Правовое регулирование бухучета и судебной бухгалтерии
Нормативную базу судебной бухгалтерии составляют источники различной юридической силы, пересекающиеся между собой на горизонтальном уровне. Это акты собственно бухучета, облеченные в правовую форму, а также нормативы, регулирующие предмет различных отраслей права, взаимодействующих с бухучетом, поскольку в их рамках (пределах) собственно применяются положения судебной бухгалтерии. В мировой практике сложилось два подхода к установлению правил ведения бухгалтерского учета. В англо-американской системе регулирование осуществляется через профессиональные неправительственные организации. В континентально-европейской, к которой исторически относится и Россия, нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого стало создание в 1973 г. Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране, т.е. возможность их использования зависит от законодательного закрепления такой обязанности идя субъектов хозяйствования. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухучет находится в ведении Российской Федерации, поэтому был разработан и принят Закон о бухучете, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухучета в стране. Таким образом, «официальный» бухучет регулируется только актами федерального уровня. В соответствии со ст. 3 Закона о бухучете правовую основу бухучета и судебной бухгалтерии составляет многозвенная система источников, иерархически выстроенная (исходя из их юридической силы) и распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации. Законодательство о бухучете (в широком смысле) состоит из Закона о бухучете, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухучета в стране, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Основными целями законодательства о бухучете являются: 1. обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; 2. составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона о бухучете). Формулировка первой цели нормативного регулирования, которую ставит перед собой законодатель, подчеркивает значимость информации, обобщаемой в системе бухучета на макроэкономическом уровне. Единообразное ведение учета следует понимать как обязанность субъектов по итогам отчетного периода формировать единые показатели. Обеспечение единообразия не означает унификацию и не предполагает каких-либо препятствий для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Более того, диспозитивный характер норм Закона о бухучете (п. 4 ст. 13) позволяет организациям отступать от обязательных предписаний в случаях, «когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации». Эта норма является следствием заимствования основного постулата англо-американского подхода к бухгалтерскому законодательству — «истинного и справедливого представления» информации. Вторая цель ориентирована в основном на удовлетворение интересов внешних пользователей, для которых бухучет формирует информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухучет не может разрешить все их информационные запросы в полном объеме и ориентируется на удовлетворение потребностей, являющихся общими для всех групп пользователей. Более широким, чем законодательство, является понятие нормативные акты о бухучете. К ним, помимо законов, относятся акты федеральных органов государственного управления, исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Федерации. Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т.п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителям отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут юридических последствий как не вступившие в силу. Они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На эти акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной, специальный порядок. Особый порядок опубликования и вступления в силу имеют нормативные акты Банка России, поскольку последний не относится к федеральным органам исполнительной власти. Они вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании Банка России («Вестник Банка России»), за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств. Законодательство о бухучете распространяется на все организации, находящиеся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами России (ст. 4 Закона о бухучете). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. Любая организация, занятая предпринимательской деятельностью и зарегистрированная в установленном порядке, является юридическим лицом и таким образом подпадает под действие законодательства о бухучете. В соответствии со ст. 4 Закона о бухучете граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выведены из-под действия законодательства о бухучете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, также освобождаются от обязанности ведения бухучета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Общее методологическое и, следовательно, нормативное руководство бухучетом в России осуществляется Правительством РФ ст. 5 Закона о бухучете (в ред. 1 июня 2005 г.). В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ Правительство РФ является органом исполнительной власти России. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов государственного управления и обеспечивающим их согласованную деятельность. В пределах своих полномочий Правительство РФ:
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, руководствуясь законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории страны;
В планах счетов бухучета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухучета для субъектов малого предпринимательства. Нормативные акты и методические указания по бухучету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено Организации, руководствуясь законодательством о бухучете, нормативными актами органов, регулирующих бухучет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В соответствии с Положением о Минфине России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в ред. от 26 июля 2006 г.), Минфин России:
В пределах своей компетенции Минфин России на основе и во исполнение законодательства издает приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами. Минфин России издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты. Кроме положений по бухучету, действует более 2000 других нормативных актов и методических указаний по бухучету. В соответствии с законодательством за Минфином России закреплено право согласования с иными органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, их нормативных актов и методических рекомендаций. К таким органам относятся, например, Минэкономразвития России, Федеральная налоговая служба. Федеральная служба по надзору в сфере связи, Минобороны России, Банк России.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |