Принципы построения финансовой системы РФ
Для реализации функций управления как на региональном, так и муниципальном уровнях необходимо использование финансовых инструментов. Понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями, да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» — это не тождественные понятия. «Денеж ные отношения» - более широкое понятие, тогда как финансы - лишь часть денежных отношений. Деньги— это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. В условиях товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также использоваться в расчетах между странами. Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения. Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной жизни, как государство. Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения созданного продукта, через налоги. В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись прежде всего его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства. Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Распределительная функция финансовсвязана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы. Созданный в обществе валовой внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:
- наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т. п.); - дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики; - неравномерностью развития отдельных территорий, отраслей хозяйства.
В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия – дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения. Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие: 1)налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление; 2)государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения; 3)регулирование или контроль посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них; 4)установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий). Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению. Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т. п.). Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы — это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности. Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран имеются также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств. Финансам присущи следующие принципы: единство; сбалансированность; целевая направленность; диверсификация; стратегическая ориентированность. Принцип единства основан на том, что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, форм финансовой документации и отчетности, порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, организации расчетов и платежей, формирования затрат и финансовых результатов, применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины. Принцип сбалансированностиозначает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования за счет поступлений и доходов, в том числе собственных, заемных средств банков и привлеченных средств коммерческих кредиторов. Целевая направленность - весьма важный принцип финансирования. К целям государственных финансов относятся: мобилизация доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям. Принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов проявляется двояко: 1) инвестирование денег из различных источников в разные объекты и имущество; 2) создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельности. Диверсификация обеспечивает общий рост доходов. Она позволяет снизить риск банкротства и повышает конкурентоспособность предприятия. Вместе с тем она сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Это требует высокой маневренности в их использовании. Принцип стратегической ориентированности означает, что для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное финансирование производства, сферы услуг, включая не только покрытие текущих затрат, но и вложения инвестиционного характера на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Роль финансов заключается в экономической стабилизации, трансформации экономических отношений, адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям, стимулировании инвестиционной активности, решении социальных задач. Характерными признаками финансовявляются: 1)распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса и связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; 2)односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; 3)создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляет собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают: - на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами; - на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем; доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты (стипендии, пенсии, пособия); потребительский кредит; - на уровне государства, органов местного самоуправления (МСУ): доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на сферы централизованных (публичных) и децентрализованных финансов (финансы организаций и домашних хозяйств). Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций. Финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) национального хозяйства. Финансовая системакак форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: - у хозяйствующих субъектов; - у населения; - у государства и органов местного самоуправления. Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных подсистем финансовых отношений: 1)финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2)публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); 3)финансы домашних хозяйств. В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь — на звенья, подразделения и т. п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.
Финансовая подсистема ФКС делится: 1)на централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий; государственное страхование; 2)децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы кредитных организаций; финансы страховых организаций; 3)финансы домашних хозяйств. Кредитная подсистема ФКС включает: 1)банковскую сферу: эмиссионные банки; неэмиссионные банки (коммерческие и специализированные); 2)парабанковскую сферу: специализированные финансово-кредитные институты (кредитные товарищества, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т. д.); почтово-сберегательные учреждения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1143)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |