Из устногонародноготворчества
Общая характеристика учебного предмета Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 5 классе – 105 часов (3 урока в неделю),согласно региональному базисному плану - 102 часа.Обязательная часть основной программы составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования (выделено курсивом). Результаты изучения предмета «Литература» Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
Рабочая программа составлена на основе: · Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; · Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения) · Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин,– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 – 208с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана Учебно - методический комплект включает в себя: У ч е б н и к: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.С. Меркин. – М.: Русское слово, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по литературе. Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература». 5 класс: в 2 ч. – М.: Русское слово, 2013. П о с о б и е д л я у ч и т е л я : Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 5 класс: методическое пособие/ Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С. Меркина.- М.: ООО «Русское слово», 2013.
И н ф о р м а ц и о н н о – м е т о д и ч е с к а я и И н т е р н е т п о д д е р ж к а : 1. Журнал «Литература в школе». 2. Газета «Первое сентября. Литература». 3. Сайт для учителей литературы.
Формы организации учебного процесса: урок, внеклассное чтение, урок актёрского мастерства, развитие речи, урок-проект. Формы текущего контроля знаний: проверочные работы, тесты, контрольные работы, зачеты, чтение наизусть, сочинения
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ Введение Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебником (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словарь, различные рубрики). Теория литературы: автор, герой, художественная литература. Универсальные учебные действия:работа с учебником и диском; лексическая работа. Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство ( репродукции, помещенные на обложках учебника и на диске)
Из мифологии Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж, античная мифология, эпитет, составной эпитет. Универсальные учебные действия:представление книги Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции»; выразительное чтение, составление таблицы; подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ; сообщение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: гомеровские сюжеты в искусстве. Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений, основанных на преданиях своего края о героических событиях и людях. Краеведение:легенды и предания в регионе. Творческая работа: исследовательский проект «Легенды и предания нашего края». Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии. Внедрение: организация в библиотеке книжной выставки «Легенды и предания нашего края» и проведение по ней экскурсии. Из устногонародноготворчества Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. Пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица». Теория литературы:жанр,загадки, пословицы, поговорки ; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка ( развитие представлений); композиция. Универсальные учебные действия: исследовательская работа с текстом; применение теоретико-литературных понятий;сопоставление сказок различных типов; сопоставление сказки и мифа; формулирование микровыводов и выводов; характеристика лексики;различные виды чтения и пересказа, в том числе художественный пересказ; рассказ по картине; составление таблиц, лексическая работа (определение значения непонятных слов с помощью толкового словаря); создание комментария к иллюстрациям; подготовка рабочих материалов для сочинения. Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (мифы и сказки; «Пословицы русского народа» В.И.Даля ) изобразительное искусство (иллюстрации, рисунки учащихся); художественные и анимационные фильмы по мотивам сказок. Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих позиций, основанных на народных представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости, верности, преданности, любви. Краеведение:сказки и произведения других фольклорных жанров в регионе. Творческая работа: подбор иллюстраций к сказкам ; рассматривание иллюстраций И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка» и сопоставление их с русской народной сказкой; исследовательский проект «Фольклор нашего края» ; сочинение бытовой сказки; экскурсия по книжной выставке. Возможные виды внеурочной деятельности:вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др. Внедрение: подготовка к изданию и тиражирование альманаха, составленного на основе материалов исследовательского проекта; разработка и создание компьютерной презентации «Иллюстратор русской сказки И.Я.Билибин».
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |