Психологическое сопровождение системы мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, следующие требования: постоянный сбор информации о субъектах контроля, т.е. выполнение функции слежения; изучение субъекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Определение направленности мониторинга предполагает следующим шагом разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга. В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики: формализованные и мало формализованные методы. Формализованные методы:тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты. Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики. Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе ДО ДОО. В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки. В системе мониторинга ДОО предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов. • Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников Педагог-психолог осуществляет: • Психологическую диагностику познавательных процессов детей • Психологическую диагностику личностных качеств. • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОО может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников. Младший возраст (3-4 года): • понимание речи; • активная речь; • сенсорное развитие; • игра; • развитие пространственных представлений; • рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.); • поведение (взаимоотношения с взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет): • слуховое восприятие (различение неречевых шумов); • зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений); • пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов); • мелкая моторика; • связная речь (умение выразить свою мысль); • развитие мышления; • анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.; • игра — уровень игры, преобладающий вид общения; • социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет): • слуховое внимание; • зрительно-пространственный гнозис–познание предметов, явлений, их значения и смысла; •зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану; • общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения; • развитие графической деятельности; • латеральные предпочтения; • мыслительная деятельность; • игровая деятельность; • анализ продуктов деятельности; • коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет): • зрительно-моторная координация; • ритмическое чувство; • переключение движений; • рядограммы (последовательность времен года, дней недели); • звуковой анализ слов; • умение определять состав числа; • выделение 4-го лишнего, простые аналогии; • составление сюжетного рассказа по серии картин; • понимание логико-грамматических конструкций; • установление причинно-следственных связей; • ориентировка на листе бумаги. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом. РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |