Право и другие сферы общества
Право самым тесным образом связано с другими сфера- ми общественной ж и з н и: моралью, религией, экономи- кой, духовной ж и з н ь ю, не говоря уже о политике. Право и мораль. Прежде всего следует отметить бли- зость этих родственных, в сущности, понятий. Право не- редко называют нравственным минимумом. Едва ли не все нормы права имеют моральную основу. То, что запре- щает право, запрещает и мораль. Право способствует по- вышению авторитета моральных предписаний, а мораль служит дополнительным доводом необходимости строго- го выполнения юридических норм.
Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.
Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников. Вольтер, французский философ
82
Кроме отношений, р е г у л и р у е м ы х нормами и морали и права, есть те, что регулируются только нормами пра- ва ( т а к и х отношений сравнительно немного) или только нормами м о р а л и. Н а п р и м е р, непреднамеренное неправильное оформле- ние з а в е щ а н и я, я в л я ю щ е е с я нарушением правовой нор- м ы, не м о ж е т получить отрицательную нравственную оценку. Л о ж ь, жадность, недоброе отношение к л ю д я м, зависть и другие аморальные п р о я в л е н и я, если они не в ы р а ж а ю т с я в д е я н и я х, осуждаемых законом, не я в л я- ются объектом действия правовых норм. З а к о н обязыва- ет з а щ и щ а т ь Родину в случае агрессии, но он не может потребовать от г р а ж д а н героических поступков. Это у ж е требование морального долга. Моральными соображени- я м и, бесспорно, объясняется норма права, освобождаю- щ а я г р а ж д а н от необходимости давать п о к а з а н и я против б л и з к и х родственников. И м е я немало общего, мораль и право вместе с тем су- щественно отличаются друг от друга (рис. 4). По сфе- рам регулирования', мораль регулирует все общественные и л и ч н ы е о т н о ш е н и я, а право — л и ш ь наиболее в а ж н ы е, з а т р а г и в а ю щ и е коренные интересы людей и общества. По форме: нормы м о р а л и существуют в общественном и и н д и в и д у а л ь н о м сознании, а правовые нормы четко за- креплены в писаных законах. По санкциям", наруше- ние м о р а л ь н ы х норм н а к а з ы в а е т с я нравственным осуж- дением со стороны общества, к о л л е к т и в а, отдельных людей; нарушение правовых норм преследуется по закону и предполагает применение государственного п р и н у ж- д е н и я. Право и религия. Отношения права и р е л и г и и похо- жи на о т н о ш е н и я права и м о р а л и. Отличие з а к л ю ч а е т с я в том, что р е л и г и я более ак- тивно в л и я е т на право, осо- бенно если то и л и иное рели- гиозное течение претендует на главенствующую роль в обществе. В этом случае го- ворят о п р о я в л е н и я х рели- гиозного ф у н д а м е н т а л и з м а. Порою догмы религии и Рис. 4. Мораль и право 83
нормы права образуют единую систему права, к а к, на- пример, в ряде м у с у л ь м а н с к и х государств. Право и политика. Связи права и политики естественны и к р е п к и, поскольку государство я в л я е т с я основным институтом политической системы, а право, в свою очередь, производно от государства, т а к к а к фор- мулируется и осуществляется государством. Связь и соотношение п о л и т и к и и права яснее всего м о ж н о увидеть, а н а л и з и р у я п о н я т и е «власть». Власть я в л я е т с я основой п о л и т и к и, ее г л а в н ы м инструментом. Государство, по справедливому определению Б. П. Вы- шеславцева, есть сочетание права и власти. Оно порож- дает право и воспроизводит своими д е й с т в и я м и по- л и т и к у. Т а к и м образом, п о л и т и к а, я в л я я с ь делом го- сударственного у п р а в л е н и я, неизбежно оказывается соединенной с правом в том случае, если деятельность государства отвечает хотя бы элементарным требовани- я м цивилизованности. П о л и т и к а, к а к в а ж н е й ш а я сфера общества, неотрывна от права, от правового регулиро- в а н и я. В противном случае следует говорить не о по- л и т и к е, а о произволе. Отрыв п о л и т и к и от права, обес- печивающего основные права и свободы человека, на- блюдался и наблюдается в т о т а л и т а р н ы х обществах. Возможность г р а ж д а н в л и я т ь на ход п о л и т и ч е с к и х со- бытий сводится в них к м и н и м у м у, а курс политического к о р а б л я определяют и л и д и к т а т о р, и л и п р а в я щ а я кама- р и л ь я, у з к а я группа п о л и т и ч е с к и х сообщников, исполь- з у ю щ и х преступные средства и методы политической де- ятельности. Право тесно, но неоднозначно связано с п о л и т и к о й. Порой оно вступает в к о н ф л и к т с п о л и т и ч е с к и м и дейст- в и я м и, например с а н т и к о н с т и т у ц и о н н ы м и а к т а м и орга- нов законодательной или исполнительной власти. Еще раз подчеркнем: честной, по-настоящему демократиче- ской я в л я е т с я л и ш ь та п о л и т и к а, которая опирается на право, з а к о н ы, следует им, не противоречит их велениям. Право и экономика. Право оказывает значительное в л и я н и е на э к о н о м и к у. Во-первых, нормы права за- к р е п л я ю т с л о ж и в ш и е с я экономические о т н о ш е н и я и та- к и м образом стабилизируют экономическое развитие.
Во-вторых, право способствует появлению новых эконо- мических отношений. Новые законы о предпринима- тельстве, о собственности, принятые в России, содейство- вали развитию рыночных отношений в сфере экономики. В-третьих, право поддерживает новые экономические отношения, не укоренившиеся пока в действительности (например, фермерские хозяйства на селе и т. д.). Право и культура. Связи права и к у л ь т у р ы не так очевидны, к а к связи права с политикой и моралью. Пра- во я в л я е т с я существенной частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отно- шение к правовому регулированию общественной и част- ной ж и з н и, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть я р к о е проявление к у л ь т у р ы, общества, его членов. Ученые изучают такое важное явление, к а к правовая культура, без которой государство правовым не может быть по определению.
^ В о п р о с ы для самоконтроля
1. Как связаны право и мораль? В чем их сходство и различия? 2. Как соотносятся право и религия?3. Каково соотношение права и политики?4. Как право влияет на экономику?5. Какова связь права и культуры?
/ . Э т о интересно
В обширную регулирующую систему общества входят такие нор- мативные регуляторы, как право, мораль, обычаи, нормы обществен- ных организаций. Рассматривая их соотношение, необходимо прежде всего обратить внимание вот на какой момент. Всякое общество требует строго определенного уровня норматив- ного регулирования («не меньше» и «не больше»), иначе могут возник- нуть отрицательные последствия — неорганизованность либо, напро- тив, ненужная «заорганизованность» общественной жизни. Но и в пре- делах нормальной системы в каждом классовом обществе есть какой-то «минимум» и «максимум» в уровне, в частности, права. Причем, как и в любой системе, «недостаток», «нехватка» права может в определенной степени компенсироваться более интенсивным развитием других компонентов регулирования, в частности нравст- венного.
Но все же «нехватка» права т<жим путем полностью не устраняется; и тогда возможно однобокое развитие всей системы нормативного ре- гулирования. В последующем такая однобокая система внутренне со- противляется введению в нее правовых форм. Пример тому — раз- витие права в Китае. В силу особых исторических условий китайская цивилизация, ее политическая структура сформировались так, что не- ограниченная диктатура императоров поддерживалась в основном не силой закона, а силой конкретизированных религиозно-этических нормативов, обеспечивающих беспощадную расправу с угнетенными. Попытки внедрения юридических норм в систему регулирования про- ходили болезненно, наталкивались на сопротивление. В результате юридическое регулирование так и не смогло утвердиться в качестве доминирующего компонента системы социального регулирования. К тому же и сами юридические институты, втянутые в общую систему китайской цивилизации, приобрели откровенно кроваво-жестокий характер. Очевидец китайской жизни П. Владимиров в книге «Осо- бый район Китая» пишет, например: «...я вынес впечатление о прими- тивности китайского судопроизЕ>одства и широком распространении пыток, которым свойственно изуверство и изощренность» (С. Алек- сеев).
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию
v
Существует настороженное, а то и отчужденное отношение к ли- цам, пользующимся своими правами в полной мере. К тем, например, кто требует книгу жалоб и предложений при нарушении правил обслу- живания в кафе, или затевает судебное дело по поводу испорченного в мастерской заказа, или настаивает на возвращении в срок одолжен- ных денег. Подобное отношение к тем, кого, скажем прямо, с ноткой презрения именуют «сутягами», как раз на руку людям, которым уют- нее жить в атмосфере неуважительного отношения к закону, людям, хотевшим бы выполнение своих прямых обязанностей превратить в «любезность» и «одолжение». Конечно, вовсе не трудно при желании найти аргументы для безапелляционного утверждения того, что тре- бовать книгу жалоб, обращаться в суд и т.д., то есть пользоваться вполне законным правом, дескать, «безнравственно и беспринципно» (С. Алексеев).
Темы для рефератов и обсуждения
1. Судебное оправдание и «суд совести»: всегда ли они совпа- дают? 2. Должно ли право обслуживать интересы экономической элиты? 3. Нравственность и право в православии.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1401)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |