Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология личности преступника



2018-07-06 1806 Обсуждений (0)
Психология личности преступника 0.00 из 5.00 0 оценок




В нашей стране и во всём мире развивается преступность. Криминология является наукой, которая изучает все аспекты преступления. Этот термин является одним из самых сложных. В настоящее время нет единого понятия преступности, каждый автор выдвигает свою версию, и все они имеют право на жизнь. Одни считают, что преступность - это социальный процесс, другие рассматривают это понятие как совокупность правонарушений.

Значение термина зависит от того, какой подход выбрал автор. Со стороны права преступность представляет собой систему или совокупность правонарушений, которые были совершены в стране за определённый период. Все отдельные элементы, такие как вид нарушения и его тяжесть, прогнозируются экспертами. Также ведётся статистика преступности, которая помогает определить, на что нужно обратить особое внимание.

Безусловно, данный термин можно определить как социальное явление. Так как его природа обусловлена не биологическими процессами, а отношениями в обществе. Преступность негативно влияет на социум, принося невосполнимый вред как отдельным людям, так и системе в целом.

Ввиду того, что преступность поражает своим многообразием, стране становится всё сложнее бороться с ней. Причём как на теоретическом уровне,

так и на практике. Можно сделать вывод, что преступность – социальное массовое негативное явление, которое состоит из отдельных правонарушений, совершаемых за определённое время. Количественные и качественные показатели преступности определяют её природу и характер. Для того чтобы проанализировать уровень правонарушений в стране, необходимо использовать множество данных, вроде вида, структуры и описания отдельных проступков.

Предметом социально-гуманитарного познания является не объект (в смысле природы), а совокупность субъектов. Это - рукотворная, «вторая» природа. Поскольку в предмет социально-гуманитарного познания всегда включен человек, постольку иногда говорят не только о субъект-объектных отношениях, но и о субъект-субъектных. При анализе личности следует иметь в виду, что она одновременно является и объектом и субъектом познания.

В социально-гуманитарных науках ограничения в исследовании накладываются объектом и предметом.

Познавательный процесс в социально-гуманитарных науках описывается в понятиях «объект», «предмет» и «субъект» познания. В процессе их взаимодействия реализуются возможности науки как специализированной деятельности, направленной на получение истинного знания.

Под объектом понимается та часть объективной или мысленной реальности, на изучение которой ориентировано научное познание. Примерами таких объектов могут выступать государственная власть, правовые отношения, ценности общества и т.д. Однако сложный полномасштабный объект невозможно полностью уместить в рамки одного научного направления, поэтому необходимо провести научную процедуру трансформации объекта в предмет, который ограничит объект выбранными целями и способами идеализации. Но также имеет место и тот случай, когда предметная область одной науки выступает объектом исследования для другой.

Для того чтобы определить объектную и предметную область понятия «личность преступника» в социально-правовом исследовании, мы проведем анализ теоретических подходов к толкованию ее понятия и особенностей криминологического исследования.

Личность преступника рассматривается как научная абстракция, обобщенно отражающая такие личностно-психологические характеристики человека, которые определенным образом сказываются в детерминации противоправного поведения. Речь идет не о личности конкретного индивида, а об обобщенной абстракции (комплексе характеристик), которая лежит в сфере общего (при различной степени общности) [1].

Итак, необходимо решить вопрос о том, следует ли ограничиваться криминологии изучением только того, что формируется в человеке как в социальном существе, или следует охватить всю природу человека.

Криминологическое изучение личности преступника - особенно сложный и недостаточно изученный ее элемент.

Психологи, социологи, психиатры и антропологи, а после и криминологи стран Запада уже в XIX в. рассматривали личность преступника как важный объект объяснения преступности [2, с. 175].

Относительно недавно в науке возникло несколько основных направлений, которые изучали особенности криминальной личности: биологическое (антропологическое); психологическое; социально-психологическое и социологическое.

Родоначальником биологического, или антропологического, направления был итальянский профессор Павианского университета, а затем Туринского университета Чезаре Ломброзо. На протяжении многих лет он наблюдал за сотнями преступников, вследствие чего пришел к выводу, что существует преступный тип человека.

Идеи Ломброзо послужили толчком для возникновения фрейдизма. В нем подразумевалось, что причиной противоправного поведения является человеческая мотивация как система инстинктивных стремлений. Профессор

Колумбийского университета Д. Абрахамсен, пользуясь фрейдовской концепцией, вывел определенную формулу преступления: преступление = (преступные устремления, заложенные в Оно + криминогенная ситуация): контролирующие особенности сверх-Я [3, с. 140].

В 1975 г. Д. Сабо, Дж. Канепа, Т. Гиббенс открыли Международный научный центр. Данные ученые являлись представителями клинической криминологии, основные положения которой сводились к отказу от принципов уголовной ответственности и предоставлению главной роли при назначении наказания эксперту-клиницисту. Как отмечает С.М. Иншаков, представители клинического направления попытались превратить криминологию в специфическую антикриминогенную медицину, а тюрьму в клинику [5, с. 335].

Параллельно с биологическим направлением развивался и социологический подход. Двигателями социологического направления в изучении личности преступника выступали известные ученые западных стран: Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм, Ламбер Адольф Жак Кетле, Габриэль Тард, Макс Вебер, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Основной идеей этого направления выступало соотнесение биологических и психологических механизмов личности делинквента с социальными факторами. Эрих Фромм считал, что «человеческая натура - страсти человека и тревоги его - продукт культуры». Также он полагал, что характер человека определяется образом его жизни и особенностями экономической системы [6]. Современное Фромму общество несколько отличается от современного нам. Книга вышла в 1941 году. Именно поэтому в ней уделяется такое внимание анализу нацистского тоталитаризма в Германии, которую Фромм, немецкий еврей по рождению, покинул в 1934 году, когда Гитлер пришел к власти. Тем не менее, большинство угроз индивидуальному развитию личности сохранилось в постиндустриальном обществе, в котором живем мы . В частности психологический дисбаланс, своеобразный «бич времени», на который мало кто обращает внимание - современные люди в большинстве своем весьма развиты интеллектуально, но ужасающе отстают в эмоциональном развитии.

Три главы книги посвящены историческому анализу – поступательному возрастанию роли индивидуальной свободы в обществе [17, с. 84] , от Средневековья, через Возрождение и Реформацию к началу формирования капитализма. Согласно Фромму, вплоть до Средних Веков свободы личности не существовало, как понятия – индивидуум был жестко фиксирован в своей социальной и географической нише на протяжении всей жизни; вертикальная (передвижение по социальной лестнице) и горизонтальная (смена места жительства) мобильность была крайне редкой.

Положение усугублялось чрезвычайно сильным влиянием господствующей Церкви, которая трактовало проявление человеком своей воли, как грех и зло [17, с. 81-81], [17, с. 66-67]. Зато мир средневекового человека был прост, понятен и

уютен. При более-менее благополучном течении жизни, он чувствовал себя в полной безопасности среди себе подобных, поскольку «был, как все» и полностью отождествлял себя со своей социальной группой.

Социально-психологический подход характеризуется совокупностью наиболее устойчивых социально значимых качеств личности и психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах и эмоциональных состояниях человека.

Проблемой личности занимался и Л.И. Петражицкий, автор работы «Основы эмоциональной психологии». Суть его теории заключалась в

признании особой значимости психических реакций и переживаний личности, которые влияют на преступное поведение.

Исследовали личность преступника отечественные криминологи В.Н. Кудрявцев, A.Б. Сахаров, А.А. Толкаченко, Н.С. Лейкина, B.В. Лунеев и т.д.

Так, В.Н. Кудрявцев, И.И. Карпец и Н.П. Дубинин в работе «Генетика, поведение, ответственность» доказывали социальную обусловленность преступности. Они также обращали внимание на то, что в период кризисных состояний в обществе преступность резко растет [7].

Психология личности занимает в системе криминологических знаний о личности особое место. Б.Г. Ананьев писал: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и роли личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии) [8, с. 7].

В современной психологии существует множество подходов в понимании личности, что тоже свидетельствует о сложности структуры понятия «личность».

На наш взгляд, необходимо определить границы понятия «личность преступника» как предмета криминологии и объекта социально-правового исследования. Путь к решению проблемы заключается не только в уяснении подходов к изучению личности, но и в самой категории «личность преступника».

Криминологическая категория «личность преступника» предполагает установление тех признаков в сфере социально-ценностных представлений и морально-психологических черт, которые связаны с совершением преступления [9, с. 36].

Словосочетание «личность преступника» -понятие юридическое, поскольку наукой пока не установлены системы устойчивых признаков, которые бы позволяли однозначно отличать преступников от непреступников, кроме как наличием судимости.

В.В. Лунеев также считает, что понятие «личность преступника» юридическое и условное. Он указывает, что никакой особой преступной личности, которая бы по своей сути отличалась от законопослушного человека, не существует [10, с. 48].

Выделение понятия личности преступника из общей теории о личности в отдельную предметную область нецелесообразно, если единственное различие между ними заключается в юридическом факте.

Дело в том, что, несмотря на отсутствие явных отличий, личность преступника все же имеет свои определенные особенности, которые во взаимодействии с внешней средой и порождают преступное поведение. Причем эти особенности и предопределяют совершение преступлений различных видов (насильственных, корыстных, неосторожных и т.д.).

Эти особенности могут быть как юридическими, так и психологическими, социальными, биологическими. Поэтому личность преступника является биопсихосоциальной.

Таким образом, мы разобрались с тем, какие особенности и стороны личности преступника необходимо изучать.

В настоящее время не установлено, какой круг лиц включает в себя данное понятие. По логике оно должно охватывать всех лиц, которые виновны в преступном поведении.

Некоторые ученые считают, что должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Но мы считаем, что необходимо изучать также личности тех лиц, чей образ жизни и взгляды свидетельствуют о возможности совершения ими преступлений, для разработки эффективных средств профилактики преступлений.

Ведь криминологическое изучение личности преступника главным образом осуществляется для выявления тех ее свойств и качеств, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики.

Следовательно, для определения криминологически значимых признаков личности преступника, предопределяющих преступное поведение, нам необходимо проводить всестороннее изучение проблемы человека в целом. Для решения этого вопроса криминология должна пользоваться результатами и достижениями других наук, которые имеют свой предмет в познании личности. Примерами таких наук являются философия, социология, психология, этика, биология, экономика и т.д. В данном случае криминология выступает универсальной наукой, которая осуществляет взаимосвязь всех полученных данных в одно целое.

Однако, как утверждает Ю.М. Антонян, криминология в области изучения личности преступника не формулирует исходных понятий для других наук, поскольку это не входит в ее компетенцию, и не может выполнять междисциплинарных функций, так как исследование личности в криминологии может быть только криминологическим.

Таким образом, мы пришли к выводу, что личность преступника как предмет криминологии должна изучаться в рамках детерминации преступности, когда раскрытие причин совершения преступления предопределяется личностными характеристиками человека. Но поскольку в настоящее время не установлены характеристики, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, границы личности преступника как предмета криминологии остаются размытыми.

Как объект социально-правового исследования личность преступника должна разбиваться на лиц, совершающих преступления, на различные контингенты преступников и на различные криминологические типы преступников.

Перечисленные параметры личности в совокупности с содержанием суммарного профиля преступника, могут выступать в качестве рабочего

конструктора, используемого при разработке любого психологического портрета преступника, выступающего в виде искомой самостоятельной единицы при анализе криминального события. Вскрываемое в ходе расследования преступлений их конкретное содержание является не самоцелью, а средством, исходным материалом, способствующим его переосмыслению в целях обоснования логических следствий, указывающих на основные признаки личности виновного, пригодные для построения частных версий о путях розыска. Нам представляется, что такой подход должен способствовать обеспечению портретного сходства с оригиналом не только на основании типичных характеристик лица, совершившего преступление, но и, повышать их дифференцированность.

Исследователями определены 3 подхода к выявлению признаков неустановленного преступника: криминалистический, психиатрический и психологический подход

В качестве первоначальной информационной базы знаний о методах и путях расследования,­ установления признаков виновного лица по совокупности обстоятельств и следов происшествия выступает криминалистический подход к анализу события происшествия [Антонян, 1996, с.118-210]. Он основывается на сформированной системе организации расследования и криминалистическом анализе в качестве отдельных объектов и следственных ситуаций в целом.

Поиск криминалистически значимых событий, содержащие указание на признаки преступника, сопряжен с рядом факторов, к числу которых относят:

- пребывание преступника в районе преступления;

- структурные элементы расследуемого преступления;

- использование преступником результатов преступления;

- попытки преступника уйти от наказания;

- обстановка, в которой совершено преступление;

- другие преступления, вероятно совершенные виновным.

Непосредственное или опосредованное отражение признаков преступника, определяется с помощью точного содержания указанных криминалистически значимых событий.

Существенную роль в данном подходе при составлении психологического портрета преступника играет «криминалистическая статистика», выступающая в качестве одного из приемов выдвижения версии о признаках преступника. Статистические данные способствуют определению приблизительного возраста преступника, наличие судимости, отбывания в исправительных учреждениях и др.

Психиатрический подход.

Сторонниками­ данного подхода подчёркивается значимость психической патологии при совершении преступлений. Исследователями в данной области по нескольким характерным признакам и по общей картине преступления выявляются другие признаки, которые обыкновенно сопутствуют проявившимся симптомам «психического отклонения» [Анфиногенов, 1997, с. 44-46]. Здесь необходимо упомянуть о вкладе профессора А. О. Бухановского, который составил психиатрический портрет Чикатило, что способствовало дальнейшему выявления преступника.

При расследовании преступлений знания в психиатрической области позволяют существенно расширить возможности познания криминального события, способствуя получению дополнительной информации по делу. Ее применением способно привести к детальной реконструкции криминалистического механизма преступления; по средствам определения психопатологической структуры, которая реализовалась в конкретном элементе криминального события, осуществить «переход» к личности виновного.

Психологический подход.

Психологический подход в нашей стране знаменуется профессором Е.Г. Самовичевым, по мнению которого, в процессе составления психологического портрета преступника, необходимо­ задаться вопросом: о

реализации тех, а не иных выборов, что и должно. Необходимо также помнить о том, что при розыске преступника, в психологическом портрете, необходимо основываться на признаки виновного лица, либо проявляющиеся в поведении, либо указывающие на определенные стороны гражданского состояния. По мимо этого, Самовичев Е.Г. – сторонник «криминалистической статистики», основная задача которой состояла бы в соотнесении признаков события с признаками лица.

Таким образом, рассмотрев понятие «психологический портрет преступника», а также его различные виды, характеристики, понятия суммарного профиля преступника, а также подходы к составлению портрета преступника необходимо отметить, что данное направление работы является достаточно молодым направлением в сфере правоохранительной деятельности. Но не смотря на сложность и трудоемкость составления психологического портрета преступника, данное направление получает всё большее свое развитие, чем способствует обеспечению успешности расследования преступлений. Важно учитывать, что способы составления психологического портрета преступника, комплекс качеств, входящих в его состав не являются основополагающими­ и нуждаются в дальнейшем изучении.

Таким образом, социальные роли и статусы лиц, совершающих особо тяжкие преступления, характеризуются деформациями в основных сферах - трудовой, досуговой, в учебе и семье.

А анализ нравственно-психологической характеристики личности преступника, совершающего преступления особой тяжести, позволяет прийти к выводу о негативных изменениях психологических признаков, характеризующих осужденных изучаемой категории: убеждений, взглядов, интересов, стереотипов поведения, установок и др.



2018-07-06 1806 Обсуждений (0)
Психология личности преступника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология личности преступника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)