Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА ВИТАЛИЯ 1873-1973 г.г.



2019-05-24 255 Обсуждений (0)
К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА ВИТАЛИЯ 1873-1973 г.г. 0.00 из 5.00 0 оценок




Через 2 дня после праздника Преображения Господня 8/21 августа сего 1973 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения Высокопреосвященного Виталия, Архиепископа Восточно-Американского и Джерзиситского, Аввы нашего Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, основателя и первого ректора Св.-Троицкой Духовной Семинарии.

Необыкновенный это был Архипастырь – во всяком случае, совершенно, никак и ни в чем, не созвучный «духу времени», «духу века сего». Говоря как-то о нем, наш почивший Первоиерарх, родившийся двумя днями раньше его, Блаженнейший Митрополит Анастасий выразился так: «он не хочет быть «князем Церкви». И это несомненно была одна из самых характернейших черт нашего усопшего Аввы Владыки Архиепископа Виталия. Он и в архиерейском сане, от которого он так долго отказывался, был прежде всего монахом – строгим монахом, неуклонно стремившимся во всех случаях своей жизни с точностью исполнять все данные им при монашеском пострижении обеты. Иначе он и не мог бы поступить, ибо во всем чувствовалось, что никакой личной жизни, никаких личных интересов и стремлений у него нет: он весь, всем своим существом жил Церковью и для Церкви. Вот потому-то, хотя монашество и было у него на первом месте, он был в то же время и настоящим Архипастырем «Божией милостию», полагающим душу свою за овцы, самоотверженно и ревностно пекущимся о благе вверенного ему словесного стада. Один Бог знает, что было бы здесь в Америке, сохранилась ли бы тут истинная Церковь, если бы не было здесь Владыки Архиепископа Виталия! Не будь здесь Apxиепископа Виталия, не было бы в США и Канаде «соборной церкви», как она тогда всеми ревнителями нашей Церкви называлась, не было бы здесь Свято-Троицкого монастыря, каким он теперь стал со своей церковной типографией и Духовной Семинарией, не было бы куда приехать и обосноваться здесь в США нашему Первоиерарху Митрополиту Анастасию и Архиерейскому Синоду. Да и многого чего не было бы: всего и не перечислить, что сделано здесь в Америке для православных русских людей Архиепископом Виталием! Да! подлинно он жил не для себя!

Монашеский обет нестяжательности выполнялся Владыкой Архиепископом Виталием с такой пунктуальной точностью, что у него не было даже своих икон, не было своих книг (самый невинный вид собственности, которого не отвергали совсем и многие строгие по жизни иноки), можно сказать: не было даже своей одежды, ибо он ничего из одежды сам себе не приобретал, а носил то, что ему дарили его многочисленные, почитатели, и легко разставался с этими подарками, даря их другим. Нам пришлось видеть, как он получил в подарок хорошую бархатную рясу-пальто для ношения зимой. Найдя ее, по-видимому, слишком роскошной для себя, он тотчас же преподнес ее в подарок Владыке Митрополиту Анастасию. Келлии его при Вознесенском соборе на Бронксе в Нью-Йорке и в Св.-Троицком монастыре были совершенно пусты, почти без всяких вещей, кроме самого необходимого для повседневной жизни и работы, и никогда не запирались им на ключ, даже когда он уезжал: нечего было в них беречь или прятать!

Жалования от Епархиального Управления и от Вознесенского собора, а также никаких денег от Св.-Троицкого монастыря Владыка Архиепископ Виталий никогда не брал и обходился теми деньгами, которые ему дарили почитатели, но и эти деньги, поступавшие к нему в значительном числе, особенно в день его Ангела, он почти полностью разсылал нуждающимся на Афон, в Святую Землю и в другие места. Нам пришлось быть однажды свидетелями, как на другой день после дня своего Ангела, Владыка положил на стол целую пачку пакетов с деньгами, подаренных ему накануне и, пригласив своего секретаря, велел ему вскрывать эти пакеты, подсчитать, сколько всего в них денег, а затем продиктовал ему, сколько и куда надо послать, после чего лицо его приняло выражение какой-то особенной удовлетворенности, когда он распределил все эти деньги, ничего не оставив для себя. Точно избавился от лишнего груза и безпокойства!

Никогда не забуду моей первой встречи с Apxиепископом Виталием, когда он был еще Архимандритом, в Ладомировой на Карпатах, вернее даже встречи не с ним самим, а с его келлией, которая сразу дала мне весьма яркое представление о личности Владыки, тогда Архимандрита. Я проходил тогда свое священноиноческое служение в восточной части, под карпатской Руси, где был центр православного движения, но по какой-то надобности отправился в Ладомирову, находившуюся на западе в Восточной Словакии, или Пряшевской Руси. Архимандрита Виталия я дома не застал, и очень пожалел об этом, так как много о нем слышал. Братия предложили мне переночевать в келлии своего настоятеля. Войдя вечером в эту келлию, я был потрясен, никак не ожидая увидеть то, что я видел, хотя и слышал много о суровой подвижнической жизни о. архимандрита Виталия. Вместо постели стояли грубо-сколоченные козлы, поперек которых были положены три доски. Сверху была постелена овчинка, а для прикрытия во время сна одеялом служила другая овчинка. Никакой печки, никакого отопления, хотя зимой здесь бывает 30-ти градусный, по Цельсию, мороз. Столом служил ящик, вместо стула – обрубок дерева. Вот и все, что было в келлии. Помню, однако, что никогда мне так хорошо не спалось, как на этих досках между двумя овчинками.

Несколько позже пришлось мне встретиться и с самим архимандритом Виталием. И помню: меня поразило тогда необыкновенное сходство его с одним афонским иеросхимонахом, приезжавшим в Болгарию, когда я был еще студентом – и по внешнему облику и по манере себя держать и разговаривать. А схимник тот известен был своей подвижнической жизнью. Видимо, духовное сродство, подумал я тогда. Встречался я потом с о. Виталием, а затем с Владыкой Виталием не раз, и каждый раз выносил то же впечатление. В 1934 году, после своей архиерейской хиротонии, он приезжал ко мне в Ужгород, где было польское консульство, и я рад был оказать ему содействие в получении польской визы для поездки в Почаевскую лавру, так как у меня были очень хорошие отношения с польским консулом, прекрасно говорившим по-русски. Благодаря этому, виза была сразу же любезно поставлена на паспорте Владыки собственноручно самим консулом и даже на право двукратного выезда в Польшу, без запроса Министерства в Варшаве. Потом я узнал, что Владыка Виталий был восторженно встречен в Почаеве, служил там и получил много подарков для своего нового служения, но польские жандармы буквально по пятам всюду следовали за ним и, видимо, недоумевали, как такому «врагу Польши» (таким слыл Владыка) могла быть дана польская виза. И вот несколько позже, когда из Ладомировой отправился крестный ход в ближайшее село за польской границей, из Варшавы пришло сообщение, что виза Владыки Виталия аннулирована, и его задержали на границе, не дав ему возможности участвовать в церковном торжестве.

Снова Бог привел меня встретиться с Владыкой Виталием уже в Америке в 1951 году. Гостепреимно и радушно встретил нас, приехавших из Европы в качестве «Ди-пи», уже весь побелевший Владыка, теперь уже Архиепископ, управлявший всеми нашими приходами в США и Канаде. Ключом кипела тогда церковная жизнь на Бронксе в Вознесенском соборе, где была резиденция Владыки: торжественные богослужения при переполненном храме, многолюдные Епархиальные Собрания, всегда проходившие с большим подъемом и воодушевлением, частые заседания многочисленного в своем составе Епархиального Совета – все это показывало, какой хороший был организатор покойный Владыка, как умел он всех вокруг себя объединить и воодушевить на плодотворную церковную работу. Число вновь возникавших приходов быстро росло, и Русская Зарубежная Церковь в Америке, умалившаяся после Кливлендского Собора 1946 года, приобрела силу, которая заставила считаться с ней даже врагов ее, в начале весьма пренебрежительно к нам относившихся.

Свое время Владыка Архиепископ Виталий делил между Бронксом и любимым им Свято-Троицким монастырем, где его избрали своим настоятелем, и где он основал семинарию, в которой сначала сам ректорствовал и преподавал целый ряд предметов. Вскоре после нашего приезда из Европы, Владыка Виталий взял меня от Митрополита Анастасия, при котором я проходил свое служение и поместил меня в Св.-Троицком монастыре, сделав меня сначала ректором Семинарии, вместо себя, а затем и наместником монастыря. Каждую неделю в пятницу днем он уезжал в Нью-Йорк, а в понедельник вечером возвращался в монастырь. Раз в месяц, на заседание Епархиального Совета, мы всегда ездили и возвращались вместе, садясь в поезд на станции Херкимер. И вот тут-то интересно было Владыку послушать! Не терпя праздности и всяких праздных разговоров в монастыре, в поезде он делался необыкновенно разговорчивым и разсказывал массу интересного о своей жизни и служении в России. Жалею, что не было возможности все это записать!

Суровый и строгий по отношению к самому себе, Владыка Виталий был строг и к другим и весьма требователен в отношении добросовестного исполнения ими своих обязанностей, но вместе с тем был очень добр, благостен и снисходителен к действительным немощам, будучи совершенно неумолимым только там, где усматривал явное проявление злой воли. Этого он не терпел. Вот почему он считал самым важным воспитание в человеке, а в особенности в будущем пастыре Церкви – доброй воли. Для этого он находил чрезвычайно важным прохождение монастырских «послушаний» и все учащиеся нашей Семинарии обязаны были «участвовать» в них. От ежедневного двухчасового исполнения «послушаний» никто из семинаристов не освобождался, даже после проведенной в 1956 году реформы Семинарии, целью которой было дать семинаристам некоторое облегчение.

Пока Владыка был еще достаточно здоров и крепок, он сам давал всем пример, участвуя в «общих послушаниях», как напр., в собирании картофеля, копании огорода и т.п. Бдительным оком он наблюдал, как идет работа, ежедневно обходя все «послушания», и не терпел видеть кого-либо без дела или разговаривающим с другими, вместо работы. Но зато заботился он и о ночном отдыхе братии, сделав строго-внушительную надпись в коридоре: «От 10 часов вечера до 6 часов утра – полный покой и тишина». На местах же «послушаний» была сделана надпись большими буквами: «Молчание».

Последние 5 лет своей жизни, к великой скорби братии, Владыка Архиепископ Виталий провел вне монастыря, у себя на Бронксе, после того, как он сильно простудился и разболелся воспалением легких, возвращаясь в монастырь во время сильнейших снежных заносов. Эти 5 лет были для него как бы постепенным переходом от этой жизни в вечность, и 8/21 марта 1960 года он почил о Господе. Отпевание его совершал в Вознесенском Соборе Митрополит Анастасий с сонмом архипастырей и пастырей, а погребен он был, согласно оставленному им завещанию, в Св. Владимирском Храме-Памятнике в Джексоне, где собственноручной надписью еще задолго до своей кончины он указал место своего погребения.

Вечная память великому святителю – самоотверженному борцу за истинную веру и Церковь!

Зависть и клевета.

«О князе бесовстем изгонит бесы …» (Мф.9,34).

 МЫСЛИ В НЕДЕЛЮ 7-ую ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Удивительное дело! Христос, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, исцеляет слепых, изгоняет беса и возвращает дар слова немому. Весь народ прославляет Его за это, говоря, что никогда еще ничего подобного не было во Израиле. Одни только фарисеи, бывшие ревнителями ветхозаветного закона Моисеева и потому мнившие себя лучшими людьми, духовными вождями избранного народа Божия Израиля, вместо того, чтобы вместе со всем народом преклониться пред Иисусом и признать Божественную силу за совершенными Им чудесами, а Его Самого – за посланника Божия – Мессию, предсказанного ветхозаветными пророками, вдруг говорят: «О князе бесовстем изгонит бесы» (Мф.9,34). Сколько и других чудес творил Господь Иисус Христос: исцелял прокаженных, воздвигал от одра болезни разслабленных, воскрешал умерших и при этом постоянно проповедовал, уча народ исполнению заповедей Божиих, но фарисеи никак не хотели признать Его Посланником Божиим – Мессиею, хотя все ветхозаветные пророчества сбылись на Нем, и они, как знатоки Священного Писания, лучше всех должны были бы видеть и знать это. Однако, народ, по мнению их, «невежда в законе», сразу же из чудес Христовых усмотрел Его несомненное Божественное достоинство, а они упорно продолжали твердить, что Он, совершает чудеса «силою бесовскою» и что Он даже Сам имеет беса в Себе.

Откуда такое упорство? Откуда такое непонятное ослепление?

От зависти, братие! Когда народ целыми толпами стал ходить за Иисусом,жаждая слышать Его Божественное учение, ибо Он учил, «как власть имеющий» (Мф.7,29) и получать исцеление от недугов, их охватила страшная зависть. Ведь они считались вождями избранного народа Божия, пользовались всеобщим уважением и почитанием, как ревнители и учители веры, как знатоки Божественного Закона. Это льстило их самолюбию, питало их гордыню и тешило их тщеславие, они упивались и услаждались народным преклонением и безмерно дорожили им. Вот почему, как только они увидели, что явился Кто-то, заслуживающий большее уважение и почитание, чем они, их охватила бешеная зависть к этому, как им казалось, счастливому «сопернику». Привыкшие, как и все самолюбивые и тщеславные люди, судить о других по себе, они решили, что и это – такой же честолюбец и искатель народной славы, как и они сами, только боле удачливый, и страшно озлобились на Него.

Мы знаем, к чему, в конце концов, привела эта зависть и злоба!

Она Сына Божия, пришедшего в мир спасти человека, возвела на крест, предав Его страшной, поносной мучительной смерти, а (виновников ее заклеймила вечным позором, как богоубийц. Недаром даже почетное некогда звание фарисея стало с тех пор нарицательным именем для самого гнусного человека, который все доброе делает только напоказ, будучи исполнен внутри всякой неправды и нечистоты, зависти, ненависти и злобы.

Вот сколь великое зло – зависть, которая всегда идет рука об руку с клеветой и не останавливается ни перед каким преступлением! Зависть и клевета от диавола. Самое имя «диавол» и значит «клеветник». Люди, завидующие другим и клевещущие по зависти, творят дело диавола и являются подлинно сынами и слугами диавола.

Завистью диаволею вошел в мир грех и грехом смерть. Дьявол позавидовал блаженству первых людей в раю, в общении с их любящим Творцом и Отцом Богом и прельстил их нарушить заповедь Божию, оклеветав Бога, будто Он запретил им вкушать плоды от древа посреди рая, дабы они не стали сами, как боги, знающие добро и зло (Быт.3,1-5). Следствием этого явились безчисленные бедствия для человеческого рода, болезни и смерть – этот «оброк греха» (Рим.6,23 ;5 ,12-21).

Зависть, и всегда рука об руку идущая с нею клевета на протяжении всей дальнейшей истории падшего человечества не переставала творить зло, омрачавшее жизнь людей и ввергавшее их в неисчислимые беды и несчастия.

Не завистью ли диаволею ввергнута в страшный кровавые бедствия и наша несчастная родина – Россия? Дьявол внушил зависть к Царю-Батюшке, Помазаннику Божию, которому завидовала знать и даже некоторые из самого царственного дома. Самая черная гнусная клевета стала распространяться о нем и о его кристально-чистой семье. И дело дошло до жуткой кровавой трагедии – зверского убиения всей царственной семьи в подвале Ипатьевского дома. Крестьяне завидовали помещикам, рабочие завидовали фабрикантам, бедные завидовали богатым, простые – знатным и… вся Россия залилась кровью и слезами: жертвы этой дьявольской зависти и клеветы исчисляются многими миллионами.

Там, где говорит зависть и господствует злобная клевета, не может быть и речи о какой-либо правде или хотя бы самой элементарной справедливости: там все покрыто мраком лжи, злобы и ненависти, не останавливающихся ни перед каким преступлением.

Призрак Православной России с православным Царем во главе, однако, до сих пор страшит врага Божия и врага человеческого спасения – диавола, который боится, как бы она не воскресла вновь, и он продолжает всячески клеветать на нее, стремясь как можно больше очернить все ее прошлое, в разсчете, что найдутся люди, которые поверят клевете и воспрепятствуют возстановлению ее.

Видим мы и в истории других стран, в частности и в событиях страны, где мы сейчас живем, как широко пользуются люди, обуянные завистью и продавшие себя сатане, клеветой для достижения своих адских планов. Зависть, совершившая однажды самое страшное в мире преступление – Богоубийство, уже без особого зазрения совести, готова идти на все: на всякую низость, подлость, обман, лицемерие, грабеж и убийство.

Завистливый человек, однако, никогда не имеет душевного мира и покоя, ибо он и сам постоянно мучается и других тиранит: зависть сушит его, он делается как бы неистовым, мир Христов становится чужд его душе. Он несносен и для других людей, его окружающих, как все самолюбцы: нетерпелив, придирчив, раздражителен – никому нет от него покоя.

А между тем: «Зависть в христианине», как говорит наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский: «есть безумие». Во Христе все мы получили бeзкoнeчнo-вeликие блага, все обожены, все соделались наследниками неизреченных и вечных благ Царствия Небесного; да и в земных благах обещано нам довольство, под условием искания Правды Божией и Царствия Его: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам». Не безумие ли после этого завидовать в чем-либо ближнему, например, его почестям, его богатству, роскошному столу, великолепной одежде, прекрасному жилищу и проч.? Все это не прах ли в сравнении с тем, что нам даровано в образе и подобии Божии, во искуплении нас Сыном Божиим от греха, проклятия и смерти, в даровании нам снова благословения Отца Небесного и соединенных с ним вечных утех в небесах?

«Итак да будет между нами», увещевает святой праведный Иоанн, «взаимная любовь, доброжелательство и довольство своим состоянием, дружество, гостеприимство, нищелюбие, страннолюбие и верх добродетелей, смиренномудрие, незлобие, кротость, святыня» («Моя жизнь во Христе»).

Отбросим далеко от себя и всякую тень зависти, чтобы, в увлечении этим злым чувством не сделаться нам, в конечном итоге, клеветниками на ближнего своего и на самого Бога и, уподобляясь диаволу, не стать человеконенавистниками и богоборцами. Будем опасаться, как бы через свои безумные страсти, в том числе особенно через зависть, не потерять нам самого великого своего имения – вечной славы Божией, с которой ничто на свете по ценности своей не может сравниться. Аминь.



2019-05-24 255 Обсуждений (0)
К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА ВИТАЛИЯ 1873-1973 г.г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА ВИТАЛИЯ 1873-1973 г.г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)