Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности — юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль. Структура субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) возможность обращения за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Юридическая обязанность — это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию. Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъективного права, имеет следующую структуру: 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Различия между субъективным правом и юридической обязанностью: 1)если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность — «чужие» интересы (управомоченного лица); 2)если субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя). Вместе с тем рамки («мера») и возможного поведения (субъективного права), и необходимого поведения (юридической обязанности) должны быть четко очерчены в законодательстве.
15.7. Объекты правоотношений: понятие и виды Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ. Выделяют два подхода к пониманию данной категории: - согласно первому из них объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей; - согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых) объекты весьма разнообразны и могут быть:
1) материальными благами (вещи, ценности, имущество и т. п.); 2) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т. п.); 3) продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т. д.); 4) результатами действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т. п.); 5) ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т. д.).
15.8. Понятие и классификация юридических фактов Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм. Юридические факты классифицируются по различным основаниям: 1) по характеру наступающих последствий они делятся на: — правообразующие (поступление в вуз); — правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения); — правопрекращающие (окончание вуза); 2) по связи с волей участников правоотношений — на: — события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т. п.); — действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последние делятся на правомерные и противоправные. Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, — сделки, судебные решения и т. п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т. д.). Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.
Рекомендуемая литература Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. Варламова Н. В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. № 4. Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981. Дидин А. П. Диалектика правоотношения. Саратов, 1983. Дурденевский В. Н. Субъективное право и его основное разделение // Правоведение. 1994. № 3. Иванова 3. Д. Юридические факты и возникновение субъективных прав граждан // Советское государство и право. 1980. № 2. Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. Крашенинников Е. А. Интерес и субъективное право // Правоведение. 2000. № 3. Кропачев Н. М., Прохоров В. С. О понятии правовых отношений // Правоведение. 1985. № 3. Малько А. В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 2000. № 3. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. Матузов Н. И. Общие правоотношения и их специфика //Правоведение. 1976. № 3. Пионтковский А. А. К вопросу о взаимоотношении объективного и субъективного права // Советское государство и право. 1958. №5. Протасов В. П. Категория «объект правоотношения». Системный и деятельный подход // Советское государство и право. 1988. №2. Протасов В. Н. Правоотношение как система. М., 1991. Тархов В. А. К вопросу о правовых отношениях // Правоведение. 1965. № 1. Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. Чечот Д. М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968.
Глава 16 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 16.1. Юридическая практика: понятие и признаки Юридическая практика - это особый вид социально - демократической практики, представляющий собой деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению, и т. д.) юридических предписаний, взятую в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»: - юридическая практика — это юридическая деятельность; - юридическая практика — это социально-правовой опыт; - юридическая практика — это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом. Последняя точка зрения разделяется большинством ученых юристов. Признаки юридической практики:
Юридическую практику необходимо отличать от научно-теоретической деятельности по изучению правовых явлений. Если результатами юридической практики являются различного рода правовые акты (законы, указы, договоры, судебные решения и т. д.), направленные на изменение социальной и правовой жизни, то результатом научной деятельности выступает теоретическое знание (в виде доктрины, учения, понятий, закономерностей и т. д.), направленное на объективное отражение правовой реальности. 16.2. Структура юридической практики Структура юридической практики - это взятое в единстве внутреннее строение юридической деятельности и соответствующего социально-правового опыта, выражающееся во взаимосвязи и взаимодействии юридических действий, средств, результатов, правоположений и других ее элементов. В самом общем виде структура юридической практики включает в себя две крупныеподсистемы: - юридическую деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий; - социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве основного элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально цепные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности. Можно дать следующую краткую характеристику отдельных элементов юридической деятельности: 1) субъекты — это компетентные государственные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую, правоинтерпретационную и правоприменительную практику, а также участники юридической деятельности (граждане и организации), содействующие принятию и реализации правовых решений; 2) объекты — это те предметы материального мира и духовные ценности, по поводу которых совершаются различные правовые действия; 3) правовые действия — это выраженные во вне акты субъектов практики (например, издание нормативного правового акта, подписание договора), вызывающие конкретные юридические последствия; 4) средства юридической деятельности - это набор инструментов, используемых для достижения ее целей (например, в качестве средств выступают субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания в праве, льготы и иммунитеты и т. д.); 5) результаты правовых действий — определенные итоги конкретных юридических действий и операций.
16.3. Правоположения Важнейшей составной частью юридической практики является накопленный социально-правовой опыт. В течение длительного времени субъекты практики отбирают наиболее целесообразные, оптимальные варианты решения той или иной проблемы, которые нередко оформляются в виде правоположений. Правоположение — это наиболее оптимальные образцы, варианты разрешения типичных юридических дел (предписания общего характера), которые выработаны в ходе многолетней правоприменительной и иной юридической практики. Правоположения характеризуются следующими особенностями: - обеспечивают единообразное толкование и применение нормативных правовых актов; - позволяют конкретизировать содержание норм права, выступают промежуточным звеном, облегчающим разрешение конкретного юридического дела; - содействуют унификации практики восполнения пробелов в законодательстве; - способствуют отбору наиболее целесообразных юридических процедур, другими словами — процессуальные правоположения позволяют учитывать специфику определенных категорий юридических дел, оптимизируя юридический процесс в целом. Таким образом, правоположения имеют вспомогательный характер в ходе правового регулирования, обслуживают процесс применения права. Они адресованы в первую очередь профессиональным юристам и помогают им найти наиболее оптимальный вариант решения юридического дела. В юридической литературе по форме выражения выделают следующие виды правоположений: 1) правоприменительные обычаи — это правоположения, возникающие в текущей практике применения права и имеющие локальный, неустойчивый характер; 2) правоположения, содержащиеся в обзорах юридической Практики (в этой форме обобщаются, например, судебная, нотариальная, прокурорская практики); 3) прецеденты толкования правоположения, опубликованные в официальных сборниках и направленные на определение оптимального варианта решения наиболее сложных категорий дел. Наибольшее значение для юридической практики имеют, правоположения, содержащиеся в постановлениях центральных юрисдикционных органов (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ). Такие правоположения носят официальный и общеобязательный характер. Например, правоположения в форме руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства обязательны для всех нижестоящих судов.
16.4. Виды юридической практики В зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений юридическая практика подразделяется на следующие виды: 1) правотворческую практику; 2) правоприменительную практику; 3) правоинтерпретационную практику.
Правоприменительная практика, в свою очередь, может быть поделена на подвиды в зависимости от субъектов, ее осуществляющих: - судебная практика — наиболее развитый подвид юридической практики, характеризующийся четкой системой обобщения, фиксации и распространения положительного правового опыта; - прокурорская практика — это юридическая деятельность и соответствующий опыт органов прокуратуры по надзору за соблюдением законности и иным направлениям; - следственная практика — это деятельность правоохранительных органов по расследованию уголовных дел и обобщению практики раскрытия наиболее сложных преступлений; - практика органов внутренних дел — формируется на основе их деятельности по исполнению приговоров, постановлений и решений судебных органов, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, по надзору за соблюдением правил дорожного движения и т. д.; - арбитражная практика — складывается на основе разрешения хозяйственных споров; - нотариальная практика — это сама нотариальная деятельность и ее обобщенный и систематизированный опыт. В юридической литературе называются и иные основания для классификации юридической практики. Например, в зависимости от осуществляемых функций выделяют контрольную, учредительную, координационную, правоконкретизирующую, правообеспечительную и иные виды практик. 16.5. Функции юридической практики Функции юридической практики — это основные ее воздействия на правовую и социальную жизнь в целом. Основные отличительные признаки функций юридической практики: - представляют собой относительно самостоятельные направления юридической деятельности; - содержание и перечень функций в первую очередь определяются сущностью права, его социальным назначением в конкретный исторический период времени; - имеют своей целью совершенствование правовой системы и изменение социальной жизни в целом; - выражают связь практики со смежными сферами правовой реальности — нормами права, правосознанием, юридической ответственностью и т. д.; - их реализация в случае необходимости обеспечивается силой государственного принуждения. В юридической литературе функции юридической практики подразделяются на две большие группы — общесоциальные и специально-юридические. К числу общесоциальных функций относят: экономическую, политическую, идеологическую, познавательную, сигнально - информационную и др. Для совершенствования правовой системы особое значение имеют выполняемые юридической практикой следующие специальные функции: 1) правоконкретизирующая — проявляется в детализации содержания действующих норм права и восполнении пробелов в законодательстве на основе обобщения опыта правоприменительной деятельности; 2) функция оптимизации правообразования — связана с обратным воздействием юридической практики на процесс правотворчества, т. е. практика нередко сигнализирует о недостатках нормативной базы и указывает на приоритетные направления совершенствования законодательства; 3) правообеспечительная — юридическая практика обеспечивает процесс правового регулирования в целом, способствует реализации правовых целей различного уровня; 4) координационная - социально-правовой опыт позволяет осуществлять координацию, согласование в дальнейшем различных видов юридической деятельности; 5) контрольная – юридическая практика позволяет осуществлять контроль над состоянием законности и уровнем правопорядка в обществе.
16.6. Систематизации юридической практики Систематизации юридической практики — это деятельность государственных органон и иных субъектов по изучению и обобщению материалов юридической практики в целях ее совершенствования. Систематизация имеет особое значение для правоприменительной практики. Изучение и обобщение правоприменительной практики ведутся, как правило, в плановом порядке. Темы обобщений выбираются исходя из конкретных задач по обеспечению прав и свобод граждан, по укреплению законности, по борьбе с преступностью и т. д. Процесс систематизации юридической практики состоит из трех основных этапов: 1) познавательный (подготовительный) этап — сначала осуществляется изучение соответствующего законодательства, актов его толкования, опубликованных ранее материалов юридической практики по определенным категориям дел, юридической литературы, 2) этап разработки программы систематизации — включает в себя следующие стадии: определение периода времени систематизации (год, полугодие, квартал); анализ статистических данных за этот период; составление программы путем формулирования вопросов, по которым будет проводиться обобщение материалов; определение методов обобщения; отработка формы систематизации, фиксации результатов обобщения — анкеты, таблицы, графики и т. п.; 3) этап изучения дел и фиксации данных — характеризуется непосредственным анализом материалов юридической практики на основе ранее составленной программы систематизации; 4) этап подведения итогов и реализация материалов обобщения — по результатам изучения отдельной категории дел составляется обзор или справка, а также предлагается система конкретных мер по совершенствованию работы судов, правоохранительных органов, прокуратуры и других субъектов практики. В настоящее время показателем квалификации юриста служат не только объем и качество его теоретических знаний, способность ориентироваться в действующем законодательстве, но и знание юридической практики, умение оперировать ею – собирать, систематизировать и использовать. Рекомендуемая литература Карташов В. Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989. Леушин В. И. Юридическая практика в системе общественных отношений. Красноярск, 1987. Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Элементарный состав, М., 2000. С. 115-127 Палагина Е. Н. Функции юридической практики: Автореф. дис….канд. юрид. наук. Саратов, 2003. Придворова М. Н. Судебная практика в правовой системе Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук, Н. Новгород, 2003. Немытина М. В. Формирование судебной практики: концептуальный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3. Глава 17 ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА 17.1. Понятия и принципы законности Законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы две стороны: — наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона); — их выполнение, ибо только наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона). Принципы законности: 1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны); 2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности); 3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой — сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состоянии законности и демократии в обществе); 4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона). 5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона); 6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
17.2. Гарантии законности: понятие и виды Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Для установления режима законности в обществе должна быть создана система соответствующих условий (гарантий). К таким гарантиям можно отнести следующие. Политические, гарантии законности — представлены такими составляющими политической системы общества, как государство, конституционно закрепленные институты демократического политического режима, республиканской формы правления, федеративного устройства государства, политического плюрализма, многопартийности, разделения властей, гласности и проч. Духовные гарантии законности охватывают конституционно закрепленное идеологическое многообразие, различные формы общественного сознания, в том числе мораль, науку, правосознание, религию, искусство. К духовным гарантиям можно отнести также системы общего и профессионального образования, повышение уровня правовой культуры населения, работу средств массовой информации. Общественные гарантии законности включают в себя соответствующую деятельность муниципальных органов власти, партий, профсоюзных и иных организаций, добровольных обществ, объединений и союзов граждан, а также различных фондов, комиссий, комитетов, способствующую укреплению режима законности в обществе. Информационно-идеологические гарантии законности - это такие факторы общественного развития, как уровень распространенности и качество правовой информации, уровень развития правового воспитания, системы юридического обучения, уровень развития официальной правовой идеологии государства. Специально-юридические гарантии законности – это система специфических правовых институтов, непосредственно нацеленных на обеспечение законности. К таким гарантиям относятся: 1) законы и подзаконные акты как нормативно – правовая основа законности и их совершенствование; 2) внутри- и межведомственный контроль за соблюдением и выполнением законодательства; 3) система специальных государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности и правопорядка, а также совершенствование их деятельности; 4) иные специально-юридические гарантии (нотариат, адвокатура, институт жалоб, заявлений и предложений граждан, институт уполномоченного по правам человека и др.
17.3. Понятия правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права; 2) возникает в результате реализации данных норм; 3) обеспечивается государством; 4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь; 5) выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включающее в качестве ядра понятие первое. Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины). Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: - с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления; - с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т. е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни. Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократические содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
17.4. Понятие и признаки дисциплины В общетеоретическом контексте дисциплина, на наш взгляд, есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных); имеющих цель упорядочить определенные общественные отношения. Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками: 1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе той или иной совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т. п.). Известно, что любая совместная деятельность предполагает определенную согласованность; и организацию, что и достигается с помощью дисциплины; 2) она сопряжена с отношением подчинения одного субъекта другому, в котором содержатся определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры; 3) связана с подчинением юридическим и иным социальным (нравственным, партийным и проч.) обязанностям. Самое основное в дисциплине — это выполнение обязанностей, содержащихся в различных предписаниях юридического и неюридического плана; 4) она есть выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты - действия, т. е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Отсюда ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам; 5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок. Находясь в противостоянии к анархии и хаосу, дисциплина призвана обеспечивать согласованные и целенаправленные совместные действия внутри тех или иных коллективов и организаций, создавать необходимые условия для нормального существования любой общности людей. 17.5. Соотношение дисциплины с законностью, общественным порядком иправопорядком Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Законность и дисциплина между собой в органической взаимосвязи: законность предполагает дисциплину и сама в определенной степени зависит от нее. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности. C другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в литературе, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т. е. исполнение правовых требований в организационной сфере общественной жизни— на производстве, в учреждениях, "силовых" структурах и т. п.» (А. Б. Венгеров), Думается, все обстоит как раз наоборот. Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера. Это признается и па уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов». Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчеркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах. Поэтому дисциплина основывается не только на нормативно-правовых требованиях, но и на требованиях индивидуально-правового свойства, а также на нравственных, партийных и иных предписаниях. Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. Отсюда если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности — порядок правовой, который тоже можно оценивать как специфическое ядро общественного порядка.
Рекомендуемая литература Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. Байтин М. И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Гл. 8: Законность и правопорядок. Саратов, 200I Бахрах Д. Н. Вопросы законности в государственном управлении //Правоведение. 1992. №3. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности М., 1992. Братусъ С. Н. Юридическая законность и ответственность. М., 1976. Вопленко Н.НI. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983. Ведяхин В. М., Ефремов А. Ф. Политические гарантии законности // Правоведение. 2000. № 2. Гуцириев X. С. Законность и профилактика правонарушений (теоретико-правовой аспект). Санкт-Петербург, 1998. Ефремов А. Ф. Принципы и гарантии законности. Самара, 1999. Законность в Российской Федерации. М., 1998. Корелъский В. М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. М., 1987. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1. Ленин В. И. О «двойном» подчинении и законности // Полное собрание сочинений. Т. 45. Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5. Право и законность. М., 1987, Рабинович П. М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979. Тархов В. А. Справедливость и законность // Правоведение. 1987. № 2. Тихомировы. М. Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Советское государство и право. 1990. № 2.
РАЗДЕЛ V ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Глава 18. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 18.1. Правовое поведение: понятие и особенности С позиции права поведение человека в обществе может быть оценено как правомерное (например, уплата налога гражданином за принадлежащий ему земельный участок), противоправное (например, хищение лицом чужого имущества) или же юридически безразличное (например, оказание моральной поддержки и помощи на основе дружеских отношений одним лицом другому). Противоправное и правомерное поведение зачастую в юридической литературе объединяются под одним термином «правовое поведение». Юридически безразличное поведение не признается правовым, поскольку не подлежит воздействию со стороны права и регулируется иными социальными нормами (например, нормами нравственности, религиозными обычаями и традициями и т. д.). В предмет изучения теории государства и права включаются закономерности и специфические свойства только правового поведения (правомерного и противоправного), а юридически безразличное поведение остается за его пределами. Правовое поведение — это вид действия (или бездействия) человека, который получает оценку со стороны права и государства в силу своего особого социального значения. Характерные черты правового поведения: 1) выражается в двух формах — активного действия (например, подача лицом налоговой декларации) или пассивного бездействия (например, неоплата гражданином коммун
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |