Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. История освоения Северного морского пути



2019-05-24 905 Обсуждений (0)
Глава 1. История освоения Северного морского пути 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение                                                                                                                           3

Глава1. История освоения Северного морского пути                                            5

Глава2. Хозяйственное значение Северного морского пути                                9

Глава3. Геополитическое и стратегическое значение

Северного морского пути                                                                                     11

Глава4. Перспективы развития Северного морского пути                                   14

Заключение                                                                                                                 17

Список литературы                                                                                                    18

 

 

Введение

Последние годы тема освоения арктического пространства всё чаще поднимается в рамках внутрироссийских дискуссий и международных переговоров. Широко обсуждается проблематика климата, делимитация границ и конечно, новые технологии разработки месторождений полезных ископаемых. Президент Российской Федерации Владимир Путин на открытии международного форума «Один пояс — один путь» сказал: «Мы вкладываем значительные ресурсы в развитие Северного морского пути, чтобы он стал глобально конкурентной транспортной артерией. Это ключ к освоению территорий, к оживлению экономической и инвестиционной активности».

Большое значение имеет то, что Северный морской путь (СМП) — самая короткая водная транспортная артерия из Азии в Европу. Время транспортировки грузов по альтернативным Суэцкому и Панамскому каналам больше на 10−15 дней. А летом стоимость транспортировки грузов по Северному морскому пути опускается до 40%, по сравнению с южной магистралью. Кроме того, там нет пиратства.

Объем транспортировки грузов по Северному морскому пути в 2016 г. превысил максимальные показатели советских времен и достиг рекордных 7,5 млн т. По экспертным оценкам Росморречфлота, объем перевозок грузов по Северному морскому пути к 2020 г. составит 44 млн т, к 2030 г. возрастет до 70 млн т.

Однако, учитывая затраты на обустройство пути и сложность его прохождения, незначительную численность населения региона, тяжелые климатические условия с непредсказуемой ледовой обстановкой, несоответствие русских портов мировым стандартам, сегодня мы вынуждены констатировать что,  современные экономические и политические реалии требуют серьезных реформ в управлении транспортной системой Российского Севера, новых механизмов финансирования и менеджмента.

Цель исследования: изучить особенности функционирования Северного морского пути, проблемы и перспективы его развития.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с историей освоения Северного морского пути;

2. Изучить современное состояние и рентабельность Северного морского пути;

3. Определить значение Северного морского пути для развития региона и страны в целом.

 Объектом исследования является изучение континента Северного морского пути.

Предметом исследования является современные направления изучения Северного морского пути.

Методологическую основу исследования составляет анализ научной литературы.

Практическая значимость. Материалы данной исследовательской работы могут использоваться в качестве основы при изучении темы на уроках географии в средней школе, а также при подготовке занятий в ВУЗах.

 

 

Глава 1. История освоения Северного морского пути

О перспективах практического использования Северного морского пути впервые высказался в 1525 году русским дипломат Дмитрий Герасимов, представляя анализ результатов плавания поморов в XIII веке.

Попытки сквозного плавания по Северному морскому пути в 1912 году предприняли полярный исследователь Владимир Александрович Русанов на зверобойном судне “Геркулес” и лейтенант Георгий Львович Брусилов на паровой шхуне “Святая Анна”. К сожалению, данные экспедиции были потеряны. Экипажи кораблей пропали без вести во льдах Карского моря.

 Первое сквозное плавание с востока на запад осуществила в 1914—1915 годах под руководством Бориса Вилькицкого гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией с зимовкой у полуострова Таймыр. В 1932 году на пароходе «Александр Сибиряков» Отто Шмидт прошел этот путь впервые за одну навигацию.

   Чтобы осуществить полноценное арктическое мореплавание, исследовать возможности освоения природных ресурсов Крайнего Севера, необходимо было вложения больших финансовых средств, формирование компетентной команды единомышленников, многогранной и ситемной работы по научному обоснованию экономической эффективности и целесообразности освоения северных территорий. Причем, о немедленной серьезной выгоде речи не шло, так как требовалось осуществление широкого комплекса научно-технических, поисково-разведочных, и строительных работ.

 Существовала еще одна проблема освоения Северного морского пути Петербургско - Московской биржа оказывала серьезное сопротивление, так как для брокеров была источником бесконечного обогащения.

Только угроза начала первой мировой войны заставило правительство предреволюционной России начать мероприятия по изучению и организации Северного морского пути. В период с 1910 по 1915 год были осуществлены ряд экспедиций по изучению Северного Ледовитого океана и установлены несколько постоянных радиостанций, в том числе и на Диксоне. В 1916 году начались строительные работы на Усть-Енисейском порту.

Тем не менее, отсутствовал обоснованный план исследования территории Северного Ледовитого океана. Деятельность по исследованию проблемы продвигалась лишь по инициативе Российской Академии наук и отдельных ученых. Системное и широкомасштабное изучение Арктики началось в двадцатые годы при советской власти.

В 1929 – 1925 годах создается сеть комплексных исследовательских организаций для изучения и практического использования природных богатств Севера, организуются первые Карские экспедиции в восточном секторе Арктики. Первые экспедиции имели целью вывоз из Сибири хлеба, других продовольственных грузов, а также пушнины на экспорт. С 1924 года иностранные морские суда швартуются в устье Оби и Енисея для вывоза высококачественной сосновой древесины.

Необычайно важным было то, что началось строительство морских портов и началось осуществление государственных мероприятий по улучшению условий жизни коренных народов Севера.

 Период с 1926 по1932 года стал этапом подготовки к практическому освоению северных территорий, обустройству и освоению трассы Северного морского пути. Был построен порт Игарка и лесокомбинат в нём, началось системное применение ледокольного флота, расширена сеть полярных станций.

 В 1932 году осуществлен первый сквозной рейс по всей трассе Северного морского пути за одну навигацию ледокольного парохода "Серебряков".

Государство руководит процессом, создаются серьезны организации по освоению Севера: арктическая правительственная комиссия, Комитет Севера при ЦИК СССР, Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме СССР.

В течение следующей пятилетки, с 1933 по 1938г началось регулярное грузовое плавание судов по всей длине Северного морского пути. Продолжается широкое строительство морских портов, сооружение угольных баз по всей трассе. На советских судоверфях заложены и построены несколько современных ледоколов и судов ледового класса.

Активно развивается деятельность по метеорологическому и авиационному обслуживанию СМП: осуществлена первая высокоширотная экспедиция на ледоколе "Садко" и организована научная станция на дрейфующих льдах Северного полюса.

Роль Северного морского пути в годы Великой Отечественной войны переоценить невозможно. По нему осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. Через арктические порты флот и армия, военная промышленность получали каменный уголь, лес, металл. Транспортировка грузов часто проходила под бомбежками противника. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942 года ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов.

Послевоенный период - важнейший в освоении СМП. В 1959 спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», открывший новую историю в арктическом мореплавании. В 1977 г. впервые в активном плавании достиг Северного полюса атомный ледокол «Арктика». Активно велась геолого-разведывательная работа в Западной Сибири, на Ямале, Таймыре, в бассейне Лены. Расширение производства никеля и меди в Норильске, развитие нефтепереработки и газодобычи в Тюменской области в восьмидесятые годы обусловили необходимость перехода на круглогодичную навигацию.

В девяностые годы развитие Севера практически прекратилось. Уничтожались горно-обогатительные и прорабатывающие предприятия, шел отток кадров с Севера, Северный флот приходил в упадок. В результате судоходство в восточной части СМП почти полностью прекратилось.

В начале двадцать первого века Северный морской путь начал постепенно возрождаться. Летом 2003 руководителями НК «Роснефть» и ГМК«Норильский никель», был подписан меморандум о сотрудничестве в Арктическом регионе России с обязательством проводить единую политику по развитию.

29 марта 2017 года на Форуме «Арктика – территория диалога» президент РФ В.В. Путин поручил Правительству РФ создать отдельную структуру, которая бы отвечала за комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих опорных территорий, включая инфраструктуру, гидрографию, безопасность, управление и все необходимые при этом сервисы.

Хозяйственное значение Северного морского пути.

Значение Северного морского пути, как транспортной магистрали, определяется, необходимостью промышленного освоения и эффективного функционирования хозяйственных комплексов, прилегающих к территории арктического побережья как важнейшего фактора развития экономики и гарантии национальной экономической безопасности России.

В первую очередь, Северный морской путь – это внутренняя транспортная артерия страны, которая играет важную роль в хозяйственной деятельности многих областей нашей страны, которые связаны с Северным Ледовитым океаном и крупнейшими реками Сибири и Дальнего Востока. Эти реки впадают в Северный Ледовитый океан, пересекают богатейшие российские регионы Северо-Запада, Урала, Сибири, Дальнего Востока и с устьевыми портами Северного морского пути соединяют крупнейшие российские железнодорожные магистрали, образуя с арктическими морями единую транспортную систему.

Морской транспорт играет важную экономическую роль в хозяйственной жизни населения и функционировании промышленных предприятий. Важнейшее значение морского транспорта в северных широтах прежде всего определяется факторами, связанными с огромной протяженностью береговой линии северной зоны России: малой разветвленностью наземных коммуникаций в прилегающих к морскому побережью районов; связывающей ролью морских трасс для внутренних водных путей европейского и прежде всего азиатского Севера и меридиональных железнодорожных магистралей этих крупнейших регионов страны. 

Северный морской путь – это еще и кратчайший путь между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии. При стабильном функционировании, Северный морской путь может принять на себя большую часть транзитных грузов, перевозимых через Суэцкий канал, стать его надежным резервом в кризисных ситуациях и конкурентом в период стабильности. Это невероятно выгодно в экономическом пане, так как, через Суэцкий канал идет экспорт из стран Западной Европы, а в западном направлении - дальневосточный импорт. В том числе - полуфабрикаты металлов, руда, нефтепродукты и многое другое.

Огромное значение Северный морской путь играет и с освоении минеральных ресурсов России.

В Арктическом регионе производится продукция, обеспечивающая получение около 11% национального дохода и составляющая 22% объема общероссийского экспорта.

В последние годы ведутся серьезные работы по поискам месторождений на континентальном шельфе. Эффективность геологической разведки в Охотском, Карском и Баренцевом морях превзошла лучшие мировые достижения. Самые значительные результаты достигнуты в Арктике: в Баренцевом и Печорском морях найдено более 100 нефтегазоперспективных объектов и открыто полноценных 11 месторождений.

В пределах материковой части Арктики находиться уникальные залежи медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные — золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней.

Необходимость, освоения этих природных богатств российского Севера неизбежно приведет к возрождению Северного морского пути и определит его развитие как транзитного маршрута между Северной Атлантикой и Северной частью Тихого океана.

 



2019-05-24 905 Обсуждений (0)
Глава 1. История освоения Северного морского пути 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. История освоения Северного морского пути

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (905)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)