Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Февральская революция (историографическая справка) // Преподавание истории в школе.- 2001.– № 5.– С. 25–29.



2019-05-24 325 Обсуждений (0)
Февральская революция (историографическая справка) // Преподавание истории в школе.- 2001.– № 5.– С. 25–29. 0.00 из 5.00 0 оценок




П/п

Наименование раздела /темы дисциплины

Общая трудоёмкость всего

(в часах)

Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Контактная работа с преподавателем

СРС

Лек Сем/Пр Лаб КСР
1 Раздел 1 . Революционная Россия (1917-1921 гг.)   6 18 - -  
1.2 Февральская революция в России (февраль-март 1917 г.). Развитие революции в июле-сентябре 1917 г.   2 4 - -  
1.5 Утверждение большевистской власти в конце 1917- весной 1918 гг.   1 4 - -  
1.6 Российская революция 1917 г. в историографии.   1 2 - 1  
1.7 Российское общество в годы Гражданской войны. Политика «военного коммунизма» и утверждение однопартийной политической системы.   2 6 - -  
  Рубежный контроль     2 - -  
2 Раздел 2. Советская Россия в 1921 – 1941 гг.   6 18 - 4  
2.1. Новая экономическая политика   2 2      
2.2. Образование СССР и национальная политика в 20-е гг.     2      
2.3 Политическое развитие страны в 1920-е гг.     2      
2.4 Внешняя политика СССР в 1920-е гг.     2      
2.5 Индустриализация страны в конце 1920-1930-е годы   2 2      
2.6. Политическая жизнь СССР в 1930-е гг. проблема политических репрессий   2 2      
2.7 Культурное строительство в СССР в 1920-1930-х годов     2      
2.8 Внешняя политика СССР в 1930-е гг     2      
  Рубежный контроль     2      
  ИТОГО   12 36      

ПЛАН дисциплины «Новейшая отечественная история» 3 курс, 6 семестр.

Преподаватель: к.и.н, доцент кафедры истории Отечества и МПИ

Мухаметзянова Эльвира Валерьевна


Семинар 1. Февральская революция в России (февраль-март 1917 г.).

Вопросы для обсуждения

1. Февральская революция 1917 г.: причины, ход, результаты.

2. Отречение Николая

3. Преобразования Временного правительства.

4. Основные проблемы Февральской революции в историографии

Начало Великой русской революции было положено стихийным движением масс в Петрограде в конце февраля 1917 г. Изучение этих событий студентам следует начать с выделения их предпосылок, причин, сущности. Необходимо кратко охарактеризовать состояние основных сфер общественной жизни России 1916 – начала 1917 г.: хозяйственный кризис, нарастание забастовочного движения, политическую борьбу и конфликты в правящих кругах. Какие факторы предопределили победу революционных сил в стране? Студентам предлагается сосредоточить внимание не только на событиях конца февраля – начала марта 1917 г., но и на дискуссионных аспектах темы: движущие силы и характер событий, их стихийность, роль политических партий, специфика созданной революционной власти, альтернативы исторического развития России, появившиеся с падением монархии. Целесообразно показать различные точки зрения на эти вопросы, имеющиеся в литературе.

 Ключевые понятия и персоналии темы: Прогрессивный блок, «министерская чехарда», Исполком Петроградского Совета рабочих депутатов, Временный комитет членов Государственной Думы, двоевластие, Манифест Николая II об отречении от престола, М. Родзянко, В. Шульгин, А. Гучков, П. Милюков, Н. Чхеидзе, Г. Львов.

Источники и литература:

Айрапетов О. Затишье перед организованной бурей? Что творилось в России в начале 1917-го? // Родина. – 2007. - № 2. – С. 10-15.

Аринин А. Пять уроков февраля // Родина. – 2007. - № 5. С. 39-43.

Арифуллин Ф.М. Великая война 1914-1918 годов и Февральский переворот 1917 года в Петрограде// Преподавание истории в школе. – 2013. - № 4. – С. 68-70.

Бэдкок С. Переписывая историю российской революции: 1917 г. в провинции // Отечественная история. – 2007. - №4. – С.103-112.

 Вада Х. Российские революции 1917 г. как комплекс революций в эпоху мировых войн // Россия в XX веке. Историки мира спорят.– М.: Наука, 1994.– С. 143–146.

Волков В. Красный семнадцатый год // Родина. – 2007. - № 2. – С. 20-23.

Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914- февраль 1917 г.) –М.: РОССПЭН, 2003. – 431с.

Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996.– № 3.– С. 31–45.

Глобачев К.И. Правда о русской революции. Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения // Вопросы истории. – 2002. - № 7-10.

Иванов А. Уездная революция // Родина – 2009 - № 12. –С.133-136.

Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция: Глава восьмая. Февральская революция и отречение Николая II от престола // Вопросы истории. – 1999. – № 9. – С. 78-121.

Куликов С.В. Центральный военно-промышленный комитет накануне и в ходе Февральской революции 1917 г.// Российская история. - 2012. - № 1. – С. 69-90.

Медушевский А.Н. Причины крушения демократической республики в России // Отечественная история. – 2007. - № 6. – С.3-27.

Миронов Б. Причины русских революций // Родина – 2009 - № 6, 8, 10-12.

Октябрьский переворот: Революция 1917 г. глазами ее руководителей.– М.: Современник, 1991.– С. 105–115, 125-134.

Оськин М.В. Продовольственная политика России накануне Февраля 1917 г.: поиск выхода из кризиса // Российская история. – 2011. - № 3. – С. 53-66.

От первого лица. Сб. – М.: Патриот, 1990. – 495 с.

Пайпс Р. Русская революция. – М.: РОССПЭН, 1994. – С. 305-367.

Поликарпов В.В. 22-23 февраля 1917 года в Петрограде // Вопросы истории. – 2005. - № 10. – С. 10-24.

Рейман М. Заметки по интерпретации 1917 г. // Отечественная история. – 1994.– № 4–5.–С. 195–204.

Февральская революция (историографическая справка) // Преподавание истории в школе.- 2001.– № 5.– С. 25–29.

Февральская революция 1917 г. в российской истории // Отечественная история. – 2007. - № 5. – С. 3-30.

Хеймсон Л. Об истоках революции // Отечественная история. 1993.– № 6.– С. 3–14.

Холяев С.В. Три Февраля 1917 г. //Вопросы истории. – 2003. - № 7. – С. 26-38.

Хуторский В.Я. Февральская революция (23 февраля – 2 марта 1917 г.) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. - № 1. – С. 60-66.

Чапкевич Е.И. Русская гвардия в Февральской революции // Вопросы истории. – 2002. - № 9. – С. 3-16.

 

Семинар 2.Россия на перепутье (март-сентябрь 1917 г.).

Вопросы для обсуждения

  1. Расстановка политических сил в марте - апреле 1917 г.
  2. Временное правительство: образование, состав, политика
  3. Политические партии России в 1917г. (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики).
  4. Апрельский и  июньский политические кризисы.

5. Июльский политический кризис.

6. Нарастание политического кризиса.  Корниловский «мятеж»

7. Развитие революции в сентябре 1917 г.

Развитие революции от февраля к октябрю 1917 г. шло в русле нарастания хозяйственных и продовольственных проблем, роста социальной напряженности, поляризации общества, углубления общенационального кризиса. Если весной –в  начале лета политические силы пытались решить важнейшие вопросы мирным путем, то с июля 1917 г. все большую популярность приобретали военные, радикальные способы решения назревших проблем, прежде всего – вопроса о власти.

События первого периода революции могут быть раскрыты в контексте проблемы двоевластия. Вопрос о власти решался в русле взаимоотношений Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Временного правительства. Чтобы разобраться с этой проблемой, студентам необходимо изучить историю появления Петросовета и Временного правительства, их партийный состав, социальную базу, практическую деятельность этих двух центров власти. Важно помнить, что меньшевистско-эсеровские лидеры, преобладавшие в Советах, не рассматривали их как орган государственной власти. В контексте проблемы двоевластия необходимо рассмотреть причины и сущность апрельского кризиса Временного правительства, создание первого коалиционного правительства, а также I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Важно понять, почему российская революция исчерпала мирные средства решения вопроса о власти, почему стал неизбежен второй период революции, когда действующие силы революционного процесса перешли к использованию вооруженных способов решения этого вопроса?

 В рамках изучения революционных событий июля-октября 1917 г. следует рассмотреть следующие вопросы: 1) причины, сущность, последствия июльского кризиса, создание и политический курс второго коалиционного Временного правительства; 2) выступление генерала Корнилова, его последствия для развития революции; 3) цели созыва, состав Всероссийского демократического совещания и его результаты, создание Предпарламента и третьего коалиционного правительства. Какие альтернативы развития революции и решения вопроса о власти возникали в ходе указанных событий? Какие общественно-политические силы отстаивали их? Были ли они реализованы? Почему?

Судьбы российской революции во многом зависели от исхода политической борьбы, развернувшейся в 1917 г. между партиями. Отражая интересы различных социальных групп, партии отстаивали свои варианты общественного устройства России. При изучении данной темы студенту предлагается рассмотреть следующие аспекты деятельности одной из политических партий, активно участвовавших в борьбе за власть в феврале – октябре 1917 г.:

- состав и социальная база партии, динамика численности на протяжении 1917 г.;

- лидеры и внутрипартийные течения, фракции;

- программные установки (идеал государственного устройства, приоритеты экономической, национальной политики, решение аграрного, рабочего вопросов, внешнеполитическая программа);

 - тактика партии в условиях революции и мировой войны (методы и средства достижения целей, участие в общественных и государственных структурах), крупные партийные форумы 1917 г.;

- представления о перспективах развития российской революции и предлагавшиеся варианты решения вопроса о власти в 1917 г.

В заключении следует сделать выводы об эффективности политики, проводимой партией, степени популярности среди народа, результатах ее деятельности в 1917 г.

Ключевые понятия и персоналии темы: Временный комитет членов Государственной Думы, Декларация Временного правительства, «двоевластие», исполком Петроградского Совета, Приказ № 1, обращение «К народам мира», Н. Чхеидзе, нота Милюкова, Г. Львов, А. Гучков, апрельский кризис, А. Керенский, I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, ВЦИК, наступление русской армии, июльский кризис, военная организация при ЦК РСДРП(б), Н. Подвойский, В. Невский, «немецкие деньги большевиков», А. Керенский и второе коалиционное правительство, Московское государственное совещание, Союз офицеров армии и флота, Л. Корнилов, В. Львов, Комитет народной борьбы с контрреволюцией, Директория, Демократическое совещание, идея «однородного социалистического» правительства, «цензовые элементы», третье коалиционное правительство, Временный Совет республики.

Источники и литература:

Базанов С.Н.Генерал Лавр Георгиевич Корнилов // Преподавание истории в школе. -2009. -№ 10. –С. 42-48.

Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март-апрель 1917 г.) // Отечественная история.– 2001.– № 2.– С. 141–154.

Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории.– 1996.– № 3.– С. 31–45.

Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной думы //Вопросы истории.– 1998.– № 2.– С. 30–43.

Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история.– 1997.– № 1.– С. 60–76.

Голиков А.Г. Феномен Керенского // Отечественная история.– 1992.– № 5.– С. 60–73.

Гребенкин И.Н. Генерал Л.Г. Корнилов: штрихи к портрету. // Отечественная история. – 2005. - № 4. – С. 108-123.

Деникин А.И. Очерки русской Смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г. – апрель 1918 г.– М.: Наука, 1992.– 376 с.

Жданова И.А. Проблема федеративного устройства в Февральской революции 1917 г. // Вопросы истории. -2007. -№ 7. –С. 17-28.

Злоказов Г.И. Материалы Особой следственной комиссии Временного правительства об июльских событиях 1917 г. // Отечественная история.– 1999.– № 5.– С. 73–87.

Измозик В.С. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории.– 1994.– № 6.– С. 163–169.

Иоффе Г.З. Семнадцатый год. Ленин, Керенский, Корнилов.– М.: Наука, 1995.– 238 с.

Медушевский А.Н. Причины крушения демократической республики в России // Отечественная история. -2007. -№ 6. –С.3-27.

Политические партии России в контексте ее истории / Рук. Авт. Коллект. Смагина С.М.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.– С. 75–178.

Политические партии России. Конец XIX в. – первая треть XX в. Энциклопедия.– М.: РОССПЭН, 1996.– 872 с.

Политические партии России: история и современность / Под ред. А.И. Зевелева. М., 2000.- 631 с.

Руднева С.Е. Предпарламент. Октябрь 1917 г. Опыт исторической реконструкции. – М.: Наука, 2006. – 279 с.

Руднева С.Е. Временное правительство и конструирование Предпарламента // Вопросы истории. – 2003. - № 2. – С. 149- 156.

Руднева С.Е. Из истории Предпарламента (1917 г.) // Отечественная история. – 2005. - № 6. С. 122- 128. 

Родзянко М. Государственная Дума и Февральская революция: В 8 т. // Архив русской революции.– М., 1991.– Т. 6.– С. 5–80.

Розенберг У. Формирование новой российской государственности // Отечественная история.– 1994.– № 1.– С. 3–16.

Селезнев Ф.А. Конституционные демократы и предприниматели в 1917 г. // Отечественная история. -2007. -№ 6. –С. 118-130.

Селезнев Ф.А. Министры-кадеты и экономическая политика Временного правительства (март – июль 1917 г.) // Вопросы истории. -2007. -№ 8. –С. 111-119.

Сенин А.С. Александр Иванович Гучков // Вопросы истории.– 1993.– № 7.– С. 69–88.

Сенин А.С. Железные дороги в марте – октябре 1917 г.: от кризиса к хаосу // Вопросы истории. – 2004. - № 3. – С. 32-56.

Октябрьский переворот: Революция 1917 г. глазами ее руководителей.– М.: Современник, 1991.– 381 с.

Шубин А. Мятежный Корнилов // Родина. -2013. -№ 2. –С. 126-130.

 



2019-05-24 325 Обсуждений (0)
Февральская революция (историографическая справка) // Преподавание истории в школе.- 2001.– № 5.– С. 25–29. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Февральская революция (историографическая справка) // Преподавание истории в школе.- 2001.– № 5.– С. 25–29.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)