воспитания, диагностика готовности к школе, диагностика полученных знаний;3) психодиагн-ка в области семейного и личностного консультирования, психотерапия;4) экспертная деят-ть (судебно-психолог-я экспертиза при приеме на работу или на службу в силовые ведомства).
Билет №14 Сознание и самосознание. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Ядро сознания: – ощущения; – восприятия; – представления; – понятия; – мышление. Компоненты структуры сознания – чувства и эмоции. Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека. Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей. Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе. Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Человек осознает себя: – через созданную им материальную и духовную культуру; – ощущения своего собственного тела, движений, действий; – общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается: – в непосредственном общении людей друг с другом; – в их оценочных отношениях; – в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку; – в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Классификация психодиагностических методик. Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик. Методики высокого уровня формализации Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность. Тесты · по форме проведения: индивидуальные и групповые; · по форме ответов: устные и письменные; · по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.; · по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные; · по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности. · по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п. Опросники · личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые); · анкеты. Проективные техники · методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла; · методики конструирования – создание целого из деталей; · методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется комбинации с другими; · методики дополнения – завершение рассказа, картинки; · методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации; · методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему; · методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |