Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.8. Многофункциональные статистические критерии



2018-07-06 453 Обсуждений (0)
Тема 2.8. Многофункциональные статистические критерии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План

 

1. Понятие многофункциональных критериев.

2. Угловое преобразование φ* Фишера.

3. Биномиальный критерий m.

 

1. Многофункциональные критерии – это критерии, которые могут использоваться по отношению к самым разнообразным данным, выборкам и задачам. Данные могут быть представлены в любой шкале измерения. Выборки могут быть как зависимые, так и независимые.

Суть этих критериев состоит в определении того, какая доля наблюдений (реакций, выборов) в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом, а какая нет.

Таким эффектом может быть:

1) определенное значение качественно определяемого признака (например, выбор правой дорожки из 2-х, отнесенность к определенному полу и т.д.);

2) определенный уровень количественно измеряемого признака (например, решение задачи менее чем за 10 мин; получение оценки, превосходящей проходной балл и т.д.);

3) определенное соотношение значений или уровней исследуемого признака (например, преобладание положительных сдвигов над отрицательными).

Т.е. эти критерии позволяют решать все 3 задачи сопоставлений - сравнение уровней исследуемого признака, оценки сдвигов в значениях исследуемого признака, а также сравнение распределений.

 

2. Критерий φ* Фишера предназначен для сопоставления двух любых выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Он оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок по данному эффекту.

Суть углового преобразования состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле соответствует больший угол φ. Преобразование осуществляется по формуле

φ=2arcsin( ), где Р – процентная доля, выраженная в долях единицы. Для нахождения углов φ составлены таблицы.

Графически этот метод означает следующее:

100% составляет угол φ=π, тогда процентные доли представлены как сектора с углами φ1 и φ2.

Критерий φ* позволяет определить, действительно ли один из углов достоверно превосходит другой.

φ*эмп=( φ1 - φ2) , где φ1 > φ2.

φ*крит = const.

1,64 (р≤0,05)

φ*крит=

2,31 (р≤0,01).

Если φ*эмп*крит, то Н0 отвергается.

Гипотезы: Н0 – доля лиц, у которых проявляется интересующий эффект в 1 выборке не больше, чем во 2.

Н1 –доля лиц, у которых проявляется интересующий эффект в 1 выборке больше, чем во 2.

Ограничения. 1. Ни одна из долей не должна быть равной 0.

2. Объемы выборок 2≤n<∞. При этом соблюдаются следующие соотношения:

а) n1 =2 - n2≥30,

б) n1 =3 - n2≥7,

в) n1 =4 - n2≥5,

г) при n1, n2≥5 – любые сопоставления.

Пример. Различаются ли 2 группы студентов по успешности решения новой экспериментальной задачи, если в 1-й группе из 20 человек справились 12, а во 2-й – из 25 человек справились 10.

Решение.

  решили не решили суммы
1 гр. 12 (60%)
2 гр. 10(40%)
суммы

 

После нахождения процентных долей вопрос задачи можно задать по-другому: достоверно ли различаются эти процентные доли при данных объемах выборки?

Гипотезы: Н0 – доля лиц, справившихся с задачей, в 1 группе не больше, чем во 2 группе.

Н1 – доля лиц, справившихся с задачей, в 1 группе больше, чем во 2 группе.

По таблице находим φ1(60%) = 1,772 и φ2(40%)= 1,369.

φ*эмп=( 1,772 – 1,369) ≈ 1,34.

По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H0 .

 

Н0 р≤0,05 р≤0,01 Н1

1,64 2,31

 

 

3.Биномиальный критерий m предназначен для сопоставления частоты встречаемости какого-либо эффекта с теоретической или заданной частотой его встречаемости.

Он позволяет оценить, на сколько эмпирическая частота интересующего нас эффекта ПРЕВЫШАЕТ заданную частоту.

mэмп = эмпирической частоте наблюдений, в которых есть интересующий нас эффект.

Применение этого метода существенно, если:

1) дана одна выборка, и ее надо исследовать в целом (а не делить на две части для применения критерия φ*),

2) n≤30, что не позволяет применять критерий . Если же n>30, то используя критерий m, сэкономим время при подсчете .

Гипотезы: Н0 – частота встречаемости данного эффекта в обследованной выборке не превышает теоретической (заданной, ожидаемой и др.) частоты.

Н1 – частота встречаемости данного эффекта в обследованной выборке превышает теоретической (заданной, ожидаемой и др.) частоты.

 

Хотя критерий m и прост, но есть особенности его использования. Для сопоставления эмпирической частоты с теоретической при разных вероятностях исследуемого эффекта и в зависимости от гипотез выбирают критерии, используя след. таблицу.

 

Заданная вероятность Н1: fэ>fт Н1: fэ<fт
n критерий n критерий
р<0,5 р=0,5 р>0,5 2≤ n ≤50 5≤ n ≤300 n≥30 m m n≥30 5≤ n ≤300 2≤ n ≤50 G m

 

Для применения критерия сначала находим теоретическую частоту встречаемости эффекта по формуле fт =nP, где Р заданная вероятность исследуемого эффекта, n – количество наблюдений в выборке.

mэмп = fэмп

По соотношению эмпирической и теоретической частот и заданной вероятности определяем по таблице к какому критерию относится данный случай сопоставлений. Если применим критерий m, то находим критические значения в таблице в зависимости от n и Р.

Ограничения:

1. n≥5,

2. n<50~300 (в зависимости от ситуации),

3. Р≤0,5, m – критерий позволяет проверить гипотезу лишь, что частота встречаемости интересующего нас эффекта превышает заданную вероятность Р.

4. В случае, когда Р>0,5 и fэ<fт, гипотезы преобразуются в противоположные.

Пример 1. В тренинге профессиональных наблюдателей допускается, чтобы наблюдатель ошибался в оценке возраста ребенка не более чем на 1 год. Наблюдатель допускается к работе, если он совершает не более 15% ошибок. А сделал 1 ошибку из 50 попыток, В– 15 ошибок из 50 попыток. Достоверно ли отличаются эти результаты от контрольной величины?

Решение. Найдем fт = nР=50х0,15=7,5.

Получаем, что у А: fэ<fт, а у В: fэ>fт.

1. Рассмотрим ситуацию для В.

Гипотезы: Н0 – количество ошибок у Вне больше, чем предусмотрено контрольной величиной.

Н1 – количество ошибок у Вбольше, чем предусмотрено контрольной величиной.

Р=0,15<0,5 и fэ>fт. Применяем критерий m.

mэмп = fэ=15.

Для n=50, Р=0,15, Q=0,85 находим в таблице

13 (р≤0,05)

Sкр=

15(р≤0,01)

По оси значимости делаем вывод, что с уровнем значимости р=0,01 принимается гипотеза H1, т.е. ошибок у В больше, чем предусмотрено.

 

Но р≤0,05 р≤0,01 Н1

13 15

2. Рассмотрим ситуацию для А.

Гипотезы: Н0 – количество ошибок у Ане меньше, чем допустимо.

Н1 – количество ошибок у А меньше, чем допустимо.

n =50, Р=0,15<0,5 и fэ<fт. Применяем критерий χ2.

Применяя критерий χ2, сопоставим эмпирические частоты ошибочных и правильных ответов с теоретическими частотами, равными соответственно – 7,5 для ошибочных ответов и (50 – 7,5)=42,5 для правильных ответов. Т.к. признак имеет 2 разряда (ошибочные и правильные ответы), то ν=2-1=1, поэтому сделаем поправку на «непрерывность».

χ2эмп= = + = 5,65.

 

3,84 (р≤0,05)

χ2кр=

6,64 (р≤0,01)

По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H1 с уровнем значимости р≤0,05.

 

 

Пример 2. (из 2-го вопроса об успешности решения задачи)

 

  решили не решили суммы
1 гр. 12 (60%)
2 гр. 10(40%)
суммы

 

Сопоставим процент успешности каждой группы со среднестатистическим процентом успешности решения этой задачи, который равен 55%.

Найдем теоретические частоты:

для 1 группы fт= n1Р=20 х 0,55=11,

для 2 группы fт= n2Р=25 х 0,55=13,75.

1. Для 1 группы. Р=0,55>0,5, fэ=12> fт . Но т.к. n1=20<30, то ни критерий m и ни χ2 не применимы. Тогда используем критерий φ*, но для этого необходимо знать, сколько испытуемых было в выборке, по которой определялся среднестатистический процент, φ*эмп=( φ1 - φ2) .

1. Для 2 группы. Р=0,55>0,5, fэ=10< fт. Это последний случай таблицы, когда применим критерий m, но гипотезы переформулируем на противоположные. Эффектом будем считать не «успешность решения», а «нерешенность» задачи.

Тогда новая вероятность Р' = Q = 1 – 0,55= 0,45 <0,5.

fэ'=25 – 10 =15, fт'= 25 – 13,75=11,25, fэ>fт.

Получили первый случай применения критерия m по таблице.

Гипотезы: Н0 – процент нерешенности задачи не превышает заданного процента неудач.

Н1 – процент нерешенности задачи превышает заданный процент неудач.

mэмп = 15, для n=25, Р'=0,45, Q'=0,55

16 (р≤0,05)

m кр=

18 (р≤0,01)

По оси значимости делаем вывод, что принимается гипотеза H0 – процент нерешенности задачи не выше заданного процента неудач, т.е. переходя к исходной задаче, получаем, что процент успешности решения задачи не ниже заданного процента.

 

Но р≤0,05 р≤0,01 Н1

16 18

 



2018-07-06 453 Обсуждений (0)
Тема 2.8. Многофункциональные статистические критерии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.8. Многофункциональные статистические критерии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)