Крестьянская реформа 1861г.
Государственный и общественный строй во второй половине 19 в. Система центрального государственного управления. 1) В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган - Совет министров.
2) Высшим законосовещательным органом оставался Государственный Совет. Функции Государственного Совета оставались прежними, но при нем были учреждены различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия).
3) Отраслевое управление (министерства): n В 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения. n В составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждениев связи с проведением крестьянской реформы. n В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям. n Были упразднены дореформенные казенные кредитные учреждения и вместо них в 1860 г. был создан Государственный банк. В 1864 г. возник первый акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, в последующие годы их число возросло. n В условиях обострения классовой борьбы, активизации народнического движения в феврале 1880 г. правительство пошло на учреждение Верховной распорядительной комиссии, на которую возлагалась обязанность установления общественного спокойствия. n III отделение Императорской канцелярии было ликвидировано а его функции переданы Департаменту полиции министерства внутренних дел, в состав которого входило семь делопроизводств. Важнейшим из них было Третье делопроизводство, занимавшееся политическим сыском и охраной царя. n В системе МВД также были созданы Главное управление по делам печати и Главное тюремное управление. Местное управление. n Новое местное управление основывалось на "Положении о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. n Согласно которому создавались губернские и уездные земские учреждения, состоящие из распорядительных и исполнительных органов. n Распорядительными органами земства были земские (губернские и уездные) собрания. ü Члены земских собраний, или гласные, избирались по трем куриям: уездных землевладельцев, городских обществ и от сельских обществ. ü Для уездных землевладельцев и городских избирателей, имевших высокий имущественный ценз, выборы были прямыми, то для крестьян, избиравших по третьей курии, выборы были многостепенными (через выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды). ü От участия в выборах отстранялись женщины, учащиеся, народные учителя, находящиеся в услужении у частных лиц, рабочие и служащие частных предприятий, армия и полиция (считавшиеся вне политики), лица моложе 25 лет; находящиеся под уголовным следствием или судом; опороченные по суду или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России. ü Гласные или земские собрания созывались раз в год на сессию для утверждения годовых отчетов исполнительных органов - управ, для рассмотрения дел земского хозяйства, доходов и расходов. § Исполнительными органами являлись уездные и земские управы, избиравшиеся на земских собраниях. Сфера деятельности земских учреждений: · содержание местных путей сообщения, · строительство и содержание школ, больниц, приютов, церквей, · организация медицинской помощи населению, · страхование имущества и т.п. § Земства являлись всесословными учреждениями, но председателями земских собраний могли быть только предводители губернского и уездного дворянства. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостанавливать решение земств, если оно противоречило "общим государственным пользам". Указы 1868-1874 гг. ограничили гласность, свободу прений в земских собраниях. Городское самоуправление основывалось«Городовом положении» от 16 июня 1870 г. Согласно данному закону екатерининское сословное городское управление, действующее с 1785 г., упразднялось и вводились всесословные городские думы, члены которых - гласные, избирались на четыре года на основании имущественного ценза. § Городская дума избирала свой рабочий исполнительный орган - городскую управу, возглавляемую городской головой. Он был одновременно и председателем городской думы. § Городской голова уездного города после избрания собранием утверждался губернатором, а губернского города - министром внутренних дел. Городская дума подчинялась Сенату. § К компетенции городского управления были отнесены вопросы благоустройства города, транспорт, канализация, водопровод, организация просвещения и образования, здравоохранения и др. § По новому "Городовому положению" от 11 июня 1892 г. значительно возрос имущественный ценз для избирателей, что привело к исключению из состава избирателей низших слоев населения.
Крестьянская реформа 1861г. Результатом деятельности секретного комитета, образованного в 1857 г. и преобразованного в дальнейшем в Главный комитет по крестьянским делам, становится утверждение 19 февраля 1861 г. Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, а также таких НПА как Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение о выкупе и другие акты о Крестьянской реформе (всего 17 актов). Законы от 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса:1) о личном освобождении крестьян; 2) о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; 3) о выкупе крестьянами своих земельных наделов; 4) об организации крестьянского управления. С опубликованием Манифеста: · прекращалось право помещиков распоряжаться личностью крестьянина, (т.е.продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить или выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать). · Крестьяне получали личные и имущественные права, в том числе: на самостоятельное, без разрешения помещика вступление в брак, ü заключение договоров; ü свободное занятие торговлей и промышленностью; ü ведение своих судебных дел ü участие в работе органов общественного самоуправления; ü поступление на службу, на учебу; ü приобретение движимой и недвижимой собственности; ü наследование имущества и т.д. По законам:
· С составлением уставной грамоты крестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались временнообязанными и несли прежние повинности (барщину и оброк). · с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьяне приобретали статус крестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей, но оставались податным сословием, т. е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям. · Крестьяне при освобождении (во избежаниенежелательного скопления в городах лишенных земли)в обязательном порядке наделялись землей - приусадебным участком и полевым наделом за исключением дворовых), от которого не могли отказаться или продать в течение9 лет после издания закона о реформе. · В каждом регионе страны были установлены свои нормы наделения крестьян землей, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне фактически пользовались до реформы. Поэтому в ходе реформы у крестьян часть земли была отрезана. · Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактически и стоимость личности крестьян. · 20-25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75-80% помещики получали от государства путем кредитования крестьян на 49 лет под 6% в год. · На основной части территории страны (Великороссии, большей части нынешней Украины и Белоруссии) сохранялась общинная форма землепользования. Община являлась собственником земли, так как она (а не каждый отдельный крестьянин) выкупала землю, и внутри общины эта земля периодически перераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и повинности, распределяла их между всеми членами. · В тех регионах, где не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика, Север, Сибирь и т. д.), устанавливался подворно-участковый порядок наследственного землевладения. Он давал возможность крестьянину более свободно распоряжаться землей. · Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. · Органами крестьянского самоуправления в сельских обществах являлись сельские сходы, избиравшие сельских старост и других должностных лиц. Сходы решали вопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания недоимок. · Сельские общества объединялись в более крупные единицы - волости с населением от 300 до 2000 человек. Избиралось Волостное управление – волостные старшины, волостные судьи - обеспечивали исправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. Их деятельность контролировали мировые посредники. Общее руководство деятельностью мировых посредников осуществляли губернские по крестьянским делам присутствия под председательством губернаторов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |