Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского
Оглавление Введение………………………………………………………………….. 2 Введение Актуальность выбранной темы. Несмотря на то что в последнюю треть XX в. появилось множество интересных и плодотворных исследований, затрагивающих те или иные аспекты «Дневника писателя» (Г.М. Фридлендера[1], Л.М. Розенблюм[2], В.А. Туниманова[3], И.Л. Волгина[4], Г.К. Щенникова[5], Е.А. Акельина[6] и др.). Понимание уникальной природы «Дневника писателя», анализ поэтики этого произведения до сих остается актуальнейшей проблемой современной достоевистики. Некоторые современные работы свидетельствуют о том, что Достоевский, создавая свой журнал, предвосхитил дальнейшее развитие журналистики. Развитие информационных технологий, решение новых способов освоения веб-пространств, в том числе – в художественно-медийном ключе, даёт веский повод взглянуть по-новому на образцы литературных и периодических изданий 18-19 веков, переоценить достижения их авторов и попробовать определить векторы последующего творческого движения. В данном случае, особый интерес для нас представляет «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского. В трудах исследователей творчества писателей ( например, Т.Касаткина, Л.Гаврилова) можно встретить мысль о наличии параллели между периодичным публицистичным дневником Достоевского и современные онлайн-дневниками в блогах. В целом, материалов по данной теме не много и они довольно разнородны, что говорит о недостаточной изученности проблемы, о наличии перспектив более глубоко изучения и сопоставления ДП и блогов. Описав характеристики современных блогплатформ и периодического издания Достоевского, мы выявим точки соприкосновения двух типов дневников и постараемся понять: возможен ли тот факт, что форма современного блога берет свои истоки в журнализме Достоевского, а именно в его «Дневнике писателя». Объект: «Дневник писателя» и современные интернет-блоги как медиа-платформа Предмет: Сходства и различия типологических особенностей интернет-блогов и «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского Цель: сопоставить типологические и иные особенности "Дневника Писателя" и интернет-блогов, определить сходства и различия Задачи: Новизна обусловленаориентированностью на материал из «Дневника писателя» Достоевского, который сейчас является актуальнейшим для исследователей достоевистики. Написано небольшое количество работ, в которых авторы делают предположения о сходстве блогов и «Дневника писателя» Достоевского, однако никто из исследователей не рассматривал эту проблему подробно. Нами впервые будет проведено конкретное сравнение типологических и иных особенностей интернет-блогов и журнала 19 века. Методы исследования: 1. Анализ научно-методической и художественной литературы 2. Сопоставительный анализ 3. Классификация 4. Аналогия Глава I . Интренет-блоги и их типологические особенности «Дневник Писателя» выходил с перерывами в 1873–1881 годах и пользовался большим интересом у читающей аудитории, количество которой постоянно росло. Сам Достоевский [7]называл свой «Дневник..» «сочинением», в котором соединил художественное и публицистическое начала. При таком понимании есть основания говорить о близости ДП не только к журналистике, но и к литературному творчеству в Интернете. На это указывают и некоторые авторы сетевых публикаций о «Дневнике писателя». Например, Л. Андрулайтис[8], назвав ДП первым интерактивным дневником, отмечает что «Достоевского и “сетевую” публицистику роднит сама идея периодического издания собственного дневника – в большей степени “публицистического”, но от этого не менее “личного”». Необходимо начать с определения блога. Блог представляет собойонлайновый публичный дневник, размещенный в интернете и доступный для чтения другим читателям. Он состоит из датированных записей, расположенных в обратном хронологическом порядке. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, которые могут включать в себя фото, видео, аудио материалы. Людей, ведущих блог, называют блогерами. Основных коммуникативных целей у блоггера две: Когда мы говорим о классификации блогов, то здесь нельзя ограничиться одним-двумя видами. Чтобы систематизировать блоги мы разбиваем их на критерии: По авторскому составу По содержанию По цели создания
I. По авторскому содержанию блоги бывают: II. По содержанию блоги могут быть: Текстовыми ,фотоблоги , артблог, музыкальные блоги , видеоблоги , подкастовые блоги , мультимедийные блоги , цитатный блог, сплог III. По цели создания: Личный блог, дневник очевидца, дневник знаменитостей, псевдонимный или «Призрачный» блог, блог-подделка , тематический, блог разнообразной тематики (смешанные) , деловой блог, бизнес-блог или пиар-блог , эпатажный блог, блоги блогов IV. По тематике: Быт, здоровье, информационно аналитический , кулинария , кино, мода, музыка , образование , политика, психология, путешествия, спорт, эротика, WEB V. По технической базе: Блогохостинги - Автономный блог VI. По тональности: Серьезная, шутливая /официальная, неформальная/ спорящая, дружелюбная/ отзывчивая, саркастичная Типологические особенности блога: 1) Тенденция к разговорности- употребление элементов неформального общения : разговорных слов и выражений, обращений по нику, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, сокращенных слов, аббревиатур и т.д.. (Блог Натальи Радуловой[9] : «Похоже, стилисты уговорили Анджелину отказаться от ее любимых черных, обтягивающих одеяний. И правильно, хватит мир пугать. Даже на встрече с Генсеком ООН широкое пальто не снимала. И сейчас вон объем создает». Или кулинарный блог Stalicа [10]: «Ну как? Да очень просто! Сначала надо все порезать кубиком. Хотите - удаляйте семечки и сок из помидор, хотите - оставляйте. Баклажаны мы обычно чистим, но солить их и отжимать из них сок давно перестали - нет уже тех баклажан, что когда-то горчили. А если бы были, то икра получилась бы еще вкуснее! Ну да ладно, только баклажаны, пожалуй, лучше резать в последнюю очередь, пока в растительном масле ) 2) Использование сленга, жаргонизмов и заимствованных иностранных слов ( «Я не фотограф, снимаю как лузер в режиме авто-настроек обычной камерой ХХХХ Nex 5, она даже не зеркалка» Автор: Nikolai_Vasilev[11]). 3) Диалогичность- свойство произведения, обращённого к читателю и вызывающего у него отклик, которое позволяет автору получать скорую реакцию читателей в форме комментариев и постов на собственной странице. То есть автор ведет постоянный мысленный диалог со своим читателем, обращается к определенному лицу. Пример: «Мне всегда казалось, что это слишком просто для того, чтобы об этом рассказывать читателям. Нет, ну правда, проще этой овощной закуски может быть только яичница. Но шли годы, а успех этой простенькой икры у наших гостей не проходил. Представляете себе - мы на стол разносолы, мы готовим что-то там часами, а приходят гости и налегают на самую простое блюдо, как будто это какой-то шедевр. Даже обидно!»[12] 4) Блоггеры пишут о тех событиях, участниками который являлись сами. Фиксируют свои эмоции и переживания- отсюда эмоциональные и яркие сообщения. Пример[13]: «Девушка старательно куталась в шифоновый шарфик. Но есть, и пить, полностью скрыв лицо невозможно, и время от времени оно открывалось. Экзема? Неудачный пилинг? Атопический дерматит? Лицо у девушки покрыто красными пятнами, кое-где переходящими в багровые. Шелушилось. Не самое приятное зрелище,целоваться с ней прямо скажем, не хочется. Но в целом – видали и хуже» или в том же блоге «COSHAREL»[14]: «Сидели вечером с девочками у меня дома, и под хорошее настроение решили продолжить девичник в баре. Оля восприняла идею с радостью: – Сейчас я только мужу позвоню! Ну, нормально, предупредить хочет, что задерживается, подумали мы. То, что в итоге произошло, шокировало даже самых отъявленных домашних клуш из нас». 5) Субъективность. 6) Широкая тематика заметок в блоге ( здесь пишут от кулинарии и семенных отношений, до военных действий и политики). 7) Тенденциозность статей, стремление писать о самых горячих, последних новостях, привлекая тем самым аудиторию.(Заголовки «Анджелина Джоли скрывает худобу», «ЖИЗНЬ НЕГРАЖДАН США. Эти люди двигаются мало — их и так кормят», «ЧЕРНОБЫЛЬ — ВИД СБОКУ. Отчёт о поездке в Полесье» 8) Наличие реакции читателей в виде комментариев к публикации 9) Использоваиие гиперссылок для отклика на публикацию другого блоггера 10) Онлайновость, как одна из важнейших характеристик блога. Онлайновость –это возможность автора ответить на реакцию читателей в онлайн-режиме, т.е. буквально за несколько минут. Так средний разрыв между комментарием на статью в блоге и ответом автора поста составляет в среднем 4-5 минут. 11) Быстрое появление и создание постов для блога и неограниченное количество читателей, естественно, пользующихся Сетью. Нет периодичности публикации постов, все зависит от желания и возможности блоггера. 12) Использование фотографий, видео, гиперссылок, анимации и смайликов для боле яркого выражения своих эмоций. 13) Наличие тэгов- краткого описание ключевых моментов в тексте- Tags:Велодорожки, Города,России, Двор, Ингушетия, Магас, Мусор, Парковка, Плохой-хороший, Россия,Стройка. 14) Посты в блоге встречают как чересчур короткие, так и неограниченно длинные, не имеют четкой структуры и больше похожи на фиксирование потока сознания.Приведем пример из блога «Пишет Татьяна»[16]:«Перед премьерой Шнурову подарили лаковые штиблеты с изысканной золотой вышивкой. Увидев их красную подошву, он заорал: «Это лабутены?!» Не знал, что и мужские существуют. На этом удивления не закончились...Собралась я сделать маникюр. Ради интереса залезла посмотреть новые тенденции сезона и обалдела: в моде ногти в стиле лабутены!!! 15) Блоггер является и писателем, и редактором в одном лице. 16) Свобода слова в блогосфере: ( «Плохой Магас. Ингушетияс»[17], автор Варламов : «Я тут посмотрел несколько интервью, которые давал Беслан, и понял, что он очень болезненно реагирует на критику. В одном из интервью он рассказывает, что нашел человека, который критиковал его в интернете. Кроме того, у Беслана есть охранник. Это такой человек-гора с пистолетом. Одна большая мышца 2.20 ростом. Надеюсь, я тут ничего такого не наговорил особо обидного, и мне не придется извиняться на ингушском телевидении. Ладно, на самом деле, нормально Беслан воспринимает критику». 17) Наличие рекламы. Например, реклама рекламы в блоге автора VARLAMOV.RU[18] :«В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. ).
Таким образом, блог представляет собой онлайновый дневник, в котором автор честен и диалогичен с читателем, может мгновенно отвечать на комментарии адресатов; автор в простом и разговорном стиле пишет о событиях, случившихся с ним, делится своими мыслями и переживаниями. использовались рисованные передовицы и просто новостные зарисовки, например, в женском журнале «Новый русский базаръ») Группу «стилевых» особенностей составляют №1- №3, №5, ,№14, №15, №16- здесь имеются эквиваленты качествам, присущим как блогу, так и журналу 19 века. К «содержательным»- №4, №6,№7, № 8, №16, №17- характеристик немного, но и они подаются сопоставлению с «Дневником» Достоевского. Что касается классификации[19], то блоги различаются по авторскому составу, по содержанию , по цели создания, по тематике содержания, по технической базе, по тональности. По такому принципу разделения мы вполне можем сопоставить блогосферу и журналистику 1870-х годов, в том числе и ДП. Журналы , как и блоги, могли быть личными , могли иметь несколько владельцев ( «Русское богатство»), по содержанию журналы различались также, однако практически все издания были текстовыми ( до конца 19 века) , и уже к текстовой категории мы добавляем новую, например современный «артблог»-это журнал с рецензиями на спектакли, выставки критика на новые книги и сборники; «музыкальный блог»- с текстами о музыки и статьями о исполнителях; своеобразный «фотоблог» возможен, но фотография использовалась редко и чаще всего была служебной, а не самостоятельной. «Цитатный блог» как отельная рубрики в газете тоже имеет место быть. Мы исключаем для сравнения только видеоблог, мульмидейный блог, подкастовый блог и сплог (рекламный блог). По цели создания блоги и журналы классифицировать нельзя, правильнее было бы говорить о личной цели самого журналиста (личная колонка, тематическая полоса, деловые статьи, эпатаж, псевдонимные статьи, журналист репортер (дневник очевидца). По тематике между журналами и блогами также можно провести параллель, как и сейчас,людей девятнадцатого столетия волновали предметы и события окружающего мира: быт, здоровье, аналитика, кулинария, мода, музыка , образование, политика, психология, путешествия, спорт. По тональности журналы могли быть, так же как и блоги, и по тональности: серьезными, и спорящими, и шутливыми, и саркастичными, и официальными, и неформальными. По технической базе блоги различаются на блогохостинги ( то есть расположение на чужом ресурсе, использование площадки) - автономный блог ( самостоятельный сайт), также и журнал может быть независимым и личным, а может быть лишь дополнением к какому-то изданию. Исходя из этого, в следующих главах мы будем искать особенности ДП и сопоставлять его с «стилевыми » и «содержательными» особенностями блогов. А также описывать, опираясь на подходящую классификацию.
Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского «Дневник писателя» — явление уникальное в русской и мировой литературе. В первом номере «Гражданина» за 1873 г. Ф.М.Достоевский[20] объясняет цель[21] создания такого «журнала в журнале» (по утверждению Г.М. Фридлендера) : «Буду и я говорить сам с собой ... в форме этого дневника. <...> Об чем говорить? Обо всем, что поразит меня или заставит задуматься». Внешняя структура произведения отчасти напоминает моножурнал. «Дневник писателя» выходит ежемесячно, в каждом выпуске обычно 2-3 главы, внутри главы есть несколько главок, снабженных парадоксально-ироничными названиями, состоящими из двух-трех, а иногда и из пяти-шести предложений.Эти длинные заглавия разделов как бы создают смысловое поле философствования, например:«Спиритизм.Нечто о чертях.Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти»).Необходимо отметить, что «Дневник писателя» обычно рассматривают как наиболее яркое проявление журнализма Достоевского. К особенностям его журнализма[23] относят усиление газетного тематизма в произведении, риторичность, постоянное использование фигуры читателя, расширение полемики в публицистике, увеличение сенсационности и скандальности событий, усиление мелодрамматических эффектах повествования. Поэтому «Дневник писателя» это прежде всего публицистика, направленная на диалог с читателем. Это не личный или интимный дневник в прямом смысле слова, который могли бы опубликовать после смерти автора, и не художественное произведение-это общение, разговор с читателем. Денисова Алина[24] верно утвержает:« В «Дневнике…» он выступает как человек, как писатель, публиц ист, его личный опыт включается в атмосферу времени, отражает характер эпохи. Задача, которую ставил перед собой Достоевский, была поистине масштабной: он обращался ко всем русским гражданам со своим словом много пережившего человека и мыслителя, мучительно стремящегося в диалоге с людьми (и с самим собой) найти ответы на «жгучие вопросы современности». Для сравнения можно сказать о дневниках Н.В.Гоголя или Л.Н.Толстого, которые были глубоко интровертны, а «Дневник..» Достоевского прежде всего был актом публичного диалога и лишь имитировал дневниковый жанр. Дневники Толстого и Гоголя- «диалог с самим собой», Достоевского- трибуна на выражения своих мыслей и общения с аудиторией. Необходимо отметить, что на обложке журнала было написано именно «Дневник писателя», а не «Дневник Достоевского», то есть воспринималось это не записной книжкой Федора Михайловича, а дневником писателя, публициста, где его личный опыт включается в атмосферу времени и отражает характер эпохи.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |