Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины…...….
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: сформированность у студентов систематизированных профессионально значимых знаний по отечественной и мировой истории; умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- обеспечение усвоения студентами систематизированных знаний об основных событиях и исторических личностях, формирование умений оценивать их и выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе;
- формирование и закрепление у студентов понимания сущности основных тенденций, этапов и закономерностей развития отечественной и мировой истории;
- формирование у студентов понимания роли России в мировом историческом развитии, воспитание и развитие чувства патриотизма;
- выработка у студентов навыков использования исторического опыта общественного развития в современных условиях;
- формирование навыков анализа исторических источников, умения применять методику исторического исследования при работе с документами.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компетенции
Содержание компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОК-2
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Знать:
З1 - периодизацию мировой и отечественной истории;
З2 - основные события, даты и персоналии каждого этапа мировой и отечественной истории.
З3 – особенности политических, социальных и экономических процессов на различных этапах отечественной и мировой истории.
Уметь:
У1 - анализировать процессы мирового и отечественного общественного развития в различных исторических условиях,
У2 – выявлять исторический опыт, актуальный в современных условиях.
У3 – ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах мировой и отечественной истории
Владеть:
В1 – методами сравнительно-исторического анализа изучения общественных явлений и институтов
В2 – навыками определения основных черт политических, социальных и экономических процессов в различных исторических условиях
ОПК-2
способность работать на благо общества и государства
Знать:
З1 - содержание и результаты деятельности выдающихся исторических личностей во всех сферах общественных отношений
Уметь:
У1 – определять черты исторических личностей, позволяющие им решать общественно важные задачи
Владеть:
В1 – навыками анализа деятельности исторических личностей с точки зрения общественных интересов
Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «История» (Б1.Б.2) входит в Базовую часть модуля Б.1 и осваивается на 1 курсе.
Дисциплины, на которых базируется дисциплина :Дисциплина «История» является начальной в ОП ВПО
Дисциплины, для которых дисциплина является предшествующей:
- Б1.Б.1 Философия
- Б1.Б.9 История государства и права России
- Б1.Б.10 История государства и права зарубежных стран
- Б1.В.ОД.4 Политология
Объем дисциплины (модуля)
Таблица 2.
Объем дисциплины
Вид учебных занятий
и самостоятельная работа
Объем дисциплины (модуля), час.
Всего
Семестр, курс3
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
лекционного типа (Л)
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
-
-
практического (семинарского) типа (ПЗ)
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
Промежуточная аттестация
форма
экзамен
экзамен
час.
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
108/3
108/3
Очно-заочная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
лекционного типа (Л)
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
практического (семинарского) типа (ПЗ)
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
Промежуточная аттестация
форма
экзамен
экзамен
час.
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
108/3
108/3
Заочная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
лекционного типа (Л)
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
практического (семинарского) типа (ПЗ)
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
Промежуточная аттестация
форма
экзамены
экзамены
час.
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
108/3
108/3
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3.
Содержание дисциплины
№ п/п
Наименование тем (разделов)
Содержание тем (разделов)
Коды компетенций
Коды ЗУН
(в соответствии с табл. 1)
Тема 1
История как наука и учебная дисциплина
Цель истории как науки и учебной дисциплины. Объект, предметы и методы исследования. Периодизация мирового и отечественного исторического развития. Виды исторических источников.
Цель, задачи, междисциплинарные связи и структура учебного курса.
Методика самостоятельной и аудиторной работы студентов. Формы и критерии оценки результатов учебной работы
ОК-2
З1
В1
Тема 2
Роль России в мировом развитии в X-XVII вв.
Основные периоды мирового и отечественного исторического развития в средние века: ранее средневековье, высокое средневековье, позднее средневековье. Основные направления государственного и общественного развития в Европе и на Востоке в Х-ХVII вв. Реформация. Раннебуржуазные революции. Великие географические открытия и их последствия.
Политическая история русских земель Х-ХVII вв.: развитие системы государственного управления, общественно-политическое движение. Особенности экономического развития русских земель в Х-ХVII вв., особенности и основные направления расширения территории страны. Причины, сущность и основные этапы складывания системы крепостного права в России. Эволюция социальной структуры русского общества в в Х-ХVII вв.
Роль церкви в развитии русского общества: в политической, экономической, социальной и духовной сферах.
ОК-2
З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
ОПК-2
З1
У1
В1
Тема 3
Европеизация России в XVIII веке
Основные тенденции исторического развития Европы в XVIII в.: укрепление абсолютизма, формирование национальных государств, буржуазные революции, развитие мануфактурного производства, идеология и культура эпохи Просвещения.
Причины перехода к европеизации России, факторы способствующие этому процессу. Основные направления европеизации в I четв. XVIII в : создание регулярного государства, укрепление армии, развитие экономики, развитие крепостного права, изменения в сфере культуры и быта. Основные направления и результаты внешней политики России в I четв. XVIII в. Особенности развития науки и культуры.
Основные черты исторического развития России в период «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.): нестабильность политической системы, укрепление крепостного права, особенности развития науки и культуры.
Особенности европеизации России во II пол. XVIII в.: реализация идей «просвещенного абсолютизма» при Екатерине II. Война под предводительством Е.Пугачева и ее влияние на политическую историю России. Изменение административно-территориального деления России. «Золотой век» российского дворянства. Основные направления и результаты внешней политики России во II пол. XVIII в. Особенности развития науки и культуры.
ОК-2
З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
ОПК-2
З1
У1
В1
Тема 4
Основные тенденции мировой и российской истории в XIX-нач. XX вв.
Основные тенденции мировой истории: буржуазные революции, промышленный переворот, развитие рабочего и социалистического движения, борьба за передел поделенного мира в международных отношениях.
Основные направления развития российского общества в I четв. XIX в.: колебание власти в методах государственного управления, первые попытки решить «крестьянский вопрос», формирование оппозиционного общественно-политического движения (декабристы). Основные направления и результаты внешней политики России в I четв. XIX в. Отечественная война 1812 г.: причины, основные этапы, результаты, последствия для отечественной и мировой истории.
Особенности развития России во II четв. XIX в.: усиление централизации госуправления, «николаевская бюрократия», новые попытки решить «крестьянский вопрос», развитие общественно-политической мысли. Основные направления и результаты внешней политики России в II четв. XIX в. Крымская война: причины, основные этапы, результаты и последствия.
Основные направления развитие России во II пол. XIX в: реформы Александра II и Александра III, их цели, суть, результаты и последствия; развитие общественно-политического движения, промышленный переворот и его последствия, зарождение рабочего и социал-демократического движения. Основные направления и результаты внешней политики России во II пол. XIX в.
Особенности развития России в начале ХХ в: консерватизм государственного управления, противоречия в развитии экономики, первая русская революция: ее причины, этапы и последствия в политической и социально-экономической сферах. Первая мировая война: причины, цели участников, основные этапы, роль России, результаты и последствия для мирового развития и России.
ОК-2
З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
ОПК-2
З1
У1
В1
Тема 5
Влияние российских революций 1917 года на мировую и отечественную историю (1917-I пол. 1941 гг.)
Сравнительно-исторический анализ февральской и октябрьской революций в России: ситуация в стране, причины, задачи, движущиеся силы, основные события, результаты, последствия для России. Реакция в мире на революции 1917 г. в России: официальных властей, либеральной интеллигенции, демократической интеллигенции, рабочих и крестьян.
Последствия октябрьской революции в России: создание новой политической системы, преобразования в экономике, социальной сфере и культуре. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, социальная база, цели и силы сторон, основные этапы, политика «военного коммунизма» в экономике, итоги, причины победы Красной Армии.
Политический кризис начала 20-х годов в России. Переход к нэпу: причины, содержание, итоги, противоречия, причины свертывания. Создание СССР. Формирование однопартийной системы. Полоса признания СССР на международной арене.
Основные тенденции политического и экономического развития стран Запада и Востока в 30-е годы: формирование очагов новой мировой войны, политика умиротворения агрессора странами западной демократии.
Переход к форсированному строительстве социализма в СССР: индустриализация и коллективизация, их цели, методы реализации, итоги и последствия. Борьба с инакомыслием в партии и обществе.
Основные направления внешней политики СССР в 30-е годы: борьба за коллективную безопасность, участие в военных конфликтах, расширение территории СССР, особенности и цели взаимоотношения с Германией. Укрепление обороноспособности страны: достижения и проблемы.
ОК-2
З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
ОПК-2
З1
У1
В1
Тема 6
Роль СССР во II мировой войне.
Причины войны, цели участников, основные этапы, силы сторон.
Великая Отечественная война: причины, характеристика основных этапов, итоги.
Источники победы: система государственного управления в политической, экономической и социальной сферах, идеологическая работа и культура.
Последствия войны для СССР: политические, экономические, социальные, духовные.
ОК-2
З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
ОПК-2
З1
У1
В1
Тема 7
Основные тенденции мировой и отечественной истории в послевоенный период (II пол. 1940-х – I пол. 1980-х гг.)
Основные направления мирового развития после окончания II мировой войны: повышение авторитета левых партий в странах Европы, формирование социалистической мировой системы, крушение колониальной системы и его последствия, развертывание «холодной войны» между капиталистическими и социалистическими странами. Локальные войны: причины и последствия. Переход к политике «разрядки» в международных отношениях. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Зарождение кризиса социалистической системы: причины, проявления, последствия.
Эволюция политического режима в СССР в послевоенный период: от политики послевоенных репрессий к «оттепели» и умеренно-консервативному управлению.
Основные тенденции экономического развития СССР: достижения и проблемы. Характерные черты социального развития СССР в послевоенный период: основные этапы, достижения и проблемы.
Особенности развития образования и культуры СССР в послевоенный период: достижения и проблемы.
Основные направления внешней политики СССР: достижения и проблемы.
Причины и проявления застоя с 1970-х гг. Кризис советской системы: причины, проявления, последствия.
ОК-2
З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
ОПК-2
З1
У1
В1
Тема 8
Влияние «перестройки» в СССР на судьбу России и мировое развитие
Причины перехода к «перестройке». Внутренние и внешние факторы, влияющие на ситуацию в СССР. Основные направления перестройки: политические и экономические реформы, смена идеологических ориентиров, изменение целей и основных направлений внешней политики СССР.
Последствия «перестройки»: экономический и социальный кризис, падение авторитета СССР на международной арене, кризис отечественной культуры.
Распад СССР: предпосылки, основные этапы, последствия.
Характерные черты развития России в постсоветский период (90-е годы): ликвидация советской системы государственного управления, «шоковая терапия» в экономике и ее последствия, углубление кризиса в социальной и духовной сферах, снижение роли России в международных отношениях.
Основные направления ликвидации кризиса в 2000-е годы: укрепление вертикали власти, решение экономических и социальных проблем, повышение авторитета России в международных отношениях.
ОК-2
З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
ОПК-2
З1
У1
В1
Таблица 4.
Структура дисциплины (модуля)
№ п/п
Наименование тем (разделов)
Объем дисциплины (модуля), час.
Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
Всего
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
СР
Л
ЛР
ПЗ
КСР
Очная форма обучения
Тема 1
История как наука и учебная дисциплина
-
Опрос
Тема 2
Роль России в мировом развитии в X-XVII вв.
Опрос
Тема 3
Европеизация России в XVIII веке
Опрос
Тема 4
Основные тенденции мировой и российской истории в XIX-нач. XX вв.
Опрос
Тема 5
Влияние российских революций 1917 года на мировую и отечественную историю (1917-I пол. 1941 гг.)
Опрос
Тема 6
Роль СССР во II мировой войне.
Опрос
Тема 7
Основные тенденции мировой и отечественной истории в послевоенный период (II пол. 1940-х – I пол. 1980-х гг.)
Опрос
Тема 8
Влияние «перестройки» в СССР на судьбу России и мировое развитие
Диспут
Промежуточная аттестация
Всего:
Очно-заочная форма обучения
Тема 1
История как наука и учебная дисциплина
-
Опрос
Тема 2
Роль России в мировом развитии в X-XVII вв.
Опрос
Тема 3
Европеизация России в XVIII веке
Опрос
Тема 4
Основные тенденции мировой и российской истории в XIX-нач. XX вв.
Опрос
Тема 5
Влияние российских революций 1917 года на мировую и отечественную историю (1917-I пол. 1941 гг.)
Опрос
Тема 6
Роль СССР во II мировой войне.
Опрос
Тема 7
Основные тенденции мировой и отечественной истории в послевоенный период (II пол. 1940-х – I пол. 1980-х гг.)
Опрос
Тема 8
Влияние «перестройки» в СССР на судьбу России и мировое развитие
Диспут
Промежуточная аттестация
Всего:
Заочная форма обучения
Тема 1
История как наука и учебная дисциплина
-
Тестирование
Тема 2
Роль России в мировом развитии в X-XVII вв.
-
Тестирование
Тема 3
Европеизация России в XVIII веке
Опрос
Тема 4
Основные тенденции мировой и российской истории в XIX-нач. XX вв.
Опрос
Тема 5
Влияние российских революций 1917 года на мировую и отечественную историю (1917-I пол. 1941 гг.)
Опрос
Тема 6
Роль СССР во II мировой войне.
-
Тестирование
Тема 7
Основные тенденции мировой и отечественной истории в послевоенный период (II пол. 1940-х – I пол. 1980-х гг.)
Опрос
Тема 8
Влияние «перестройки» в СССР на судьбу России и мировое развитие