Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок проведения налогового учета организаций



2019-05-24 264 Обсуждений (0)
Порядок проведения налогового учета организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




Постановка на учет юридических лиц до 1 января 2004 года осуществлялась на основании соответствующего заявления налогоплательщика, подаваемого в течение 10 дней с момента государственной регистрации.

Но в силу изменений, внесенных в ст. 83 НК РФ Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ, с 1 января 2004 года установлен уведомительный принцип постановки на учет юридических лиц. Налоговый орган по месту нахождения организации осуществляет постановку на учет данных налогоплательщиков одновременно с их государственной регистрацией.

В соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким образом, постановка на учет связана только с формальным признаком - регистрацией организации в качестве субъекта предпринимательской деятельности - и не зависит от того, будут ли в дальнейшем налогоплательщики фактически осуществлять предпринимательскую деятельность.

Уведомительный порядок постановки на учет значительно сокращает административные барьеры при государственной регистрации юридических лиц, обеспечивая реализацию принципа «одного окна»

Введенный уведомительный принцип постановки на учет в отличие от прежнего заявительного принципа исключает пропуск налогоплательщиком срока для постановки на учет или уклонение налогоплательщика от постановки на учет. Уведомительный принцип тем самым гарантирует постановку на учет всех зарегистрированных юридических лиц [15].

Порядок постановки на учет юридических лиц определен Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно этим Правилам постановка на учет организации осуществляется налоговым органом по месту нахождения. Постановку на учет данных категорий налогоплательщиков налоговый орган осуществляет на основании сведений о создании организации, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Сведения об организациях, поставленных на учет в налоговом органе, отражаются данным налоговым органом в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН). В ЕГРН отражаются все сведения о налогоплательщике, зафиксированные в ЕГРЮЛ, а также сведения о государственной регистрации данного налогоплательщика.

По итогам постановки на учет юридическому лицу выдается (направляется по почте) свидетельство о постановке на учет. Форма свидетельства о постановке на учет утверждена Приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

Поскольку государственная регистрация и постановка на учет проходят одновременно, свидетельство о постановке на учет выдается налогоплательщику одновременно со свидетельством о государственной регистрации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических осуществляется в течение 5 дней с момента представления в налоговый орган всех необходимых документов.

Таким образом, налоговый орган в течение 5 дней с момента представления юридическим лицом необходимых документов осуществляет его государственную регистрацию (вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ) и постановку на учет в качестве налогоплательщиков (вносит сведения о данных налогоплательщиках в ЕГРН). Свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет направляются налогоплательщику не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации и постановки на учет.

Постановка на учет в налоговом органе юридического лица сопровождается присвоением им идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), а также кода причины постановки на учет (КПП).

Изменения в сведениях о налогоплательщике (изменение организационно-правовой формы юридического лица, изменение юридического адреса юридического лица, и др.), зафиксированных в ЕГРЮЛ, отражаются налоговым органом, осуществившим постановку на учет данного налогоплательщика, в ЕГРН на основании данных ЕГРЮЛ. Тем самым действующее налоговое законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщиков по дополнительному уведомлению налогового органа об изменении сведений, указанных в ЕГРЮЛ. Изменение данных сведений обязывает налогоплательщика лишь зарегистрировать произошедшее изменение в ЕГРЮЛ посредством подачи в налоговый орган заявления установленной формы. Снятие с учета налогоплательщиков осуществляется аналогично порядку внесения изменений в сведения о налогоплательщиках в ЕГРН. В случае ликвидации организации, прекращения деятельности организации в результате реорганизации, исключения недействующей организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа снятие с учета данной организации осуществляется налоговым органом по месту ее нахождения на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи ЕГРЮЛ.

Если же организация изменяет место нахождения, то налоговый орган снимает ее с учета также на основании записи в ЕГРЮЛ. При этом постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения. Организациям, изменившим место нахождения, налоговый орган по новому месту нахождения выдает новое свидетельство о постановке на учет не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Поскольку постановка на учет организации, снятие ее с учета, внесение изменений в сведения о ней в ЕГРН осуществляется налоговым органом исключительно на основании данных ЕГРЮЛ, то датой постановки на учет, снятия с учета или внесения изменений в ЕГРН будет признаваться дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Наряду с основным, уведомительным, порядком постановки на учет налоговое законодательство в некоторых случаях предусматривает обязанность налогоплательщика по постановке на учет в заявительном порядке. В частности, согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ организации, которые должны платить ЕНВД, помимо постановки на учет налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 83 НК РФ, должны самостоятельно, посредством подачи соответствующего заявления, встать на учет в налоговой инспекции по месту ведения деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД. Встать на учет необходимо не позднее 5 дней с момента начала ведения деятельности, облагаемой ЕНВД [15].

Федеральный закон N 137-ФЗ от 27июля 2006 года внес в НК РФ изменения в учет налогоплательщиков, в частности при постановке организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений. В п. 4 ст. 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ) сохранился заявительный порядок постановки на учет организаций по месту нахождения обособленных подразделений.

Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места [3]. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Таким образом, обязанность по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения возникает только из совокупности условий: территориальная обособленность подразделения и наличие в подразделении стационарных рабочих мест.

Первое условие - территориальная обособленность подразделения. По смыслу ст. 55 ГК РФ территориально обособленным считается подразделение организации, расположенное вне места нахождения самой организации. Согласно разъяснением Минфина РФ, данным в Письме от 17.11.1995 N 04-02-14, территориально обособленными подразделениями могут быть признаны представительства и филиалы организации. Необходимо учитывать, что сам по себе факт заключения гражданско-правового договора аренды имущества вне места нахождения самой организации не свидетельствует о создании обособленного подразделения. Однако если по месту нахождения арендуемого или переданного в доверительное управление имущества организацией создается обособленное подразделение, то организация обязана встать на учет по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Второе условие признания подразделения организации обособленным заключается в том, что по месту нахождения данного подразделения должны быть оборудованы стационарные рабочие места. При этом для признания подразделения обособленным достаточно организации по его местонахождению одного стационарного рабочего места.

При осуществлении деятельности через обособленное подразделение организация подает заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения данного обособленного подразделения в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

При подаче заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация одновременно с заявлением представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, положение об обособленном подразделении, распоряжение (приказ) руководителя организации о создании обособленного подразделения. Отметим, что до 1 января 2007 года представление документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, одновременно с заявлением о постановке на учет носило факультативный характер. Указанные документы представлялись только при их наличии. Однако в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ в п. 1 ст. 84 НК РФ, представление организацией данных документов стало обязательным.

Организация, в состав которой входят несколько обособленных подразделений, расположенных на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Если же налогоплательщик не исполнит в месячный срок обязанности по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, то на основании п. 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно принять меры к постановке на учет данного налогоплательщика на основе имеющихся у них данных и сведений.

Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ внесены незначительные изменения в порядок постановки организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Данные изменения, вступившие в силу с 1 января 2007 года, в целом направлены на упрощение порядка постановки на учет.

Во-первых, в силу изменений, внесенных в абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего обособленного подразделения и открывающая на территории, подведомственной данному налоговому органу, еще одно обособленное подразделение, не встает второй раз в этом же налоговом органе на налоговый учет. Указанное уточнение, не отменяющее обязанности организации вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений, продиктовано здравым смыслом.

Во-вторых, в п. 4 ст. 83 НК РФ установлен упрощенный порядок постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений для тех организаций, которые имеют обособленные подразделения в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, и уже состоят на учете по месту нахождения одного из подразделений. Теперь в этой ситуации организации не встают в общем порядке на учет в налоговых органах по месту нахождения иных подразделений, а только в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Напомним, что ранее организации были обязаны встать на учет в каждой соответствующей налоговой инспекции.

Если организация одновременно создает в одном муниципальном образовании несколько обособленных подразделений, расположенных на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация вправе самостоятельно выбрать налоговый орган, в котором встанет на учет [15].

Что касается постановки налогоплательщиков на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, то в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ) постановка на учет организации по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества или транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Речь идет об органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств.

Указанные выше органы обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Налоговый орган производит постановку на учет налогоплательщика - владельца недвижимого имущества или транспортного средства в течение 5 дней со дня поступления соответствующих сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств. В тот же срок налогоплательщику выдается или направляется по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Следует отметить, что организации подлежат постановке на учет в налоговых органах только по месту нахождения того недвижимого имущества, которое принадлежит им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Таким образом, налогоплательщики не обязаны подавать заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Такой учет осуществляется налоговыми органами самостоятельно в уведомительном порядке.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 27 июля 2006 года не внесено каких-либо серьезных изменений в порядок постановки налогоплательщиков на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Отметим единственное изменение, вступившее в силу с 1 января 2007 года. Так, прежде местом нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств признавалось либо место (порт) приписки, либо место государственной регистрации. В силу внесенных изменений местом нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств признается место (порт) приписки. И лишь при отсутствии места (порта) приписки место нахождения транспортного средства определяется по месту его государственной регистрации [15].

Итак, из всего выше приведенного можно сделать вывод о том, что учет налогоплательщиков - это информационная основа всей налоговой работы. От того насколько качественно будут выполнены все процедуры на этом участке, зависит качество работы всей налоговой инспекции. В тоже время нельзя сводить учет плательщиков только к определенной совокупности формальных, технических процедур по включению сведений о плательщике в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков по получению и составлению некоторого количества стандартных документов. Практика работы показывает, что налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в базы данных ЕГРЮЛ недостоверных данных, что резко снижает эффективность всей работы по сбору налогов.

В результате осуществления налогового учета налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и другое. Поэтому налоговый учет важен не только для налоговых органов, но и для многих юридических лиц, потому что, к примеру, из базы данных ЕГРН можно узнать о том, как долго предприятие работает на рынке, можно ли ему доверять как партнеру, определить активность предприятия и многое другое.

 



2019-05-24 264 Обсуждений (0)
Порядок проведения налогового учета организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок проведения налогового учета организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)