Соотношение профессиональных и игровых компонентов метода «кейс-стади»
Алгоритм конструирования ситуационного обучения с использованием Метода «кейс-стади» На первом этапе разрабатывается модель конкретной проблемной ситуации (на материале реальных ситуаций жизни и деятельности), отображающей тот объем знаний, умений и навыков, которые студент должен освоить. Эта модель представляет собой банк информации – «кейс», пакет учебного материала (текст объемом до 40 страниц: описание проблемной ситуации, аналитический материал по решению подобных, но более простых ситуаций из других областей и сфер деятельности; схемы и методики анализа ситуаций; хрестоматийный материал в сжатом виде и др.). На втором этапе перед студентами ставится задача, и они изучают содержание кейса, обращаясь к материалам лекций, конспектам, справочной, научной и методической литературе. На третьем этапе осуществляется детальное обсуждение текста. Преподаватель выступает в роли ведущего и консультанта. При необходимости он предлагает дополнительную информацию, ставит проблемные вопросы, фиксирует на доске ответы. На четвертом этапе студенты стараются выделить основные составляющие проблемы и наметить пути ее решения, продуцируют идеи. На пятом этапе, как правило, проводиться ситуационно-ролевая игра. Она дает возможность ее участникам эмоционально пережить проблемную ситуацию, сопереживая ее героям. На шестом этапе осуществляется рефлексия игры, формулируются выводы. Рекомендации по процедуре проведения занятия с использованием Метода «кейс-стади» Предварительно, до начала занятия, материалы ситуации (кейсы) раздаются студентам, которые знакомятся с ними самостоятельно. Учебную группу необходимо разделить на команды (рабочие группы) по 5-6 человек в каждой. На протяжении 1,5 – 2 часов (в зависимости от ситуации время может быть иным) ситуация рассматривается в подгруппах в разных аудиториях или в одной но так, чтобы команды друг другу не мешали. После чего группа собирается в полном составе и, после аргументированного представления каждой командой своей версии, начинается дискуссия. Каждая команда обговаривает не только свою позицию, но и своих коллег. Преподаватель координирует ход обсуждения, направляя его, но ни в коем случае не доминируя в аудитории. Задача преподавателя - инициировать всех студентов, предоставить возможность раскрыться всем. В конце дискуссии преподаватель дает оценку каждой подгруппе и каждому студенту. Преподаватель должен: - во-первых, осуществить собственный анализ и проработать максимальное количество альтернативных оценок; - во-вторых, выбрать и озвучить вопросы для дискуссии, которые акцентируют внимание участников на специфические стороны ситуации, побудят их к высказыванию широких и противоречивых взглядов, направят на принятие решения; - в-третьих, представить, что будут говорить студенты, спрогнозировать их возможные ответы и реакции, сравнивая их с мнениями других аналитиков; - в-четвертых, необходимо дать возможность студентам ознакомиться с текстом ситуационной модели, поручая каждому из них сформулировать свои вопросы в период дискуссии. При подготовке ситуации (кейса) для обсуждения студентам необходимо придерживаться следующих правил: - быстро, прочитать текст, чтобы выделить общие проблемы ситуации и характер информации представленный для анализа; - внимательно перечитать текст ситуации и карандашом подчеркнуть основные моменты; - выписать на отдельном листе бумаги главные проблемы. Потом еще раз перечитать текст. Рассортировать информацию на важную и такую, что имеет лишь косвенное отношение к проблемам, которые рассматриваются в ситуации; - в разных аспектах рассмотреть ситуацию и определить приоритетность проблем и альтернатив; - составить список ключевых фактов; - разработать ряд рекомендаций для решения этих проблем; - оценить свои решения. Успех обучения анализу конкретных ситуаций зависит от активности студентов, которые должны научиться: 1) формулировать свои идеи и быть готовыми их защитить; 2) слушать других и оценивать их позиции; 3) придерживаться широкого подхода к оценке вариантов, быть готовыми сменить свою позицию под влиянием новых обстоятельств и идей; 4) принимать решения, не уклоняться от него; 5) получать удовлетворение от совместной работы в команде.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |