Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приложение 2. Характеристика методик исследования



2018-07-06 1257 Обсуждений (0)
Приложение 2. Характеристика методик исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика невербальной креативности Торренса (сокращенный вариант). Тест предназначен для оценки невербальной креативности личности. Он является частью полного теста Торренса и содержит всего 2 задания. В 1-м необходимо дорисовать фигуру до осмысленного рисунка и дать ему название. Всего таких фигур 10. Во 2-м субтесте надо создать осмысленный рисунок на основе двух вертикальных линий. Всего пар вертикальных линий 30. Время выполнения теста не ограничено.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названия».

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Только если по данному показателю набрано 10 баллов, производится расчет остальных показателей.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название.

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Оценка от 0 до 2 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценка от 0 до 5 баллов (в редких случаях возможно и больше).

Суммарный показатель подсчитывается по следующей формуле:

где К – креативность, О – оригинальность, АН – абстрактность названия, СЗ – сопротивление замыканию, Р – разработанность.

 

«Круги» Вартегга. Методика предназначена для оценки уровня развития невербального воображения. Необходимо создавать рисунки, используя представленные на листе круги как основу. Время выполнения – 5 минут. Оценка производится по 2 показателям:

· Гибкость мышления – количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл. Всего классов 8.

· Оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.

Суммарный балл подсчитывается по следующей формуле:

где В – воображение, Г – гибкость, О – оригинальность.

 

Тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (ЛОГО) И.С. Якиманской. Тест предназначен для диагностики умственного развития учащихся юношеского и молодого возраста. Позволяет выявлять индивидуально-психологические различия в овладении логическими операциями с геометрическими объектами (ЛОГО). Он содержит 3 набора заданий (субтестов) на выполнение «аналогии», «классификации», «закономерности построения» геометрических объектов,в качестве которых выступают углы, треугольники, четырехугольники, неоднородные «комбинированные фигуры». Каждый субтестсостоит из 12 вариантов заданий, отличающихся усложнением материала. Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.

Работа с тестом предполагает, что испытуемый знает основные признаки (свойства) геометрических фигур, умеет ими пользоваться. Однако тест не предусматривает проверку программных требований к усвоению учебного материала (знания теорем, аксиом, правил решения задач и т.п.). Он не ориентирован также на проверку графических знаний, умений. Все задания теста даются в готовом виде. Испытуемый выполняет требуемые логические операции, опираясь на восприятие объектов, (в виде плоскостных изображений) заданных графически.

В I субтесте («аналогия») испытуемому предлагается 3 однородных геометрических обьекта. Между первым и вторым объектами имеется определенная связь, которую испытуемый должен выявить. Сообщается, что между третьим и одним из четырех объектов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Испытуемый должен найти из четырех объектов тот, который соответствует по аналогии третьему. Этот субтест содержит четыре варианта заданий, отличающихся типом геометрических объектов, каждый из которых представлен в трех различных видах.

Во II субтесте («классификация») предлагается 5 геометрических объектов, 4 из которых объединены одним общим признаком. Пятый («лишний») объект, который не подходит к остальным, нужно найти. Субтест также имеет несколько вариантов заданий, отличающихся типом геометрических объектов, представленных различным образом.

В III субтесте испытуемому предлагается 3 геометрических объекта, расположенных в определенной закономерности. Необходимо найти и использовать эту закономерность, подобрать к трем объектам четвертый, который бы продолжал данную закономерность. Субтест содержит 4 варианта заданий, отличающихся постепенным усложнением типа геометрического объекта, (один объект, их сочетание, сложность конфигурации).

На работу с одной формой теста отводится 45 минут.

Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (субтестам) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Подсчет процента правильно выполненных заданий каждого субтеста дает сведения о том, насколько успешно выполняется та или иная логическая операция, на каком материале она выполняется более успешно. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.

На основе стандартизации теста на выборке юношей, девушек и молодых людей 16-28 лет получены следующие результаты:

· Mx = 50% (6 балла– для каждого субтеста, 18 – для теста в целом).

· σ = 12,5% (1,5 балла – для каждого субтеста, 4,5 – для теста в целом).

Дифференциация индивидуальных показателей осуществляется следующим образом:

· 0-4 (0-12) – низкий уровень;

· 5-7 (13-22) – средний уровень;

· 8-12 (23-36) – высокий уровень.

 

Ключи к методике:

Форма А Форма Б
Субтест 1 Задание 1 А Субтест 1 Задание 1 Б
В В
    А     Б
Задание 2 Б Задание 2 Б
В Б
А А
Задание 3 Б Задание 3 А
Г Б
Г В
Задание 4 А Задание 4 А
Б А
В В
Субтест 2 Задание 1 Б Субтест 2 Задание 1 Г
В Г
Б Б
Задание 2 А Задание 2 Б
Б Б
Г Г
Задание 3 А Задание 3 Б
В Б
Б Г
Задание 4 Б Задание 4 Д
Д В
Г Б
Субтест 3 Задание 1 Б Субтест 3 Задание 1 В
Б Б
Б В
Задание 2 А Задание 2 А
Б В
А А
Задание 3 В Задание 3 В
А В
В Б
Задание 4 Б Задание 4 А
В Б
А Г

 

«Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера. Методика предназначена для выявления когнитивного стиля Узкий - широкий диапазон эквивалентности. Узкий - широкий диапазон эквивалентности (или аналитичность - синтетичность) – это индивидуальный стиль мышления, характеризующий преобладание процессов анализа или синтеза в мыслительной деятельности.

Испытуемому предлагается разложить 28 реальных предметов на группы наиболее удобным, логичным и естественным, с его точки зрения, способом. Подчеркивается, что задание не имеет единственно правильного решения и что каждый раскладывает группы по-своему. Показатели узости/широты диапазона эквивалентности:

1) количество выделенных групп;

2) количество объектов в наибольшей по объему группе;

3) количество групп, состоящих из одного объекта.

Чем больше выделенных групп, тем уже диапазон эквивалентности (соответственно, выше понятийная дифференциация). Первоначально предполагалось, что индивидуальные различия в количестве групп не зависят от материала сортировки (сортировать можно фотографии предметов, слова, геометрические фигуры и т. д.).

 

Пятифакторный личностный опросник МакКрай-Коста. Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важнымяаляется правильное инструктирование испытуемого.

В данной работе представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. ХийджироТеуйн) в адаптации А.Б. Хромова.

Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Номера вопросов в бланке ответов расположены таким образом, чтобы при обработке результатов можно было видеть, к какому фактору и подфактору относится конкретный вопрос (Приложения 3-4).

Методика профессионального самоопределения Голланда.Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Таких типов, согласно Голланду, шесть: реалистический или практический; интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый; артистический. Опросник позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями.

Испытуемому предлагается 45 пар профессий. В каждой паре он должен выбрать более предпочтительную профессию и занести ее «код» (который соответствует номеру типа профессии) в специальный бланк. В конце подсчитывается количество выборов по каждому типу профессий и определяется тип профессиональной направленности.

 

Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время.

Ключи к субтестам 1-4, 8:

1 субтест. 1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20г.

2 субтест. 21 д, 22б, 23в 24г, 25б, 26г, 27в, 28г, 29д, 30в, 31 д, 32г, 33а, 34в, 35д, 36в, 37а, 38г, 39б, 40б.

3 субтест. 41в, 42д, 43б, 44д, 45а, 46г, 47б, 48в, 49б, 50г, 51г, 52б, 53б, 54б, 55г, 56д, 57в, 58в, 59б, 60г.

4 субтест. 61 — плоды; 62 — наркотические возбуждающие средства; 63 — приборы; 64 — органы чувств; 65 — отражение; 66 — произведение искусства; 67 — сила; 68 — зародыши; 69 — символы; 70 — водные животные; 71 — органические потребности; 72 — живые организмы; 73 — металлические изделия; 74 — положение в пространстве; 75 — пожелания (санкции); 76 — меры воспитания.

8 субтест. 137б, 138б, 139в, 140а, 141г, 142а, 143б, 144д, 145в, 146г, 147а, 148б, 149д, 150г, 151в, 152б, 153д, 154а, 155в, 156д.



2018-07-06 1257 Обсуждений (0)
Приложение 2. Характеристика методик исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приложение 2. Характеристика методик исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)