Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и структура нормы права



2018-07-06 592 Обсуждений (0)
Понятие и структура нормы права 0.00 из 5.00 0 оценок




Норма права – это правило поведения общего характера, установленное государством, имеющее общеобязательную силу и письменную форму, закрепляющее права и обязанности участников отношения, охраняемое государством и предусматривающее в случае нарушения ответственность.

Таким образом, правовая норма представляет такое общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.

Норма права, как правило, состоит из 3-х элементов, трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции.

 

Описывает условия, при которых действует предусмотренное нормой правило поведения. Пример: ст.60 Конституции РФ гласит: гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме права и обязанности с 18 лет, т.е. норма полной дееспособности указывает условия осуществления прав и обязанностей в полном объеме – достижение гражданином 18 лет. Описывает само правило поведения. Пример: в соответствии с нормой семейного права родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и воспитании. Устанавливает те принудительные меры воздействия, которые государственные органы способны применить к нарушителям данного правила.

 

Таким образом, норма права устанавливает:

а) кто и когда ее должен исполнять, при наступлении каких условий (гипотеза);

б) в чем должно состоять это исполнение (диспозиция);

в) каковы последствия неисполнения нормы (санкция).

Но нормы права не всегда в статьях нормативно-правовых актов представлены всеми тремя элементами, например:

а) статья 105 «Убийство» Уголовного кодекса Российской Федерации:

«Убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку (диспозиция), – наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (санкция)».

Как видно, гипотеза в самой норме отсутствует, но она подразумевается в названии главы 16 – «Преступления против жизни и здоровья».

б) статья 107 (часть 3) Конституции Российской Федерации:

«Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его (гипотеза), то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон (диспозиция)».

Как видно из этого примера, в данной правовой норме отсутствует санкция. Это особенность норм конституционного права.

Признаки правовой нормы:

1) нормы права устанавливаются или санкционируются государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах;

2) норма права имеет представительно-обязывающий характер: с одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта, а с другой – нормы права обязывают совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц;

3) реализация правовых норм в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения;

4) нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (отношения купли-продажи при совершении имущественных сделок).

Виды норм права. Нормы права делятся по отраслям права, по кругу лиц, по характеру содержащихся в нормах права правил поведения, по степени определенности изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

1. По отраслям права:

а) конституционные;

б) гражданские;

в) административные;

г) уголовные;

д) семейные и т.д.

2. По кругу лиц:

а) общие;

б) специальные.

3. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения:

а) обязывающие – устанавливают обязанность совершить определенные положительные действия (например: выполнение оговоренных договором работ, возвращение долга, поставка заказчику продукции);

б) управомочивающие – предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательств);

в) запрещающие – запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищение и другие неправомерные действия).

4. По степени определенности изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

а) абсолютно-определенные – правовые нормы с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение (например, абсолютно-определенная диспозиция в статье 177 «Порядок допроса свидетеля» Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: «Каждый свидетель допрашивается отдельно»;

б) относительно-определенные правовые нормы – не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам решать дело с учетом конкретных обстоятельств (например, большинство санкций уголовного права устанавливает нижний и верхний предел наказания – статья 162 «Разбой» УК Российской Федерации предусматривает наказание, в частности, в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет);

в) альтернативные правовые нормы – предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или мер юридической ответственности за их нарушение. Например, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в пункте 1 статьи 18 предусматривает общие правовые последствия продажи товаров с недостатками: потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

– потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

– потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

– потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

 

Источники права

Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть обличено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающих нормы права, называются источниками права.

Виды источников права:

– нормативные правовые акты;

– судебный (административный) прецедент;

– правовой обычай;

– судебная практика;

– нормативный договор.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Нормативный правовой акт – это официальный документ, содержащий юридические нормы, а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы.

Виды нормативных правовых актов:

Законы – это нормативные юридические акты высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные (изначальные) правовые нормы страны.

В зависимости от значимости мы можем классифицировать законы на:

– основные;

– обыкновенные.

Основные законы (конституционные):

а) конституция – это основной источник права, регулирующий наиболее важное в сфере общественных отношений (основы государственного и общественного строя, организацию и систему государственной власти и управления, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, избирательную систему). В Российской Федерации действуют Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе Российской Федерации.

б) федеральные конституционные законы – это такие законы, которые:

– во-первых, приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (например, по изменению статуса субъекта Российской Федерации (статья 66, часть 5), о государственных гербе, флаге и гимне Российской Федерации (статья 70, часть 1), о режиме военного положения (статья 87, часть 3), о режиме чрезвычайного положения (статья 88), о порядке деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (статья 103, часть 1, пункт «д») и т.д.;

– во-вторых, приняты квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (статья 108, часть 2);

– в-третьих, не подлежит отклонению Президентом Российской Федерации, предусмотрено обязательное в течение 14 дней подписание и обнародование.

Обыкновенные законы:

а) федеральные законы – это законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания в обычном порядке (согласно статям 104—107 Конституции Российской Федерации) и не требующие квалифицированного большинства голосов депутатов Государственной Думы, могут быть отклонены Президентом Российской Федерации и направлены на новое рассмотрение;

б) уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

в) законы субъектов Российской Федерации (по вопросам совместного ведения с Федерацией и по вопросам исключительного ведения субъекта Федерации) – принимаются представительными (законодательными) органами.

Подзаконные акты – акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.

В зависимости от субъекта, издавшего акт, подзаконные нормативные акты делятся на несколько видов:

1) нормативные акты Президента – указы (по важнейшим государственным вопросам) и распоряжения (по текущим вопросам процедурного характера);

2) нормативные акты Правительства – постановления и распоряжения;

3) ведомственные нормативные акты – приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств и государственных комитетов;

4) региональные нормативные акты – решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления;

5) муниципальные нормативные акты – решения органов местного самоуправления;

6) локальные нормативные акты – правила и другие предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.

К нормативным актам Президентаотносятся указы и распоряжения. Указы Президента имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочий Президента все его указы делятся на:

– указы в границах собственных его полномочий;

– указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

– указы, подлежащие утверждению Советом Федерации.

По юридической значимости указы делятся на:

– нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни);

– правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления, например, указ о назначении на должность).

Распоряжения Президента – ненормативные акты, принимаемые по оперативным вопросам государственного управления (например, распоряжение о создании рабочей комиссии).

Нормативные акты Правительства:

Постановление Правительства – это высшие нормативные акты органов управления. Они принимаются на основе и во исполнение законов и указов по вопросам государственного, хозяйственного и культурного строительства. Постановление Правительства Российской Федерации и правительства республик, входящих в Российскую Федерацию, являются наиболее важными среди всех подзаконных актов. Эти акты обязательны к исполнению на всей территории, на которую они распространяются, им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

Распоряжения Правительства – акты, принимаемые и подписываемые Председателем или заместителями Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуемые, как правило, узкому кругу исполнителей.

К ведомственным нормативным актам относятся: приказы, постановления, инструкции. Это ведомственные нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации и республик по вопросам, относящимся к их компетенции. В министерствах наиболее распространенной формой ведомственного акта является приказ министра, содержащий нормативные предписания, которые конкретизируют законы и постановления. Постановления – это нормативные акты, принимаемые коллегиальными органами по вопросам межотраслевого характера.

Региональные нормативные акты:

Нормативные решения и постановления – это нормативные акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие местных подзаконных актов ограничено подвластной им территорией. Внутриорганизационные подзаконные акты (правила и др.) издаются различными организациями и распространяются на членов этих организаций.

Муниципальные нормативные акты – это самостоятельная система нормативных актов. Их издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий – городских и сельских поселений, а также непосредственно само население. Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

К ним относятся:

– постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территорий, закрытых городов и поселков;

– акты муниципальных органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан, которые устанавливают обязательные нормы права для населения самоуправляемых территорий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий.

Локальные нормативные актыособая разновидность нормативно-правовых актов, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и т.п. относятся к локальным актам.

2.Судебный прецедент (от лат. praecedens – предшествующий) – это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы.

Значение и пределы действия правила прецедента (на примере Великобритании):

1) решения, выносимые Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов;

2) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов;

3) решения, принятые Высоким судом правосудия, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда.

Следует заметить, что единственной частью предыдущего решения, которой следует следовать, является ratiodesidenti (сущность решения). Это те правовые принципы, которые использует суд при решении дела. Все остальное сказанное судьей образует obiterdistum (попутно сказанное).

Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени, его фактическая сила с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если они только явно не ошибочные. Причина этого в стремлении обеспечить «определенность права», а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т.д.

Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда и не существовала. В этом состоит сущность так называемой деклараторной теории: общее право никогда не меняется, оно просто заново правильно излагается.

Из положения «закон может отменить прецедент» еще нельзя сделать вывод, что статут выше прецедента. В действительности закон и прецедент как формы права тесно переплетены. В уголовном праве, например, большинство преступлений предусмотрено законами, но есть и предусмотренные прецедентным правом (недонесение об измене, различные виды убийств). Совершение лицом преступления, предусмотренного законом или прецедентом, имеет одинаковые правовые последствия. Аналогичные положения имеются и в других отраслях права.

3. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий и вошло в их привычку. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам.



2018-07-06 592 Обсуждений (0)
Понятие и структура нормы права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и структура нормы права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)