Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Слово Преосвященного Аверкия при погребении о. архимандрита Иосифа.



2019-05-24 249 Обсуждений (0)
Слово Преосвященного Аверкия при погребении о. архимандрита Иосифа. 0.00 из 5.00 0 оценок




«Твой есмь аз, спаси мя». (Пс.118,94)

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

 

Как умилительно поется от имени усопшего, словами псалмопевца, в чине иноческого отпевания, которое совершаем мы ныне, братия и сестры, над нашим почившим собратом священно-архимандритом о. Иосифом, это «Твой есмь аз, спаси мя!»

Поистине, почивший о. Иосиф мог так дерзновенно обратиться к Богу. Прибыв сюда, в Америку, в эту богатую страну, изобилующую всевозможными земными благами, он, будучи еще юношей, не только не прельстился этим, не пошел по общему пути, – угождения плоти и наслаждения жизнью, а избрал для себя путь тесный и скорбный иноческого жития.

Вместе со своим старшим сподвижником, о. архимандритом Пантелеимоном, он столько пережил всевозможных лишений, так много трудился и работал, что это трудно даже сейчас себе представить, зная то относительное материальное благополучие, в котором находится ныне наш монастырь, заложенный ими двумя. Не будь их, о. архимандрита Пантелеймона и о. архимандрита Иосифа, конечно, никакого монастыря здесь не было бы.

Я не хочу этим сказать, что остальная братия не так много трудилась и работала, как они, я хочу только подчеркнуть, что они положили начало, а положить начало бывает всегда делом самым трудным, самым неблагодарным. Не даром есть поговорка: «Хорошее начало есть половина дела», а здесь, в Америке, положить начало монастырской жизни, положить начало такому монастырю, каким является в настоящее время наш Свято-Троицкий монастырь – это даже, пожалуй, не половина дела, а почти все дело. Без этого начала, ничего бы здесь и не было.

Вот в чем великая заслуга о. архимандрита Иосифа, как сподвижника его старшего собрата и духовного отца, о. архимандрита Пантелеимона.

Знаем мы хорошо и те немощи и слабости, и те ошибки и промахи, которые у него были, которые он допускал – жизнь его проходила вся на наших глазах. Но все это свойственно человеку – нет человека без греха, без промахов и ошибок.

Зато те добрые качества души, которыми обладал почивший о. Иосиф, и как человек и как монах, таковы, что они затмевают собою все остальное.

Прежде всего, о. архимандрит Иосиф был действительно монах по призванию, всецело и безраздельно предавший себя Богу. Вот почему я и подчеркнул в начале, что он с полным правом может сказать Богу: «Твой есмь аз, спаси мя!» Для него ничего не существовало мире, кроме угождения Богу и его иноческой жизни, посвященной Богу и нашему монастырю, который он любил всем своим существом, о котором он так трогательно, самоотверженно заботился. Быть может, это именно и послужило причиной его, в сущности, сравнительно столь ранней кончины, ибо он не так еще был стар. Но он себя нисколько не жалел. Как при основании монастыря он работал, не покладая рук, вместе с о. архимандритом Пантелеимоном, так работать и трудиться продолжал он и дальше до самой своей кончины.

Когда он, после бывшего с ним сильного сердечного припадка, пролежал в больнице пять недель и его, наконец, оттуда выпустили, ему было сказано, что он должен три месяца лежать, не вставая. Он, однако ж, сразу же начал ходить, исполняя свои послушания в монастыре, и не только ходить, но и ездить в окрестные селения и города, как это он всегда делал.

Трудолюбию его было необыкновенным и, вместе с тем, удивительна его сердечная отзывчивость по отношению ко всем нуждам, как братии, так и поселившихся вблизи нашего монастыря, – наших соседей-богомольцев. Помимо того, что он нес очень ответственное послушание казначея монастыря, на нем лежало другое послушание, не мене трудное и ответственное, очень хлопотливое и безпокойное: он постоянно ходил покупать и привозить все нужное для монастыря и братии. Но делал он это не только для монастыря и для братии, а и для наших соседей. Мне пришлось слышать, еще когда он был болен и лежал в больнице, как они охали и вздыхали: «кто же нас теперь будет возить к доктору, когда нам надо? Кто нам привезет из Херкимера или из Ютики то-то и то-то, все то, о чем мы его просили, и он нам никогда не отказывал?» Исполнительность о. Иосифа и его сердечная отзывчивость к нуждам всех к нему обращавшихся были чрезвычайно велики – это черта, которая, увы, все реже и реже встречается в современном человеке.

Самое, конечно, дорогое в личности почившего о. Иосифа, было то, что он обладал теми душевными качествами, какие все реже встречаются среди современных людей, это – безукоризненная всесторонняя во всех отношениях честность, прямота и искренность. Он не терпел никакого лукавства, он не умел кривить душой, но всегда искренно говорил совершенно открыто, ничего не боясь, все, что он думал, даже, если иногда, быть может, и ошибался и заблуждался, что свойственно человеку.

Но вот, в чем он никогда не ошибался и не заблуждался – это в твердом стоянии за церковную Истину в наше лукавое шатающееся время. Когда произошел здесь, в Америке, печальный церковный раскол, который полностью раскрыл себя в последние дни соглашательством с богоборцами, слугами антихриста, засевшими на нашей несчастной Родине, он сразу же постарался узнать, где Истина. И когда убедился, что Истина в нашей Русской Православной Церкви заграницей, он сразу же отошел от здешнего митрополита-раскольника, как он об этом часто вспоминал и разсказывал, хотя лично к нему митрополит этот относился очень хорошо, внимательно и даже благоволил к нему, тем не менее, Истина Церковная была для о. Иосифа выше всего, и он разорвал с ним всякие отношения, не пожелав даже при встрече подойти под благословение, чем вызвал страшное его негодование.

О. архимандрит Иосиф больше всего любил храм и совершаемое в нем богослужение. От юности занимался он церковным пением и с большим усердием отдавался этому делу. И здесь, у нас, в монастыре, он тоже был основоположником церковного дела. До самого последнего времени, он любил повторять слова псалмопевца: «пою Богу моему, дондеже есмь» . И он, действительно, несмотря на свои крайние немощи, почти всегда приходил в храм на богослужение и, сравнительно совсем недавно, пел, хотя ему это было уже очень трудно, совершенно не по силам.

Как ревновал он о соблюдении церковного устава – это было особенно трогательно. Он не был безразличен к самым малейшим, ничтожным ошибкам или нарушениям церковного устава. Это всегда его крайне волновало и, если он сам не в состоянии был разрешить вопрос, что правильно, а что неправильно, он старался сейчас же выяснить, как правильно должно по уставу совершаться то или другое место богослужения, как правильно, по уставу, нужно петь то или другое песнопение. Он, можно сказать, жил и дышал богослужением. Оно было для него ближе всего и дороже всего.

Можно было бы еще многое сказать об о. архимандрите Иосифе, но полагаю, что и сказанного достаточно, чтобы ясно представить, кого мы лишились в его лице, какую тяжкую невознаградимую утрату понес монастырь.

Необходимо добавить, что о. архимандрит Иосиф, хотя и жил здесь, в Америке, как бы оторванный от прежней Русской Церкви, но по своему духу, по своей настроенности, по своей любви к церковной дисциплине, он смело может быть назван представителем старой Русской школы, каковых заграницей почти уже не осталось. Иной дух господствует теперь здесь в нашей среде по сравнению с тем, как было когда-то у нас на Родине: какая была там строгая дисциплина и порядок во всем, какое было послушание, какая была исполнительность. Образцом всего этого был о. архимандрит Иосиф. Не будет слишком большим дерзновением применить к нему слова великого Апостола языков, святого Павла, архимандрит Иосиф 7/20 августа 1970 года, который, отходя из этой жизни, так писал своему возлюбленному ученику Тимофею: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох, прочее убо соблюдается мне нет неправды, егоже воздаст ми Господь в день онь, Праведный Судия, не токмо же мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим.4,7-8).

О. архимандрит Иосиф принадлежит к числу именно тех, которые возлюбили «явление Господа». Как толкуют святые отцы, под этим «явлением Господа» разумеется второе пришествие Христово, а возлюбившие «явление Господа», – это те люди, которые, как верные рабы, ждут прихода своего Господина и постоянно бодрствуют, ожидая Его. О. архимандрит Иосиф не принадлежал к числу тех современных священнослужителей, которые отталкивают от себя мысль о втором пришествии Христова, которые позволяют себе иногда шутить и смеяться над тем, что наша «Православная Русь» так часто пишет об антихристе, о последних временах, о втором пришествии Христовом, о Страшном Суде, что он подлинно возлюбил «явление Господа», он ждал этого второго пришествия Христова, он вполне сознательно относился ко всему тому, что делается теперь в мире. Он понимал, что сейчас наступила эпоха так называемой апостасии, что сейчас особенно необходимо твердо стоять в Церковной Истине, не поддаваясь никаким церковным соблазнам, вроде модернизма, экуменизма и прочего, что сейчас так распространено в мире.

Когда приезжали к нам сюда лица, из числа богомольцев, или просто из числа любопытных иностранцев, о. Иосиф любил всегда заводить с ними разговор на эту тему. И, как только обнаруживал что приезжие не стоят в Церковной Истине, но идут иными путями, он решительно, смело и безбоязненно обличал их в лицо, на что многие даже обижались и оскорблялись. Но, это – дело его именно честности, прямоты, искренности, отсутствие всякого в нем лукавства и подделывания к людям – к человеческим настроениям.

Сейчас, по нашему обычаю, прощаясь с нашим дорогим собратом, прочтем над ним разрешительную молитву. Прочтет ее, его старший сподвижник и многолетний духовный отец, архимандрит Пантелеимон. А затем дадим наше последнее целование умершему.

«Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28,20)

 СЛОВО АРХИМАНДРИТА ABEPKИЯ, сказанное на всенародном торжестве в Свято-Троицком монастыре

 Так сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам перед вознесением Своим на небо. Сколь многознаменательны и утешительны эти слова! Но они относятся не только к ученикам Господа, ставшим Его Апостолами и провозвестниками Его Божественного учения по всей вселенной, а и ко всем нам, если только мы являемся Его искренними учениками и последователями. «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века!»

Но если Господь с нами, то чего же нам бояться, чего нам страшиться в этом мире? Лишь бы мы сами были с Господом – оставались Ему верны, не изменяли Ему, не предавали Его!

С Господом ничто нам не страшно. Истолковывая для нас утешительный смысл этих слов Господа, Святая Церковь в одном из своих песнопений так передает их: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Кондак Вознесения).

Почему же тогда в наше время столь многие, по трусости и малодушию, изменяют нашему Господу и Спасителю, ведут в услужение лютым врагам Его и предают Его, подражая Иуде Искариотскому, стремясь, вместо Господа, угождать слугам грядущего антихриста – этим подлинным сатанистам, теперь совершенно открыто и дерзко ведущим борьбу против нашей святой веры и Церкви?

Страшно подумать и сказать, что это делают не только обычные рядовые «христиане», но и христианские священнослужители, вплоть до носителей самых высоких рангов и санов!

Братие и сестры! Вы, конечно, понимаете, что с такими нам не по пути! Ибо с такими не может быть Господь, что бы они ни говорили и что бы ни проповедовали. «По плодам их узнаете их» (Мф.7,16) – так учил распознавать этих лукавых делателей Сам Господь Иисус Христос.

И вот в это переживаемое нами крайне лукавое время величайшим примером для нас и подлинным духовным вождем нашим может быть наш великий небесный покровитель – Преподобный и Богоносный отец наш Иов, Игумен и Чудотворец Почаевский, для достойного прославления которого мы и собрались сегодня здесь.

«Радуйся скалы Почаевския твердейший адаманте» (Акафист прп. Иову, икос 3) – так воспевает его Святая Церковь.

Всей своей дивной подвижнической жизнью – от ранней юности, с десятилетнего возраста, когда он ушел из родительского дома в монастырь, и до глубокой старости, дожив до столетнего возраста, – преподобный Иов являет нам высокий образец неустанных подвигов молитвы и труда, но особенно близок и дорог он нам в наше время тем, что мы видим в нем высочайший пример твердого и непоколебимого стояния в Истине.

В то время, когда почти все епископы Юго-Западной Руси, во главе с печальной памяти Кириллом Терлецким и Ипатием Поцеем, не устояв под натиском латинян, стремившихся подчинить православный русский народ римскому папскому престолу, предали святую православную веру, отступив от Истины и заключив постыдную унию с Римом, преподобный Иов, вместе с освященным собором в Киеве на святых мощах киево-печерских угодников принес решительную клятву: «В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять».

Ныне мы переживаем гораздо боле страшное и опасное для святого православия время, чем было тогда. На наших глазах происходить стихийное, повальное движете массового отступления от истинной веры и Церкви. Сейчас, если не формально то на деле заключается новая уния и не только с папским Римом, а и с протестантами всех толков, с нехристианами и даже – с тайными и явными сатанистами.

«Все – можно, все – позволено!» во имя какой-то мнимой «христианской любви» со всеми теперь можно иметь общение – таков лукавый лозунг нашего необыкновенно «любвеобильного» времени. Но ведь такой «христианской любви» ко всем еретикам и богоотступникам, вплоть до самих сатанистов никогда не учил ни Сам Господь Иисус Христос, ни Его святые Апостолы, ни святые отцы Церкви. Эта мнимая «любовь» нужна только имеющему, по-видимому, скоро явиться антихристу, который в лице своих верных слуг и предателей святой веры и Церкви, хочет заранее сломить всякое себе сопротивление и тем легче всех подчинить своей власти.

Вот почему от нас, если мы хотим, чтобы Христос был с нами, как Он это обещал, требуется теперь особая стойкость, особая твердость духа и непоколебимость в своих строго-православных взглядах и убеждениях.

Не будем особенно смущаться, если видим вокруг себя повальное предательство и всякого рода соглашательство с врагами нашей святой веры и Церкви, угождение им и заискивание перед ними, в надежде что-то получить от них. Вспомним, что ведь и среди ближайших двенадцати учеников Христовых один оказался предателем. Что же нам можно ожидать от других – от современных людей? Лишь бы сами мы устояли в истинной вере и преданности истинной Христовой Церкви среди всех современных соблазнов и искушений до конца, не падая духом и не унывая от множества постигающих нас за это скорбей: Ведь Христос – с нами, если и мы будем с Ним, а не с Его врагами.

Взирая с верою и любовью на нашего духовного вождя преподобного и богоносного отца нашего Иова и следуя его примеру, принесем и мы ту же самую клятву и будем неуклонно ее держаться, несмотря ни на что: «в вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять!»

Да поможет всем нам в этом наш дивный небесный покровитель преподобный Иов.



2019-05-24 249 Обсуждений (0)
Слово Преосвященного Аверкия при погребении о. архимандрита Иосифа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Слово Преосвященного Аверкия при погребении о. архимандрита Иосифа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)