Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ элементов управления ДСОЛКД «Тимуровец»



2016-09-16 644 Обсуждений (0)
Анализ элементов управления ДСОЛКД «Тимуровец» 0.00 из 5.00 0 оценок




Основа деятельности любого лагеря - программа. Сегодня в педагогической моде существует термин «вариативно-программный подход», когда наработаны сотни программ деятельности лагерей. Практически большинство из них представляют программы смен, из которых и вырисовывается педагогическое лицо лагеря.

Программа - структурированное описание педагогической идеи и шансов по ее реализации. В структуре педагогических документов программа занимает промежуточное место между концепцией деятельности и планом работы.

Создание программы - процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа - наглядный показатель профессионального мастерства педагогов.[22]

На базе ДСОЛКД «Тимуровец» 1 апреля 2007 года создан Учебно-методический центр. Целью его является создание единой методической базы, курирование воспитательной работы, программное, кадровое обеспечение и обеспечение психологического сопровождения воспитательного процесса в лагере.

Программная деятельность Учебно-методического центра заключается в обеспечении воспитательными программами и инновационными разработками в период каникулярных и санаторных смен, а также заездов выходного дня и семейных заездов.

Самыми популярными методическими программами в ДСОЛКД «Тимуровец» являются именно те, которые способствуют ненавязчивому приобретению новых навыков и получению достижений[23]:

- интеллектуально-спортивные программы - такие программы, когда происходит командное участие спортсменов и интеллектуалов в тех или иных испытаниях, каждое их которых состоит из спортивного и интеллектуального этапов, а победа зависит от успешности прохождения каждого из них. Темы интеллектуальных этапов могут быть различными;

- спортивно-творческие программы в своей основе предполагают использование технологии мастер-классов, игровое взаимодействие в которых построено на обучении и демонстрации полученных умений. Организация мастер-классов выстраивается в круговом движении из одного в другой, обучении в том или ином мастер-классе в течение определенного времени, демонстрации, рейтинговой самооценке полученных умений и оценке мастера;

- социальные программы - это такие программы для подростков, которые в первую очередь связаны с проблемами здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Основное содержание таких программ включает в себя социальные акции «STOP AIDS», правовые акции «У меня есть право?», акции отказа от вредных привычек, ролевые игры, конкурсные программы и тренинги;

- сюжетно-ролевые программы, сегодня широко используемые в педагогике, все чаще и чаще обращаются к физкультуре и спорту в качестве основного доминирующего направления в выборе конкретных форм. Динамика игры выстраивается в соответствии с сюжетом и является приключенческой программой, в основе - препятствия, традиционные для спортивно-туристических форм работы;

- организационно-деятельностные программы на сегодняшний день кажутся наиболее перспективными. Продвижение в данных программах основано на проектировании и моделировании реальных «взрослых» ситуаций и проживании в новых нетрадиционных условиях и ролях для себя. Программы предназначены для детей разного возраста - меняются лишь роль и позиция: в зависимости от возраста подростки выступают в качестве организаторов и руководителей, а малыши - участников и исполнителей.

В целом управление педагогическим процессом строится на трех уровнях: лагеря, отряда, личности[24].

На уровне лагеря и межотрядном уровне:

Культура питания – разъяснение значимости тех или иных видов продуктов для здоровья личности; организация конкурсных заданий по правилам поведения в столовой;

Оздоровительные элементы в досуговых программах, например, разработка методических рекомендаций для проведения танцевальных оздоровительных комплексов во время дискотеки, разнообразных программ;

Соблюдение рационального двигательного режима, что способствует полноценному оздоровлению личности. В режим и программу дня включены разнообразные двигательные комплексы и программы, которые компенсируют пассивный двигательный режим учебного года.

Оптимальное сочетание программ образовательного и оздоравливающего направлений, не подмена одного вида другим, а именно их сочетание, направленное на развитие основных качеств личности, использование потенциала лета в качестве развивающего периода и пополнение знаний, умений и навыков через организацию дополнительных нетрадиционных программ.

На уровне отряда:

На уровне отряда развитие позитивных жизненных навыков происходит через реализацию программы отрядной работы. Программы формулируются в течение оргпериода педагогами и методической службой лагеря на основе диагностики особенностей и потребностей приехавших на смену детей. В целях и задачах программы определяется, развитию каких жизненных навыков ребенка должна способствовать деятельность педагога в течение смены (коммуникативные навыки, способность к рефлексии, навыки преодоления конфликтных ситуаций, навыки организаторской деятельности, навыки по сохранению здоровья и профилактике заболеваний и т.п.).

На уровне личности:

Хобби центры - предоставляют ребенку свободу выбора деятельности, способствуют овладению необходимыми жизненными навыками (от умения пользоваться иголкой до моделирования).

Создавая единое воспитательно-образовательное пространство лагеря, постоянно значительно расширяются формы и содержание дополнительного образования лагеря. Особенностью организации дополнительного образования в лагере является:

- свобода выбора направлений деятельности (каждое занятие имеет законченный вариант, что позволяет ребенку в течение одной смены посещать разные кружки, хобби-центры и детские службы);

- клубный вариант организации занятий (нерегламентированность режима работы по часам);

- относительная самостоятельность программного обеспечения (тематика занятий разнообразная, не привязанная к сюжетно-ролевой игре);

- взаимосвязь и взаимодополняемость кружков и детских служб.

Дополнительное образование представлено разными направлениями:

- спортивное (плавание, пионербол, футбол и др.),

- декоративно-прикладное творчество (оригами, мягкая игрушка, бисероплетение, лепка из глины и пластилина, изостудия и.т.д),

- эстетическое (вокальное, хореографическое, театральное и т.д).

Каждый хобби-центр имеет свою программу.

С 2004 года в ДСОЛКД «Тимуровец» действует уникальная комплексная оздоровительно-образовательная программа «Педагогика здоровья».

Основными положениями при её разработке были следующие:

- результаты диспансеризации детей и подростков 2002г., выявившие особенности снижения состояния здоровья подрастающего поколения;

- медико-биологические (в. т.ч. психологические) особенности возрастного периода 7-15 лет, являющегося сенситивным (повышенно чувствительным) к факторам внешней среды, социальным воздействиям;

- возрастные влияния на организм человека, особенно детей, экологического фактора, антропогенных загрязнителей в месте постоянного проживания;

- отношение к индивидуальному здоровью, как целостному состоянию организма, включающему помимо какого-либо заболевания или физического дефекта, оценку уровня и гармоничности физического развития, резервные возможности организма, неспецифическую устойчивость (закаленность), способность выводить метаболиты (продукты обмена веществ, «шлаки»), личностно-мотивационные качества;

- положение ВОЗ о роли здорового образа жизни в поддержании адекватного уровня здоровья;

- положение ВОЗ о том, что за качество здоровья отвечает, прежде всего, сам человек, из чего следует, что здоровью надо учить.

Исходя из указанных положений и учитывая, что заболевания и отклонения в состоянии здоровья детей, направляемых в лагерь, находятся в стадии компенсации, комплексная оздоровительно-образовательная программа получила название «Педагогика здоровья».

Модель воспитательной системы ДСОЛКД «Тимуровец» базируется на теории воспитательных систем, созданной научной школой Л.И. Новиковой. Представители этой научной школы, при создании своей концепции, опираются на определение воспитания, предложенное Х.И. Лийметсом, согласно которому воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Источником такого развития представляются связи индивида со средой. Управление процессом развития личности понимается как управление процессом взаимодействия личности и детского коллектива с окружением. По мнению исследователей, чтобы среда была благоприятной для воспитательных процессов, ее необходимо педагогизировать.

Целью воспитательной системы, создаваемой в ДСОЛКД «Тимуровец» является формирование ответственного отношения ребенка к собственному здоровью, потребности в его сохранении и развитии.

Комплексная программа предусматривает подчинение всех культурно-образовательных мероприятий общей цели – достижение максимального эффекта по оздоровлению детей в период пребывания в лагере санаторного типа при использовании возможностей медицинского блока (лечебные процедуры) и педагогического коллектива вожатых по реализации программы «Педагогика здоровья».

Главные цели программы «Педагогика здоровья» в рамках санаторных оздоровительных заездов в ДСОЛКД «Тимуровец» в целом:[25]

– формирование у детей мотиваций к здоровому образу жизни,

– обучение правилам гигиенического поведения на фоне общего оздоровительного режима всей лагерной жизни,

– коррекция нарушений здоровья силами медицинского блока и педагогического коллектива.

В ее реализации принимает участие весь медицинский и педагогический коллектив; весь режим жизни лагеря отражает возможность практической реализации программы, принцип единства слова и дела.

Психологическая служба осуществляет свою деятельность в рамках комплексной программы «Педагогика здоровья» и призвана:

- создавать условия для психологического комфорта пребывания детей во временном детском коллективе;

- содействовать сохранению и укреплению психического и физиологического здоровья всех участников оздоровительно воспитательного процесса ДОЛ;

- содействовать формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни;

- содействовать развитию позитивного потенциала детей и подростков, их стрессоустойчивости;

- корректировать психологические причины нарушения личностного и социального развития, заниматься профилактикой их возникновения в ходе лагерной смены.

В своей деятельности психологическая служба придерживается следующих этических принципов:

1. Принцип социальной ответственности (психолог осознает свою профессиональную и научную ответственность перед клиентом, обществом).

2. Принцип компетентности (психолог использует передовые технологии, применяет надёжные и валидные методы изучения свойств личности).

3. Принцип конфиденциальности (информация, полученная психологом, не подлежит сознательному или случайному распространению и разглашению).

4. Принцип этической и юридической правомочности (психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению исследований).

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии (во всех выступлениях психолог отражает возможности и ограничения применения практической психологии в соответствии с реальным положением дел).

6. Принцип благополучия клиента (психолог обязательно учитывает права своих клиентов, оберегает от психологических травм, уважает их личность).

7. Принцип профессиональной кооперации (психолог уважает своих коллег и воздерживается от критических замечаний в их адрес).

8. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных воздействий психолога.

Кадровое обеспечение

В структуре управления лагерем одну из главных позиций занимает организация кадрового состава, поскольку человек, работающий с детьми, не важно на какой должности, должен самое главное быть добрым, коммуникабельным, творческим, эрудированным, умным и честным. Конечно, нужно любить детей и свою работу. Не иметь вредных привычек. Знать много о детях, об их возрастных особенностях, о том, как нужно их воспитывать, как не навредить их развитию. В общем, быть самым-самым. Ведь дети берут пример со старших, подражают взрослым и учатся тому, что видят вокруг себя.[26]

Анализ кадрового состава ДСОЛКД «Тимуровец» наглядно показывает достаточно широкий спектр видов деятельности.

Генеральный директор

Начальник коммерческого отдела

Начальник организационно-кадрового отдела

Начальник материально-технического снабжения

Начальник технического отдела

Начальник финансово-экономического отдела

Бухгалтерия

Начальник юридического отдела

Руководитель учебно-методического центра

Начальник лагеря

Заместитель начальника по технической части

водители

механики

электрики

слесари

Заместитель начальника по хозяйственной части

горничные

дворники

прачечные

кладовщики

Заведующий столовой

повара

официанты

Главный врач

врачи-педиатры

узкие специалисты

медицинские сестры

тренер по ЛФК

диетическая сестра

медицинский регистратор

Заместитель директора по воспитательной работе

администратор хозяйственной службы

старший спортивный инструктор

спортивные инструктора

руководитель замка Идей и Фантазий

кружковики

руководитель психологической службы

педагоги-психологи

методисты

режиссер-постановщик

хореограф

диджей

художник

костюмер

педагог-организатор

вожатые

Работа с вожатыми является одним из самых важных инструментов успеха и качества деятельности всего ДОЛ, если не самым важным, потому что именно вместе с вожатым ребенок находится 24 часа в сутки, и от жизни вожатого зависит и жизнь ребенка.

Содержание и направленность работы в ДОЛ, а именно методика педагогической деятельности, зависит от следующих составляющих:

- руководства ДОЛ,

- целей педагогического коллектива,

- лидеров вожатского отряда,

- состояния профессиональной среды в целом, ее прошлого опыта и традиций,

- приоритетного вида деятельности.

Принципы работы с вожатским отрядом:[27]

- Принцип развития профессиональной грамотности в деятельности пед. состава,

- Принцип командообразования,

- Принцип позитивных взаимоотношений,

- Принцип открытости инновациям,

- Принцип близкой дистанции общения пед. коллектива с руководством,

- Принцип толерантности к нестандартным личностям и ситуациям в лагере.

Данные принципы реализуются в лагере через следующие направления работы с педагогическим коллективом:

- Деятельностное обучение. Обучение пед. состава, в ходе практической деятельности, профессионально грамотной работе с детьми в ДОЛ.

- Отношения. Целенаправленное формирование эмоционально - благоприятного климата, позитивных взаимоотношений внутри педагогического коллектива, положительного отношения к реализуемой деятельности.

- Творчество. Создание условий для творческой индивидуальной и коллективной самореализации.

- Коррекция. Педагогическая коррекция непрофессионализма в деятельности, негативных личностных проявлений и позиций членов педагогического коллектива.

- Ценностное образование. Формирование и развитие позитивных ценностных смыслов жизнедеятельности.

Вышеназванные направления работы с педагогическим коллективом и приемы их реализации позволяют получить определенный желаемый результат в жизнедеятельности педагогического коллектива и лагеря в целом.

Материально-техническое обеспечение

ДСОЛКД «Тимуровец» расположен на берегу Бердского залива Обского моря, занимает площадь 14 гектаров и находится вдалеке от городского смога и шума – до ближайшего шоссе 7 км.

На его территории находятся:

- 2 трехэтажных кирпичных жилых корпуса;

- отдельно стоящее здание столовой, уютный зал на 370 мест;

- киноконцертный зал, оборудованный современной аудио и световой аппаратурой, мультимедийным проектором и большим киноэкраном, что позволяет использовать различные спецэффекты при организации мероприятий;

- медицинский корпус, оснащенный современным медицинским оборудованием, круглосуточное дежурство машины скорой помощи;

- водно-процедурный корпус с сауной и бассейном;

- спортивные площадки (баскетбольные, волейбольные, теннисный корт);

- стадион;

- дорожки здоровья;

- замок Идей и Фантазий для проведения занятий творческих студий и мастерских;

- оборудованная купальня на Обском море;

- собственная котельная, поэтому в корпусах тепло даже в самые сильные морозы;

- большая оборудованная прачечная;

- собственный автопарк.

В корпусах дети проживают в 4-5-местных комнатах, на каждом этаже располагаются:

- санитарно-гигиенические блоки, оборудованные душевыми, комнатами гигиены, санузлами, сушилками;

- комнаты вожатых;

- холл для проведения отрядных мероприятий.

Ключевыми отраслями управления материально - технического обеспечения являются:

- санитарно – эпидемиологическое благополучие и безопасность,

- обеспечение питания,

- медицинские и санаторные услуги.

Санитарно – эпидемиологическое благополучие и безопасность[28]

ДСОЛКД «Тимуровец» оборудован системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с нормами проектирования внутреннего водопровода и канализации зданий, горячего водоснабжения. Все системы находятся в рабочем состоянии.

Температура воздуха в жилых комнатах - не ниже 18 °С, в палатах изолятора - 20 °С, в вестибюле - 16 °С. Относительная влажность составляет 40-60 %.

Все основные помещения имеют естественное освещение.

Поверхности стен, потолков, полов основных помещений гладкие, позволяющие проводить их уборку и дезинфекцию.

Оборудование и мебель учреждения соответствуют гигиеническим и педагогическим требованиям и учитывают росто-возрастные особенности детей.

Перед началом оздоровительного сезона проводится генеральная уборка территории оздоровительного учреждения, а также профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений.

Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) - перед началом каждой смены проветривают и просушивают на воздухе. Один раз в год перед началом оздоровительной компании постельные принадлежности подвергаются химической чистке.

Помещения столовой подлежат ежедневной влажной уборке.

Моющие и дезинфицирующие средства хранят в таре изготовителя в специально отведенных помещениях в соответствии с инструкциями.

Банные дни проводят не реже 1 раза в 7 дней.

Постельное белье и полотенца для лица и ног меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Требования к устройству, содержанию помещений пищеблока, оборудованию, инвентарю, посуде и таре соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания.

Транспортирование пищевых продуктов проводят в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохранение от загрязнения.

Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаются документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Не допускается хранение скоропортящихся продуктов без холода.

Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы.

В целях контроля за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Суточные пробы хранятся не менее 48 ч с момента окончания срока реализации блюд в специально отведенном в холодильнике месте при температуре 2-6 °С.

Мытье столовой посуды осуществляется механическим или ручным способом. Для обработки посуды используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению.

В режиме дня на физкультурные и оздоровительные мероприятия отводится не менее 3 ч. План физкультурно-оздоровительной работы согласуется с врачом. Все мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивного характера проводят под контролем медицинских работников. Физкультурно-оздоровительная работа проводится с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Занятия детей в спортивных секциях и участие в соревнованиях согласуется с врачом.

Все работники проходят предварительный, при поступлении на работу, и периодические профилактические медицинские осмотры в соответствии с порядком, определенным федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. К работе с детьми допускаются только сотрудники, привитые против дифтерии.

В целях охраны и укрепления здоровья детей и подростков, проведения профилактической работы оздоровительное укомплектовано подготовленным медицинским персоналом.

Руководитель учреждения обеспечивает выполнение санитарных правил. Медицинский персонал учреждения осуществляет повседневный контроль над соблюдением санитарных правил.

За нарушение санитарного законодательства руководитель несет ответственность в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Обеспечение питания[29]

В лагере пятиразовое сбалансированное питание (завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), со строгим соблюдением времени между приемами пищи. Готовят еду квалифицированные повара – разнообразно и вкусно, с обязательным включением в меню соков, овощей и фруктов. В меню отсутствуют острые блюда, из рациона исключены тяжелые и искусственные жиры. Качество поступающих на пищеблок продуктов находится под постоянным санитарно-гигиеническим контролем.

Программа оздоровительного питания ДСОЛКД «Тимуровец», помимо общих гигиенических требований (калорийность, витаминизация и др.) реализуется путем специально разработанной методики оздоровительного питания, коррекции витаминного и минерального состава внутренней среды организма, восстановлением нормальной микрофлоры кишечника.

Методика оздоровительного питания согласована и одобрена Сибирским Федеральным центром оздоровительного питания и органами федерального Госсанэпиднадзора.

Дневной рацион ребенка в лагере «Тимуровец» составлен на основе принципов рационального диетического питании и удовлетворяет физиологическую потребность ребенка в питательных веществах, как по необходимому набору питательных веществ, так и средним энергозатратам.

Медицинские и санаторные услуги[30]

Медицинская база оснащена современным оборудованием.

Профильные направления оздоровления: заболевания опорно-двигательной, бронхо-легочной систем, ЛОР-заболевания, неврология.

С детьми работают квалифицированные специалисты – врачи и медсестры первой и высшей категории – это люди, которые любят свою работу, детей и искренне хотят, чтобы они были крепкими, здоровыми и успешными.

Медицинский корпус – двухэтажное кирпичное здание, в котором располагаются:

- кабинет ЛОР врача;

- физиотерапии;

- стоматологический кабинет;

- кабинет подводного душа-массажа, вихревые ванны;

- ванное отделение на 6 ванн (хвойные и жемчужные ванны);

- кабинет ингаляционной терапии;

- процедурный кабинет;

- галакамера (спелеопещера);

- изолятор.

Здание водно - процедурного комплекса включает в себя:

- душ Шарко;

- циркулярный душ;

- сауну;

- бассейн;

- отделение массажа.

В отдельно стоящем здании находятся:

- оборудованный зал ЛФК;

- фитобар.

Под руководством опытного инструктора ЛФК дети осваивают эффективные комплексы упражнений в зале и бассейне.

Дети живут в соответствии со специально разработанным режимом дня. Ежедневные утренние зарядки включают упражнения для поднятия общего тонуса организма, а вечерние упражнения направлены на восстановление дыхания и снятие нервного возбуждения. В течение дня проводятся лечебные гимнастики для глаз, для профилактики плоскостопия, упражнения, корректирующие осанку, и дыхательная гимнастика.

Созданное единое воспитательное и оздоровительное пространство лагеря на основе психологической, методической, педагогической готовности педагогов и вожатых усиливает роль профилактического и реабилитацинноного направления в санаторном оздоровительном лагере.

Осуществление программы по внедрению в педагогическую деятельность элементов профилактической и реабилитационной медицины и здорового образа жизни, способствует оздоровлению, как детского коллектива, так и студенческого педагогического коллектива.



2016-09-16 644 Обсуждений (0)
Анализ элементов управления ДСОЛКД «Тимуровец» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ элементов управления ДСОЛКД «Тимуровец»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)