Федеративное государство. Понятие и признаки.
Форма политико-территориального устройства государства показывает: -политико-территориальную организацию государства; -правовой статус частей государства; -взаимоотношения между составными частями государства (субъектами федерации и федеральным центром); -соотношение центральных и региональных органов. В современный период основные формы политико-территориального устройства государств определяются следующим образом: 1) Унитарная форма – форма государственного устройства, которую восприняло большинство развитых государств. 2) Федеративная форма. 3) Конфедерация и её различные модификации. Федеративное государство – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Федеративная форма государственного устройства встречается значительно реже. Ее придерживаются свыше 23 государств. 1/3 всего населения земного шара проживает в федеративных государствах. Это: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Индия, Малайзия, Пакистан, Нигерия, Танзания, Эфиопия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Австралия и др. Признаки федеративного государства: 1)Федеративное государство – прежде всего союзное государство, состоящее из образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и своими законодательными, исполнительными и судебными органами. Обычно субъекты имеют различные наименования: -штаты (США, Индия, Австралия, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Малайзия); -провинции (Канада, Аргентина); -земли (Германия, Австрия); -кантоны (Швейцария); +территории без статуса субъекта федерации, различные федеральные округа. За рубежом для субъекта федерации не характерно наименование “республика” (только социалистические федерации – СССР, Чехословакия, Югославия). 2)В федеративных государствах наряду с основной конституцией действуют конституции субъектов, но существует принцип верховенства общефедеральной конституции. 3)Для обеспечения представительства субъектов создается верхняя палата законодательного органа. В отдельных странах субъекты имеют равное представительство (США, Бразилия, Венесуэла, Австралия), в других странах представительство субъектов в верхней палате зависит от численности населения каждого субъекта. 4)Формальный признак федерации - наличие двойного (двуединого) гражданства, но на практике этот институт не имеет принципиального значения. Обычно гражданство субъектов федерации подвижное, изменяется с переменой места жительства гражданина, союзное же гражданство не меняется. 5)Обычно система распределения полномочий жестко обозначена. Для всех демократических государств есть несколько принципов для определении компетенции: - установление единой общефедеральной государственной политики, т.к. основной принцип зарубежной федерации – она должна служить сложению внутренних сил; - устанавливается равенство субъектов при распределении компетенции, т.е. нет зависимости от экономического положения субъекта; - достаточная степень реализации полномочий субъектов федерации; - достаточные материальные ресурсы для развития субъектов федерации. Особенность: при распределении компетенции КПЗС делает упор на ее закрепление в общефедеральной конституции. Здесь характерно либо: - определение исключительной компетенции союза и остаточной компетенции субъектов; - либо определение только компетенции субъектов, все же остальное -компетенция союза. Компетенция союза это: 1) Разработка и проведение внешней политики (война, мир), таможенные отношения, кредитно-денежная и банковская система. 3) Система коммуникаций (связь). 4) Наиболее опасные отрасли производства (вооружение, атомная энергия). 5) Вопросы союзного гражданства. 6) Защита основных прав человека. 7) Принятие в федерацию новых членов. 8) Преобразование некоторых территорий в субъекты федерации и т.д. Эти полномочия должны обеспечивать целостность, экономическую и политическую независимость государства в отношениях с другими странами. Исключительная компетенция провинций в Канаде: они могут сами решать все вопросы управления, кроме исключения (замены) формы правления. Наиболее сложная проблема федеративных государств - согласовать интересы субъектов и самой федерации. Этот механизм проработан историческим опытом: 1)Верхняя палата – часть высшего представительного органа, построенного на основе выборности - обеспечивает представительство субъектов и обладает большими полномочиями. 2)Судебное решение вопросов о компетенции. Обычно верховный суд решает все вопросы взаимоотношений между субъектами и органами федерации, причём обжалованию его решения не подлежат. 3)Проведение периодических консультаций руководства государства с руководителями исполнительной власти на местах (т.е. с выборными губернаторами). В США с 1908 г. существует Национальная ассоциация губернаторов. Можно согласовать политику штатов с общей политикой государства. Совещания по согласованию единой политики. Еще одна из наиболее сложных проблем федеративных государств: абсолютное большинство строится не по национальному, а по административно-территориальному принципу. Для некоторых федераций национальный вопрос особо сложен (например, Югославия, Квебек в Канаде). Здесь встает вопрос о соотношение между целостностью государства сецессии субъектов (односторонний выход субъекта из состава федерации). Поскольку субъекты не обладают суверенитетом, вопрос об одностороннем выходе в федеративных конституциях обычно просто не упоминается. Конституции обходят эту проблему молчанием, что означает формальный запрет на выход. Исторический опыт ЗС говорит о том, что такие попытки выхода из состава федерации имели место. Как правило, такие попытки всегда пресекались центральной властью. Это было характерно для социалистических государств (СССР, Чехословакия, Югославия). Но все 3 федерации в конечном итоге распались. Пример мирного выхода - в 1965 г. из состава федерации Малайзии выделился Сингапур. Проблема федерального вмешательства, интервенции - право центральных органов власти вмешиваться в дела субъектов по определенным основаниям: -для восстановления конституционного строя; -для восстановления выборных органов власти; -корректировка экономической политики в случае резких различий; -при угрозе безопасности данного субъекта. Представитель президента получает полномочия по управлению данным штатом, может приостановить деятельность конституции, правительства. Федеральное вмешательство проводится в строго установленные сроки. Эта система отработана в ЗС. Билет №13
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |