№ п/п
| Наименование разделов, тем
| Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий).
|
Раздел 1. История древнего мира (68 ч)
5 класс
|
| Введение (1 ч)
| • Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
|
| Жизнь первобытных людей(7 ч):
· Первобытные собиратели и охотники.
· Первобытные земледельцы и скотоводы.
· Счет лет в истории.
|
| Древний восток (19 ч);
· Древний Египет.
· Западная Азия в древности.
· Индия и Китай в древности.
|
| Древняя Греция (21 ч):
· Древнейшая Греция.
· Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
· . Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.
· Македонские завоевания в IV в. до н.э.
|
| Древний Рим (17 ч):
· Рим: от возникновения до установления господства над Италией.
· Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
· Гражданские войны в Риме.
· Римская империя в первые века нашей эры.
· Падение Западной Римской империи.
|
| Итоговое повторение (3 ч)
|
|
|
Раздел II. История Средних веков (28 часов)
6 класс
|
| Введение (1 ч)
| • Локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в зарубежных странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в зарубежных странах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков.
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
|
| Становление средневековой Европы (4 ч)
|
| Византийская империя и славяне в VI-XI веках (3 ч)
|
| Арабы в VI-XI веках(1 ч)
|
| Феодалы и крестьяне (2 ч)
|
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 ч)
|
| Католическая церковь. Крестовые походы (2 ч)
|
| Образование централизованных государств (6 ч)
|
| Германия и Италия в XII-XV веках (1 ч)
|
| Славянские государства и Византия в XIV -XV веках(1 ч)
|
| Культура Западной Европы в XI – XV веках (2 ч)
|
| Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3ч)
|
| Повторение и обобщение по теме: «Наследие Средних веков в истории человечества» (1 ч)
|
Раздел III. Новая история (56 часов)
7-8 классы
|
Новая история (1500-1800 гг.)
7 класс
| • Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о зарубежных государствах в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в зарубежных странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени.
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности.
|
| Введение (1 ч)
|
| Европа и мир в начале Нового времени (4 ч)
|
| Художественная культура и наука эпохи Возрождения (2 ч)
|
| Реформация и контрреформация в Европе (4 ч)
|
| Первые буржуазные революции
(2 ч)
|
| Международные отношения в XVI-XVIII веках (2 ч)
|
| Эпоха просвещения. Время преобразований (8 ч)
|
| Традиционные общества Востока в XVI-XVIII веках (3 ч)
|
| Повторение и обобщение (2 ч)
|
Новая история (1800-1913 гг.)
8 класс
|
| Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (6 ч)
|
| Строительство новой Европы
(8 ч)
|
| Мир во второй половине XIX века. Европа: время реформ и колониальных захватов века
(5 ч)
|
| Две Америки (2 ч)
|
| Традиционные общества Востока в XIX веке: модернизация или потеря независимости (4 ч)
|
| Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.
(2 ч)
|
| Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «Новая история. 1800-1900 гг.»
(1 ч)
|
Раздел IV. Новейшая история(34 часа)
9 класс
|
| Введение. Мир к началу XX века. Новейшая история: понятие, периодизация (1 ч).
| • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории зарубежных стран в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху;
• анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в зарубежных странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
• раскрывать характерные черты экономического и социального развития зарубежных стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в зарубежных странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
|
| Мир в начале XX века, 1900-1918 гг.(6 ч)
|
| Мир в 1918-1939 гг. (10 ч)
|
| Вторая мировая война (2 ч)
|
| Мир в послевоенный период: 1945 – начало XXI века (14 ч)
|
| Повторение и обобщение по теме: «Мир во II половине XX– начале XXI в.» (1 ч)
|