Функции и роль финансов в муниципальных образованиях
В условиях формирования демократического устройства общества и становления местного самоуправления как одной из его фундаментальных основ особое значение для реализации задач улучшения качества жизни населения приобретают вопросы развития финансового потенциала территории и финансового обеспечения местных органов власти. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования. Муниципальные финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения. В широком смысле слова муниципальные финансы рассматриваются как весь комплекс денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования. В узком смысле слова муниципальные финансы понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций. Муниципальные финансы в каждой конкретной стране зависят от типа организационного устройства государства и его административно-территориальной структуры. Факторами,определяющими механизм финансового обеспечения и возможности развития муниципальных образований, являются: распределение полномочий между различными уровнями властных структур, задачи, стоящие перед органами местного самоуправления, число и величина муниципальных образований, степень их социально-экономической дифференциации и др. Несмотря на различие систем предоставления финансовых средств в разных странах, в их основе лежит принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Муниципальные финансы в широком понимании включают финансы муниципальных органов власти и финансы самодеятельных экономических субъектов муниципального образования. Характерными признаками муниципальных финансов (присущих финансам как экономической категории) являются: - денежный характер отношений; - безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды; -принудительная со стороны органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных пла- - отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме. Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают муниципальный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитарных предприятий. Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах — бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расширение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов (см. главу 7). Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов. Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий. Муниципальные финансы основываются на следующих принципах: — специфические: единства, сбалансированности, целевой направленности, диверсификации, стратегической ориентированности; - общие принципы управления экономическими процессами: контроль исполнения принятых решений, учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования, учет стратегических целей и перспектив. Муниципальные финансы выполняют основные функции, присущие финансам как экономической категории. Вместе с тем реализация данных функций характеризуется определенной спецификой. Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер. Следовательно, основная функция муниципальных финансов — распределительная. Распределительная функциямуниципальных финансов состоит в том, что посредством распределения и перераспределения вновь созданной на территории муниципального образования стоимости осуществляется обслуживание территориального воспроизводства, формирование и использование денежных фондов, предназначенных для финансирования социально-экономического развития муниципального образования. В отличие от федеральных финансов местные финансы выполняют функции по обеспечению финансовой основы удовлетворения общественных потребностей не для общества в целом, а для определенной его части, объединенной границами конкретного муниципального образования. Муниципальные финансы имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой экономических и социально-политических условий конкретной территории, а также местом и ролью данной территории в системе межхозяйственных связей в экономике. Объем и структура фондов денежных средств, формируемых органами местного самоуправления, зависят от закрепленных за ними полномочий и обязанностей. Местные финансы участвуют в перераспределении аккумулируемых ресурсов по направлениям, приоритетным для муниципального образования. Они в наибольшей степени приближены к потребностям конкретной территории. Это создает возможность более эффективного использования денежных ресурсов территории в сравнении с общегосударственными денежными фондами. Локальные масштабы территории и ограниченные объемы территориального распределения финансовых ресурсов облегчают задачи контроля за их целенаправленным использованием. В целом распределительная функция муниципальных финансов позволяет: - создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; - осуществлять внутрихозяйственное, внутрирегиональное, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; - создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, местного самоуправления, а также осуществлять накопления населением. Контрольная функция муниципальных финансов выражается в осуществлении контроля за фондами муниципального образования, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и структуре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций. Местные финансы имеют ярко выраженную социальную направленность. Они играют существенную роль в обеспечении компенсации малообеспеченным слоям населения определенных издержек, связанных с функционированием рыночной системы хозяйствования (безработица, рыночные цены на товары и услуги и т. д.). Роль муниципальных финансов состоит: — в экономической стабилизации; — в трансформации экономических отношений; — в адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям; — в стимулировании инвестиционной активности; — в решении социальных задач. Управление местными финансами находится в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, действующим финансовым механизмом. Финансовыми полномочиями в Российской Федерации обладают финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы муниципального финансового контроля. Институциональная структура финансовой системы России представлена совокупностью финансовых учреждений, которыми осуществляется процесс управления. К ним в первую очередь относятся учреждения представительной и исполнительной власти. Представительными органами власти, участвующими в процессе управления муниципальными финансами, являются городские, районные думы, депутаты, которые рассматривают, утверждают местные бюджеты, контролируют ход их исполнения, проводят последующий контроль исполнения бюджетов. Исполнительные органы власти в лице местных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение местных бюджетов, ведение финансовой отчетности по пополнению местных бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице местных финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств, управляют муниципальным долгом. На муниципальном уровне в состав аппарата управления финансами могут входить: - комиссия по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления; - управление (департамент, отдел) финансов;аппарат департамента контроля Минфина РФ; городской (районный) орган (отделение) федерального казначейства или муниципальное казначейство; - городское (районное) управление главного управления ЦБ субъекта Федерации; городские (районные) налоговые службы; счетная комиссия представительного органа местного самоуправления; городская (районная) таможня. В области регулирования финансовых правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся: - установление порядка, а также составление и рассмотрение проектов, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль исполнения и утверждение отчетов об исполнении; - определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, других доходов; - определение порядка и условий, а также предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; - определение порядка, а также осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |