Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретический анализ профессионально важных качеств (ПВК) студентов творческих специальностей



2018-07-06 762 Обсуждений (0)
Теоретический анализ профессионально важных качеств (ПВК) студентов творческих специальностей 0.00 из 5.00 0 оценок




С точки зрения В.А. Толочека[64; 65] любые теоретические конструкты, призванные отражать степень профессиональной успешности или ее прогноз, всегда оказываются неточными или не отражающими реальность в полной мере.

Во-первых, они спорадически множатся, постоянно усложняя и так запутанную картину факторов профессиональной пригодности и успешности, а это в свою очередь увеличивает количество параметров, необходимых для замера.

Во-вторых, сама дробность выделяемых параметров ставит под сомнение адекватность отражения ими реальной успешности деятельности, осуществляемой субъектом в своей целостности и тесной связи различных компонентов, неизменно взаимовлияющих и взаимодополняющих.

В-третьих, ситуация измерения тех или иных компонентов связана с их единичной фиксацией в искусственных условиях, никак не отражающих реальную ситуацию профессиональной деятельности. Нельзя сказать о том, что те или иные особенности экспериментальной ситуации или ситуации моделирования выполнения профессиональных обязанностей или определения через тестирование наличия и степени развития тех или иных качеств, не повлияют на итоговый результат.

В-четвертых, тестирование или моделирование схватывает определенную характеристику одномоментно, ситуативно, статично, не позволяя говорить о динамике определенного параметра в зависимости от множества параметров естественной среды, состояния субъекта или его мотивационной сферы в разные моменты времени. Мы получаем лишь единичный временной срез постоянно развивающегося субъекта профессиональной деятельности.

В том числе, это касается такого конструкта, как ПВК. Профессионально важные качества рассматриваются, по мнению В.А. Толочека, дискретно и ситуативно, а значит, не могут отражать реальную ситуацию профессиональной успешности. Более правомерно использовать понятие «ресурс» как те факторы профессиональной успешности, которые тесно связаны с личностными и мотивационными характеристиками и рассматриваются всегда в динамике развития субъекта в процессе осуществления профессиональной деятельности.

В отношении же ПВК можно говорить лишь об определенных задатках будущей успешности профессиональной деятельности. Прогноз в отношении результатов их замера нужно производить с большой осторожностью. Поэтому целесообразно использовать ПВК для оценки степени развития определенных качеств, способствующих дальнейшей профессиональной успешности. Производить такую оценку в отношении будущих специалистов, еще не приступивших или не имеющих достаточного опыта систематической профессиональной деятельности по профилю обучения, более чем правомерно.

Сами же ПВК рассматриваются В.А. Толочеком как «сформированные до уровня известной зрелости функциональные системы, обеспечивающие высокую эффективность деятельности субъекта в разных условиях, а также его сохранность как профессионала во временной перспективе» [65, c. 128]. Учитывая, что, по мысли автора, в иерархии понятий они стоят сразу после профессиональных способностей и перед компетенциями, представляется, что ПВК представляют собой способности, сформированные непосредственно в процессе профессионализации, а значит, не могут быть образованы в период, предшествующий профессиональному обучению. Они, тем не менее, являются более широкими понятиями, чем конкретные компетенции, что указывает на их интегральный и общий характер.

В теоретическом исследовании Т.П. Королевой [33] предложена модель для изучения ПВК, основанная на пентабазисе В.А. Ганзена. Согласно этой модели, можно изучать ПВК, объединив их в 5 основных равнозначных компонентов, представляющих различные системы психики: эмоциональную сферу, интеллектуальную, личностную, мотивационную и т.д. Объединение в группы различных ПВК может происходить в зависимости от специфики профессиональной деятельности или задач исследования. В каждом компоненте возможно выделение ключевой ПВК, выступающей как основной «узел» качеств, относящихся к данной категории и несущий наибольшую информацию о влиянии ее на профпригодность субъекта.

Данная модель предполагает не только равнозначность компонентов, но и их тесную взаимосвязь, взаимовлияние и взаимообусловленность в профессиональном развитии. Отмечается, что слишком тесные связи между различными компонентами ведут к ригидной профессиональной позиции, что замедляет профессиональное развитие, в то время как слабость связей указывает на «рыхлость» профессиональных качеств, отсутствие интегративности в профессиональной деятельности. Оптимальным вариантом является наличие среднего уровня связей между различными ПВК, что обусловливает их взаимодействие в процессе осуществления профессиональной деятельности, но также и гибкость системы и возможность ее перестройки в соответствии с изменившимися условиями работы или профессиональными требованиями.

ПВК нередко рассматривается в рамках концепции интегральной индивидуальности [15]. Так, согласно идеям В.Д. Шадрикова, К.М. Гуревича, В.С. Мерлина, Ю.П. Поваренкова и др. ПВК можно представить в виде подсистем на разных уровнях индивидуальности: от соматических до социально-психологических. Таким образом, при выделении системы ПВК определенной специальности нужно учитывать различные характеристики личности, индивида и субъекта деятельности.

Тем не менее, в сложной системе ПВК можно обнаружить целый список того, что определяет профессиональную пригодность будущего субъекта трудовой деятельности. Зачастую, при учете всей системы качеств (которые могут затронуть профессиональные умения, знания и навыки, способности и задатки, личностные свойства и т.д.) измерение профпригодности конкретного субъекта становится слишком трудоемким. В таком случае, целесообразно выделить несколько основных ПВК, имеющих наибольший удельный вес при определении профессиональной успешности. Также, с учетом того, что в ряду ПВК обязательно оказываются компетенции, относящиеся к конкретной специальности, смысл психологического анализа качеств из всей системы интегральной индивидуальности ставится под сомнение. Имеет смысл выделить ряд психологических ПВК, имеющих, согласно ряду источников, наибольшую значимость в структуре профессионала и подобрать соответствующий инструментарий для их измерения.

 

Дизайн.Рассмотрим область профессиональной деятельности дизайнера.

«Дизайнер – специалист по художественному проектированию изделий, предметов с целью формирования их эстетических и функциональных качеств для серийного производства и эксклюзивного исполнения. Дизайн (от англ. design – замысел, проект, рисунок, чертеж) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности. В узком смысле дизайн – художественное конструирование, проектирование эстетического облика промышленных изделий» [59].

Целью деятельности дизайнера является проектировка внешнего облика изделия, который бы отвечал ряду конкурентоспособных качеств: эстетичность, понятность, эргономичность. В качестве объекта может выступать любой предмет внешней среды: промышленное изделие, здание, предмет обихода. Средствами работы дизайнера выступает разнообразный инструментарий, включающий как средства ручного труда по созданию изображений, так и их компьютерной обработки.

Для успешного выполнения деятельности от дизайнера требуется не только соблюдение формальных характеристик внешней стороны создаваемого изделия, но и его новизна, необычность, запоминаемость, что способствует повышению привлекательности и конкурентоспособности товара на рынке. Это объясняет требования к личностным и профессиональным качествам дизайнера, среди которых на передний план выступает творческий компонент. Согласно Л.М. Тухбатуллиной[59], творческий компонент профессиональной успешности дизайнера включает множество составляющих, среди которых есть мотивационные, личностные и деятельностные компоненты. Ключевыми среди них являются творческая направленность, мотивация достижения успеха, творческое мышление, наглядно-образное мышление, воображение, а также ряд компетенций – знаний, умений и навыков, – связанных с осуществлением творческой деятельности.

Из этого компонента мы можем выделить ряд ПВК. В первую очередь, это творческие способности, или креативность; во-вторых, наглядно-образное, или невербальное мышление; в-третьих, развитое воображение;
в-четвертых, творческая направленность, что можно рассматривать как творческую направленность в профессиональной деятельности в том числе – это можно переформулировать в специфическую профессиональную направленность, предполагающую значимость творческого компонента. Таким образом, творческий компонент деятельности дизайнера формирует целый ряд значимых ПВК, оказывающих влияние на дальнейшую профессиональную успешность.

Многие исследователи выделяют креативность как один из главных факторов дальнейшей профессиональной успешности дизайнера и включают его в перечень ключевых ПВК, ставя на одно из первых мест [55, 70].

В исследовании М.В. Щербаковой[61] изучалась степень развития креативности у студентов-дизайнеров. Сама креативность рассматривалась как сложное образование, имеющее ряд компонентов: мотивационно-целевой, когнитивно-содержательный и рефлексивно-творческий. Оценка креативности производилась посредством ряда методик, определяющих творческую направленность дизайнера, его творческие способности и самооценку креативности. По итогам исследования обнаружилось, что в среде студентов творческая мотивация и творческая направленность хоть и присутствует в системе мотивов, редко занимают высокое положение. Куда большую значимость приобретают социальные мотивы и материальные ценности. При этом более выраженный мотив профессиональных и творческих достижений характерен для дизайнеров-магистров, уже имеющих опыт профессиональной деятельности. Тем не менее, для них также творческие мотивы не являются ведущими.

Анализ когнитивных характеристик выявил в целом средний уровень креативности у студентов-дизайнеров. Высокий уровень демонстрируют единицы. У студентов отмечается преобладание образного мышления над всеми остальными видами мышления, что указывает на его большую значимость при осуществлении профессиональной деятельности и говорит о необходимости выделения невербального мышления в качестве одного из основных ПВК в структуре профессиональной деятельности дизайнера.

Также, несмотря на средний уровень творческих способностей, студенты стремятся к его повышению, отмечая в рефлексивных методиках различие между «Я-реальным» и «Я-идеальным» в показателях креативности в худшую сторону.

Ю.В. Даськова[14] отмечает в качестве одного из важнейших качеств творческую самостоятельность студента. Под ней она понимает совокупность способностей по самоорганизации творческого процесса в профессиональной деятельности, которая включает этапы планирования, осуществления и рефлексирования результата. Стоит отметить, что в качестве компонента творческой самостоятельности рассматривается также социальная активность студента, связанная с общением с заказчиком и соотнесение творческого продукта с социальным заказом или его общественно-полезная направленность. Таким образом, творческая самостоятельность является интегральной характеристикой, включающей когнитивные, мотивационно-ценностные и социально-психологические компоненты.

В процессе развития творческой самостоятельности необходимо ставить перед студентом ряд постепенно усложняющихся задач по применению имеющихся знаний и умений в конкретной деятельности, предполагающей рефлексирование имеющихся инструментов творчества. Творческая самостоятельность тесно связана не только с интеллектуальными характеристиками субъекта, но и направленностью личности, которая должна нести в себе творческий компонент. Через формирование особой творческой позиции посредством выполнения самостоятельных проектов и образуется профессионально важное качество будущего профессионала.

В связи с этим, стоит отметить, что все компоненты творческой активности студента-дизайнера находятся в тесной взаимосвязи и обнаруживаются в комплексе, как соединение творческой направленности и творческих способностей.

Отдельные авторы [4] отмечают важность для профессионального становления будущего дизайнера или архитектора развитие профессионально-творческой позиции, заключающееся в совокупности установок мотивационно-ценностного, когнитивного и социального характера. В частности, важно иметь определенные знания и представления о развитии художественной культуры, иметь развитый эстетический вкус, обладать направленностью на творческое преображение действительности. Е.Б. Анфимова [4] указывает на то, что профессионально-творческая позиция формируется на протяжении значительной части жизни, временные границы выходят далеко за пределы периода профессионального обучения – развитие ее происходит как до, так и после. Однако обучение в вузе является критическим для этого развития и может стимулироваться особым построением учебного процесса по дисциплинам гуманитарного цикла, имеющим целью развить художественный вкус студента и научить его самостоятельным эстетическим поискам.

И.М. Власовой и Г.В. Чумаченко [11] была проведена попытка выделить основные характеристики профессионализма дизайнера и разработать соответствующий инструментарий для его измерения. По их мнению, профессионализм оценивается с точки зрения двух компонентов: мотивационного и операционального. Если операциональный измеряет конкретные знания, умения и навыки, необходимые как для осуществления конкретной профессиональной деятельности, так и общекультурные компетенции, вроде того же художественного вкуса или интереса к семиотическому наполнению объектов дизайна, то мотивационный характеризует как структуру и иерархию ценностей студентов, так и их профессиональную направленность, мотивы выбора профессии дизайнера.

В связи с этими исследованиями, в которых специфическая профессиональная направленность, в которой оказывается довольно сильным творческий компонент, является одной из ключевых характеристик профессионального саморазвития, нами делается предположение о том, что все множество компонентов профессиональной направленности дизайнера можно объединить под понятием «творческая профессиональная направленность».

Также нами отмечено, что развитие специальной профессиональной направленности связано с длительным развитием личности как до, так и после профессионального обучения. Это указывает на обязательное наличие глубоких предпосылок для выбора профессии дизайнера и сформированной творческой направленности уже в период обучения.

На основе теории В.Д. Шадрикова, Л.В. Зябкина[22]выделила ряд основных ПВК для студентов, занимающихся изобразительной деятельностью, которая для дизайнеров и архитекторов является ключевой. Так, в списке ПВК оказались: устойчивость и распределение внимания, линейный глазомер, наблюдательность и образная память, цветовая дифференциальная чувствительность и память, наглядно-действенное мышление и пространственное представление.

Взяв во внимание, что перечисленные ПВК оказываются одними из важнейших в процессе создания продукта творчества дизайнера и архитектора, мы, в соответствии с ограничениями исследования, вынуждены отобрать из перечисленных ПВК только наиболее критичные, поскольку изобразительная деятельность – далеко не единственный вид деятельности дизайнера. В качестве наиболее интегративной и иерархически значимой характеристики мы отобрали невербальное мышление и пространственное представление, которое, в соответствии со спецификой работы дизайнера, может быть заменено пространственным воображением. Мыслительные процессы выступают регулятором всей активности субъекта и могут так организовать работу всех психических процессов, что недостаток в отдельных свойствах внимания, памяти, восприятия может нивелироваться сознательным контролем.

Н.Б. Каткова [27] и Е.С. Романова [61] указывают на еще одно профессионально важное качество дизайнера – чувство гармонии. Гармония рассматривается ими как соединение контрастных элементов в неразрывном и естественном единстве. Таим образом, чувство гармонии для дизайнера – способность уловить нужные пропорции и сочетания элементов для создания гармоничного продукта. Вследствие неопределенности и размытости философского понятия «гармония», мы не можем диагностировать такое ПВК, как «чувство гармонии». С другой стороны, данное качество соотносится с одним из характеристик креативности, согласно теории Гилфорда, а также с творческой направленностью личности.

По мнению О.П. Тарасовой и О.Р. Халиуллиной[54], помимо развитой креативности, в деятельности дизайнера важно такое понятие как «проектность». Это интегральная характеристика, соединяющая в себе множество компонентов-способностей дизайнера по осуществлению тех или иных этапов дизайнерского проекта. Каждый из компонентов задействует различные сферы интеллектуальных, мотивационных, личностных характеристик дизайнера, позволяющих ему осуществлять планирование, руководство, рефлексирование, осуществление и оценку проекта.

Особое значение приобретают способности к самоконтролю в профессиональной деятельности, которая приобретает в дизайне личностный индивидуальный характер, с высокой степенью ответственности проектировщика, необходимостью с его стороны в проявлении качеств самостоятельности.

Технические требования и особенности профессионального восприятия обуславливают необходимость особой когнитивной организации деятельности дизайнера [54; 55; 61]. Дизайнер по необходимости оценивает каждый элемент создаваемого продукта, сосредотачиваясь на деталях, которые в дальнейшем будут формировать целостное произведение. Для него, безусловно, важна и общая картина, поскольку степень гармонии можно оценить лишь в комплексе. Однако дизайнер вынужден погружаться в детали создаваемого образа, чтобы иметь возможность в каждой из них выразить общий смысл. Именно из-за технических особенностей работы дизайнера для него оказывается важным выраженный аналитический когнитивный стиль, то есть нацеленность на выделение частного, а не общего.

В связи с высоким личным вкладом дизайнера в проект, с осуществлением им собственных замыслов, приобретает значимость экспрессивность личностного склада, позволяющая специалисту, в большей степени художнику, чем профессионалу, создать выразительный продукт, который бы нес в себе не только универсальные, но и личные смыслы проектировщика[48]. Также при осуществлении индивидуального проекта важность приобретает широта представлений дизайнера, глубина и разнообразие его знаний, которые бы позволили создать не только оригинальный, но и сложный, а также гармоничный в отношении функций используемого изделия продукт.

Таким образом, на основе теоретического анализа, можно выделить ряд профессионально важных качеств дизайнера, имеющих наибольшую значимость. Среди них наибольший вес и частоту встречаемости в эмпирических исследованиях приобретает креативность. Также авторы указывают на развитый самоконтроль в качестве показателя потенциальной успешности. В связи с креативностью значимостью обладает такое личностное свойство, как экспрессивность. Особенности профессиональной деятельности указывают на важность развитого образного мышления и воображения. Также в числе ключевых характеристик оказывается творческая (или артистическая) профессиональная направленность.В связи с техническими особенностями, в деятельности дизайнера важен также аналитический когнитивный стиль.

Архитектура.Архитектор – специалист по проектированию зданий и сооружений различного назначения: жилые дома, промышленные, административные здания, мемориалы и т.д. В сферу профессиональных обязанностей архитектора входят все этапы проектирования архитектурной среды, в том числе и учет его социальных, эстетических, психологических и функциональных характеристик [40].

С учетом высокой сложности объекта проектирования, профессия архитектора является одной из самых требовательных, что обуславливает высокую трудность прохождения обучения в архитектурном вузе. Архитектор является комплексным специалистом, имеющим знания в различных областях. Архитектура объединяет в себе особенности технического и гуманитарного профиля, поскольку для специалиста-архитектора важны знания как инженерно-технические, так и гуманитарно-социальные: по социологии, психологии. В период обучения, студент-архитектор получает многопрофильное образование, включающее комплекс технических и физико-математических дисциплин с одной стороны, и программу творческих занятий по чертежу, рисунку и проектированию, включающую также и множество элементов эстетического воспитания, которые интегрируются с системой общеобразовательных дисциплин [5].

Архитектура предъявляет к профессионалу множество требований, а также налагает на него высокую степень ответственности. Архитектурное проектирование – сложный творческий процесс, предполагающий глубокое личное погружение проектировщика в создаваемый продукт, а также наличие у него приемов самоорганизации и соответствующих естественнонаучных и технических знаний для осуществления замысла. В отличие от дизайнера, на архитектора накладывается гораздо больше ограничений при создании и организации проекта, что обуславливает больший удельный вес логических операций в творческом процессе и необходимость соотносить воображение с реальностью [5]. В связи с этим, в архитектуре в гораздо большей степени, чем в дизайне, приобретает значимость взаимосвязь творческих способностей с самоконтролем, и в меньшей степени – с экспрессивностью.

Как отмечают сами архитекторы [55], а также исследователи, занимающиеся психологией архитектурного проектирования [52], творческий процесс в архитектуре связан с созданием неочевидных ассоциативных связей между явлениями и образами среды, которые в дальнейшем используются для формирования идеи в виде целостного архитектурного объекта. Эти связи могут отражаться конкретно, используясь практически без изменений, а могут многократно преобразовываться в процессе эвристического поиска и реализации в конкретной среде, все дальше уходя от изначального замысла и, возможно, вовсе не отражая его в конечном результате. Таким образом, для архитекторов образное мышление и умение формировать на основе образов неочевидные идеи, которые в дальнейшем обязательно подвергаются корректировке и детализации, т.е. образная креативность – важнейшие качества для профессиональной самореализации. Их можно рассматривать как ключевые ПВК студентов-архитекторовв том числе.

В профессиограмме архитектора Е.С. Романовой [49] в качестве основных ПВК указываются развитое пространственное мышление, творческие способности, ответственность, артистичность, находчивость, хорошая наблюдательность (точность в деталях). К ним также примыкают развитые технические и художественные способности и хорошие навыки проектирования, что предполагает организационные, научные, творческие и технические умения.

В исследовании О.В. Мельниковой [39] были изучены представления архитекторов (студентов и работающих специалистов с разным опытом) об идеальном профессионале в области архитектуры. Респонденты выстраивали иерархию качеств, необходимых специалисту для успешного обучения («идеальный студент») и осуществления профессиональной деятельности («идеальный архитектор»). В обоих случаях наиболее значимыми качествами, наряду с соответствующими знаниями, умениями и навыками, оказались творческое мышление и развитое воображение. Студенты в большей степени ценят точные знания и умения, а также когнитивные характеристики, помогающие достигать конкретного результата работы, в то время как практикующие архитекторы делают упор на личностные качества – порядочность, честность, ответственность. Для работающих важнее самоконтроль профессионала, его способность держаться выбранного курса, для студентов – умение разработать проект соответственно всем требованиям.

Согласно представлениям В.И. Наумовой [41], для студентов-архитекторов очень важным оказывается система непрерывного профессионального образования, берущего начало задолго до поступления в вуз: система кружков, художественных школ и курсов по довузовской подготовке. Все это оказывается необходимым, поскольку на момент поступления абитуриент обязательно проходит творческое испытание, которое определяет наличие и степень развития у него определенных специализированных умений и знаний. Это означает, что уже на момент поступления студент-архитектор обладает рядом профессиональных качеств, уровень развития которых, тем не менее, может разниться в зависимости от глубины и длительности предшествующей подготовки. Среди этих умений наибольшую ценность представляют графические и конструкторские навыки, что исходит из самой специфики творческого задания [6].

Очевидно также, что на успешность прохождения творческого задания влияют личностные факторы: самоорганизация, как умение подготовиться к заданию, пройти соответствующее довузовское обучение; экспрессивность, а вместе с ней и креативность, влияющие на степень выразительности и глубины ответа на задание.

Также, в связи со спецификой работы, в деятельности архитектора, аналогично работе дизайнера определенным подспорьем может выступать умение к выделению деталей. Для архитектора, в связи с большей, чем у дизайнера ответственностью за конечный результат, аналитический когнитивный стиль приобретает даже больший удельный вес и может рассматриваться как одно из ключевых ПВК.

В связи с комплексным характером подготовки специалиста-архитектора, однозначную профессиональную направленность для него определить сложно. В рамках деятельности архитектора для него важны и социальная, и коммерческая направленность, однако на первый план выходит творческий характер работы, что указывает на артистическую направленность как наиболее значимую в профессиональной успешности [40]. Тем не менее, другое соотношение в профессиональных предпочтениях также может способствовать профессиональному становлению архитектора.

Таким образом, для студента-архитектора наиболее значимыми качествами оказываются творческие способности, однако они имеют отличную от дизайна структуру и значимость отдельных компонентов. В числе важных личных качеств на первом ряду выступают высокие самоконтроль и ответственность, а уже во вторую очередь – экспрессивность. Для архитектора важны также развитые пространственные способности, обнаруживаемые в тесной связи с невербальным мышлением. Значимая роль отводится такому когнитивному стилю, как аналитичность. Профессиональная направленность архитектора должна быть творческой для позитивного профессионального развития, однако структура профессиональной направленности не может быть четко определена и допускает вариативность и сочетание, например, с социальной или предпринимательской направленностью.

Также, исходя из анализа литературы, можно заключить, что для архитекторов важность приобретает большая взаимосвязанность отдельных качеств, их работа в комплексе, поскольку именно это позволяет говорить об эффективности деятельности архитектора в целом.

 

Журналистика.Профессиональная деятельность журналиста связана с работой в СМИ, в которых осуществляется подготовка литературных материалов на основе актуальных данных из той или иной области знаний и общественной практики. Работа журналиста предполагает как сбор информации о том или ином актуальном явлении действительности посредством активного межличностного взаимодействия, так и подготовка этой информации в виде медиатекста для его последующего восприятия определенной (как правило, широкой) аудиторией [50; 55; 58].

В рамки профессиональной деятельности журналиста включают множество различных операций, причем собственно творческая, литературная деятельность занимает не такой уж большой объем. Значимым, а зачастую и ключевым элементом деятельности журналиста выступает полевой сбор информации, что предполагает развитые коммуникативные навыки и высокий социальный интеллект [43].

В работе Л.Г. Свитич[51] в профессиограмме журналиста содержится набор ключевых характеристик, важных для профессиональной успешности. Среди них выделяются развитые творческие литературные способности (вербальная креативность), выраженная творческая профессиональная направленность, широкая общая и специальная эрудиция, а также высокая познавательная активность и развитый вербальный интеллект. В списке качеств также фигурируют способности, обычно относимые к социальному интеллекту: умение анализировать и предсказывать поведение людей, способность к считыванию вербальных и невербальных сигналов собеседника, способность принять чужую точку зрения (что также можно отнести к рефлексивности), а также обладать навыками воздействия на человека. В профессиограмме Е.С. Романовой [49] приводятся схожие качества, в обоих случаях также приводится высокая степень помехоустойчивости и физической и психической выносливости.

Основным объектом оценки профессиональной успешности журналиста является продукт его деятельности – медиатекст. И.В. Ерофеева [16] выделила ряд основных характеристик, определяющих ­эффективность, или «энергетическую емкость» текста.

Среди них едва ли не ключевым является личность создателя текста – журналиста. Помимо совершенно внешних факторов, вроде известности на профессиональном поприще, которые естественным образом вызывают интерес читателя к тексту, можно отметить также и ряд других свойств личности. Особое место среди них занимает креативность как способность порождать различные образы, удерживающие внимание аудитории. Образы должны быть яркими, запоминающимися и необычными. Эти образы журналистом создаются преимущественно посредством слов, что означает обязательное наличие вербальной креативности, умения использовать необычные сочетания для создания максимального эмоционального отклика.

Другой важной чертой личности является ее способность прогнозировать поведение аудитории, ее знание, возможно интуитивное, закономерностей социальных процессов. В этой связи высокую значимость обнаруживают параметры социального интеллекта. К тому же, автор текста должен уметь вставать на позицию читателя, уметь предсказывать его реакцию на те или иные части статьи, блога и т.д. Поэтому в профессиональной деятельности он должен опираться также на развитую рефлексивность, умение анализировать отклик реципиента.

Рефлексия всех сторон творчества, а также непосредственной аудитории текста предполагает создание такого продукта, который бы соотносился с ценностями реципиентов, при этом обладая принципиальной новизной. В таких условиях творческие способности автора должны соединиться с его развитой рефлексией, что позволило бы создать креативный продукт, который бы приняла аудитория, уже имеющая определенные представления о том, «как должно быть». Это предъявляет специфические требования к профессионально важным качествам журналиста, вынуждая его использовать творческие способности в противоречивых условиях презентации текста читателю.

Также в тексте журналиста, безусловно, отражаются и поведенческие характеристики автора, что предъявляет требования к его способам самопрезентации, а также к его знаниям и умениям за пределами непосредственной профессиональной деятельности. Так, для журналиста оказывается важной общая эрудиция, широкий словарный запас, а также образность мышления, что позволяет создать насыщенный дополнительными смыслами текст, который (при наличии знаний в определенной области и использовании специфических языковых конструкций) способен вызывать интерес у самой различной аудитории.

Экспрессивность создаваемого текста дает следствием сильное развитие художественной направленности журналиста, его умение подать информацию не через сухие факты, а через образные, креативно оформленные выражения. Это обусловливает специфическую, художественную (или артистическую) направленность студента-журналиста как один из факторов будущей профессиональной успешности.

Созданная на основе теоретического анализа факторов профессиональной успешности методика оценки профессионализма журналиста Л.А. Закирзяновой[18] выделяет ряд ПВК, возможно имеющих важное значение для профессиональной деятельности в этой сфере. Ключевым объединяющим все параметры понятием, с точки зрения автора, является самоактуализация личности. Она фиксируется опосредованно, через такие шкалы методики, как «Способность управлять собой», «Ценности», «Четкие цели», «Продолжающееся саморазвитие», «Творческий подход» и т.д.Ряд показателей методики имеет отношение к компетенциям журналиста и не может рассматриваться в рамках настоящего исследования, один показатель связан с творческой направленностью личности, что можно рассматривать как компонент двух ПВК: креативности (в данном случае вербальной) и творческой профессиональной направленности. Некоторые шкалы оценивают такую характеристику, как коммуникативная и, шире, социальная компетентность, что можно рассматривать как компонент одного из ведущих ПВК журналиста – социального интеллекта.

В.Г. Залевский[19] отмечает в качестве интегративной характеристики профессиональной успешности журналиста один из полюсов континуума психической ригидности – флексибильности. Флексибильность им связывается с положительным влиянием на профессиональное развитие журналиста, которое предполагает постоянное изменение личности, обусловленное целым рядом специфических особенностей профессии.

Флексибильность непосредственно связана с процессами творчества, которые неизбежно возникают при создании медиатекста. Ригидная личность будет создавать тексты по шаблону, которые, даже будучи наполненными новой информацией, пройдут мимо аудитории.

Также флексибильность выступает фактором, обусловливающим гибкость личности, необходимую при межличностностном взаимодействии. Для журналиста важно постоянно подстраиваться под аудиторию, преодолевая неадекватные, устаревшие представления и способы общения. Это также и умение изменяться ради эффективного взаимодействия с социумом в целом, умение «ловить момент» и «держать нос по ветру», анализируя общественные движения.

Как компонент флексибильности выступает когнитивная гибкость, позволяющая мышлению субъекта избегать стереотипов и шаблонных методов при осуществлении деятельности. Она стимулирует интеллектуальную активность, расширение кругозора, формирование широкой общей эрудиции.

Исходя из такого значительного влияния флексибильности на целый ряд ключевых ПВК журналиста, целесообразно включить ее в список наиболее значимых профессионально важных качеств. Однако сама по себе флексибильность не может рассматриваться как специфически профессиональное качество, поскольку является характеристикой более высокого порядка и затрагивает свойства индивидуальности в целом, а не субъекта труда. При ее диагностике возможно слишком низкое разрешение получаемых данных применительно к конкретной профессии. Поэтому нами было предложено использование диагностики когнитивного стиля «ригидность – гибкость познавательного контроля» как отражение флексибильности студентов-журналистов в отношении профессиональной деятельности.

В качестве другого конструкта, отражающего флексибильность на мыслительном и личностном уровне можно указать рефлексивность, как способность к перестройке собственной деятельности на основе самоанализа, что можно р<



2018-07-06 762 Обсуждений (0)
Теоретический анализ профессионально важных качеств (ПВК) студентов творческих специальностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретический анализ профессионально важных качеств (ПВК) студентов творческих специальностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)