Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные облигации внутреннего займа.



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Государственные облигации внутреннего займа. 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственные облигации широко используются правительствами стран как инструменты привлечения ссудных средств для финансирования текущего бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В большинстве стран внутренние государственные облигации занимают самую важную часть в инструментальной структуре государственного долга.

В развитых странах, как правило, практически вся задолженность государства воплощена в ценных бумагах, которые выпускаются для внутреннего и внешнего рынка. Эмитируя ценные бумаги, государство выступает на финансовых рынках в роли заемщика, причем на рынке ценных бумаг государственные структуры – такие, как министерства финансов – является наиболее крупным заемщиком.

Большая часть ценных бумаг, что эмитируются государствами, размещенная на их внутренних рынках. В, например, в мире на внутренние государственные долговые ценные бумаги приходятся на 95% от общей суммы задолженности, а на внешние, соответственно – лишь 5%.

Правда, в Украине последнее соотношение принципиально отличается от средних мировых пропорций. В структуре прямого государственного долга, оформленного ценными бумагами, на внутренние бумаги приходится лишь 38.5%, а на внешние облигации, соответственно – 61.5%.

Кроме того, внутренние государственные облигации занимают, в подавляющем большинстве стран, и основную часть национальных рынков ценных бумаг с фиксированным доходом. Если взять группу стран с формующейся экономикой, к которым принадлежит и Украина, то здесь в 2000 году государственные долговые ценные бумаги составляли в среднем 64%, а долговые ценные бумаги частного сектора – 36%, от совокупного объема внутреннего рынка ценных бумаг с фиксированным доходом. [13]

В среднем в мире наибольшую часть облигаций, выпущенных на внутренних рынках, удерживают банки. Однако, во многих странах с формующейся экономикой, ключевыми инвесторами во внутренние долговые ценные бумаги стали такие инвесторы, как пенсионные фонды и страховые компании.

Внутренние государственные облигации, как правило, являются менее рискованным финансовым активом в данной стране. С точки зрения обязательности выполнения, инструменты внутреннего рынка государственных заимствований являются менее жесткими обязательствами. Их невыполнение не означает таких серьезных негативных последствий для кредитного рейтинга государства, как дефолт за международными облигациями и другими внешними долговыми инструментами. Так, например, дефолт по кредитам МВФ, Мирового банка и большинства еврооблигаций автоматически тянет за собой кросс-дефолт по всем обязательствам.

Как правило, нарицательная стоимость внутренних государственных облигаций выражается в национальной валюте. Относительная долгосрочность делает внутренние государственные ценные бумаги удобным инвестиционным инструментом для портфельных инвесторов с долгосрочными обязательствами в национальной валюте.

Важно отметить и то, что рынки большинства государственных ценных бумаг – это рынки оптовые, то есть подавляющими инвесторами на которых выступают крупные инвесторы (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, банки, корпорации), а не частные инвесторы.

Особенно привлекательной для этой группы инвесторов могут быть долгосрочные государственные облигации, поскольку это может предоставлять им возможность сбалансировать за сроками свои долгосрочные пассивы с такими же долгосрочными активами.

Начало образования в Украине рынка внутреннего государственного долга можно считать 1994 год, когда в правительстве появилось четкое понимание необходимости создания механизмов не эмиссионного покрытия дефицита бюджета, и когда начала формироваться нормативная база.

Первый выпуск украинских государственных облигаций был совершен в марте 1995 года соответственно постановлению Кабинета Министров Украины № 586 от 23 августа 1994 года «Про выпуск облигаций внутреннего государственного займа 1995 года».

Первый аукцион по размещению государственных облигаций, в котором брали участие 11 коммерческих банков, проводился 10 марта 1995 года, второй и третий – соответственно 11 и 18 апреля. На этих аукционах было размещено облигаций на общую сумму эмиссии 1 трлн крб. (10 млн. грн.) под высокую доходную ставку и привлечено средств в бюджет на сумму 1187,2 млрд. крб.

Рынок ОВГЗ начал по настоящему быстро расти с 1996 года. В этот период наблюдается значительная трансформация структуры покрытия бюджетного дефицита – замены кредитов НБУ на займы через рынок государственного долга. При этом остается значительный дефицит бюджета. Займы осуществлялись практически за счет краткосрочных инструментов (в основном до 1, максимум 1,5 г.). На протяжении этого периода номинальные доходности значительно снизились, а реальные остались на довольно высоком уровне. Среди инвесторов, кроме банков, начинают появляться нерезиденты. Их часть постепенно увеличивается и достигает в 1997 году 70% от размещенных облигаций. [11]

Летом 1997 года в портфелях иностранных инвесторов находилось 50% ОВГЗ. Прилив иностранного капитала сопровождалась ревальвацией гривны, ростом валютных резервов НБУ. Но, вовремя не ограничив прилив иностранного капитала, правительство допустило ошибку. Не развив достаточной базы внутренних инвесторов, оно поставило себя в зависимость от динамики мировых финансовых рынков.

Реальные ставки доходности на рынке ОВГЗ в период его бурного развития были сильно высокими, что с одного бока способствовало привлечению довольно больших средств от нерезидентов, а с другой – привела к большой нагрузке на бюджет в виде затрат на обслуживание долга по ОВГЗ.

Все это привело к тому, что существование рынка ОВГД оказалось недолгим, а результаты его функционирования за 1995 - сентябрь 1998 года – очень негативными для Украины. Начиная с 1998 года, основным покупателем на аукционах становится Нацбанк. Если в 1997 году НБУ закупил приблизительно 14% годовой эмиссии ОВГЗ, то в 1998 году его участие выросла до 52%. В начале августа НБУ имел в своем портфеле около 60% ОВГЗ, нерезиденты – по 20%. [12]

В августе – сентябре 1998 года было осуществлено несколько конверсий ОВГЗ. Наиболее удачными были конверсии для нерезидентов, поскольку они имели значительно лучшие условия.

Главным результатом конверсии ОВГЗ резидентов (больших коммерческих банков) было появление нового инструмента – конверсионных ОВГЗ (КОВГЗ) – на сумму более 687 млн. грн. по номиналу. В этот период рынок, как таковой, фактически исчезает. Практически единственным покупателем ОВГЗ становится НБУ.

После принятия в мае 1999 года закона «Про Национальный банк Украины», НБУ утратил право покупать ОВГЗ непосредственно на первичных аукционах, но осталась возможность совершения этого через вторичный рынок или делать это через банки, рефинансируя их на соответственную сумму.

Период реструктуризации государственных долговых обязательств перед коммерческими кредиторами закончился в апреле 2000 года масштабной реструктуризацией розных внешних украинских облигаций на сумму 2,6 млрд. дол. Приблизительно в этот же период начались разговоры про необходимость возрождения рынка внутреннего долга.

22 марта НБУ утверждает «Положение про порядок осуществления учреждениями банковской системы операций на рынке ВОГЗ», а 10 апреля Кабинет Министров принимает постановление «Про выпуск ОВГЗ 2000 года». Первый аукцион прошел уже 11-13 апреля. На них было привлечено 1,2 млрд. грн. За официальными данными выпуск выкупил один из наибольших банков. [1]

Причиной же таких поспешных действий Правительства была необходимость осуществления 14 апреля денежной выплаты на 220 млн. дол. в счет накопленных процентов владельцев внешних облигаций. После этого на протяжении 2000 года объемы операций на первичном рынке ОВГЗ были очень небольшими.

Значительным событием на рынке внутренних государственных облигаций стала полная реструктуризация портфеля ОВГЗ Нацбанка в сентябре 2000 года – были выпущены так называемые процентные ОВГЗ (ПОВГЗ) на общую сумму 9,56 млрд. грн. Именно они стали основными инструментами вторичного рынка в 2001 – 2002 году.

31 января 2001 года Правительство принимает новое постановление (№ 80) о ОВГЗ. Согласно ему на рынке появились государственные ценные бумаги с новыми названиями – краткосрочные государственные облигации (КГО) и средне срочные государственные облигации (СГО). Первые – дисконтные инструменты с периодом обращения до года; другие – с квартальными купонами и периодом обращения от 1 до 5 лет. Согласно этому постановлению были также увеличен номинал одной облигации – с 100 до 1000 грн. Привлеченные средства на первичном рынке на притяжении этого периода находились на довольно низком уровне, за исключением эпизодичных всплесков (особенно в декабрях, когда Правительству срочно необходимо было закрывать дырки в бюджете). [6]

В 2002 года Минину, в основном за счет повышения доходности, удалось разместить выпуск средне срочных облигаций (СГО). Это было 11 июля. Выпуск СГО был размещен на 80 млн. грн., сроком в 1,5 лет, под доходность в 14%. Минфин пытался увеличить сроки инструментов, эти попытки были удачными только в июле и в августе 2002 года (частично за счет повышения доходности).

В мае 2003 года удалось привлечь 165 млн. грн. под среднюю доходность 9,2% на средний срок в 25,9 месяцев. На протяжении лета 2003 года средний срок размещения ОВГЗ составил приблизительно 14 –17 месяцев, но объемы привлечения были очень скромными, постепенно снижались, и составили всего 46 млн. грн. [11]

Незначительное увеличение объема привлеченных средств в сентябре было осуществлено благодаря размещению 2 сентября 1,5 летних СГО на 50 млн. грн. Объемы привлечения в октябре и ноябре еще выросли, составили 117,5 млн. грн. и 89,7 млн. грн. соответственно. Основным стимулирующим фактором купли среднесрочных облигаций коммерческими банками была и остается возможность получения под них рефинансирования в НБУ

Попытки продления срок займов продолжаются и до сих пор.

В ноябре 2002 года в постановление № 80 были внесены изменения и в декабре на рынке появились два новых вида ОВГЗ: долгосрочные государственные облигации с досрочным погашением и амортизационные долгосрочные государственные облигации. Вместе они стали известны как ДГО. Изменением в постановлении № 80 введены так же и ДГО с изменяющейся ставкой дохода (индекс инфляции плюс 2 процентных пункта), но этот тип облигаций не получил никакого спроса на аукционах в декабре 2002 года. Поэтому, сейчас этот тип облигаций, предусмотренный нормативною базою (для них существуют основные условия выпуска), но они до сих пор не были выпущены и в обращении их нет.

Полный срок обращения ДГО составляет 5 –5,5 лет. Они были выпущены на относительно большую сумму (1,3 млрд. грн.), но размещены преимущественно не рывковыми методами, при этом основными покупателями выступили большие системные банки, в первую очередь Ощадбанк.

Как уже было сказано, в конце августа 1998 года в результате конверсии были выпущены так называемые КОВГЗ (конверсионные облигации внутреннего государственного займа) на общую сумму 687 млн. грн. Они были выпущены шестью сериями равного объема срокам на 3-5,5 лет. Последнее погашение КОВГЗ состоялось 27 февраля 2004 года. [11]

Наибольший объем на рынке занимают ПОВГЗ, которые были выпущены в сентябре 2000 года в результате реструктуризации облигационного долга Правительства перед НБУ. В настоящее время в обращении находятся приблизительно на 7,53 млрд. грн. по номиналу, сроком погашения то нескольких недель до 7 лет. [1]

Особенностью ПОВГЗ является то, что они имеют плавающую процентную ставку, привязанную к индексу потребительских цен, при этом номинальная стоимость не индексируется в зависимости от инфляции.

Фактически, в течение 2001 – 2002 гг. ПОВДП были почти исключительным инструментом, какой Нацбанк использовал для проведения операций на открытом рынке. Начиная с 2003 года, ПОВГЗ не продаются вообще и находятся исключительно в собственности НБУ. [12]

Кроме облигаций, что выпускаются на рынке, в обращении находятся так же уже существующие облигации, выпущенные в 1998 и 2000 гг. Таким образом, если исключить КОВГЗ и ПОВДП, на 1 сентября 2004 г. в обращении находятся внутренние государственные облигации:

· • краткосрочные государственные облигации (КДО)

· • среднесрочные государственные облигации (СДО)

· • долгосрочные государственные облигации (ДДО) в том числе:

o ДДО с досрочным погашением

o амортизационные ДДО.

Министерство финансов дисциплинированно исполняет свои обязательства по погашению и выплатам процентов по государственным облигациям, однако реального успеха в развитии рынка ОВГЗ до сих пор достичь не удалось: рынок остался недостаточно прозрачным, а конкуренция практически отсутствует, даже на первичном рынке.

Непосредственным заемщиком на рынке внутреннего долга Украины выступает Министерство финансов, которое действует от имени Правительства (Кабинета Министров Украины). [1]

Минфин проводит первичные аукционы по размещению ОВГЗ каждый вторник. Аукцион по размещению КГО проводится каждую неделю во вторник, а аукционы по размещению СГО проводятся каждый месяц в первую, и последую полную неделю во вторник, уплата средств – на следующий день. [1]

Проводятся аукционы Нацбанком – генеральным агентом Минфина по выпуску и погашению ОВГЗ.

С 7 августа 2003 года функционирование первичного рынка начало регламентироваться новым нормативным документом Нацбанка, который был согласован с Минфином. Принятие этого документа немного отчистило старую нормативную базу, за счет отмены кое-каких старых положений, но принципиально мало, что изменилось в технологии функционирования первичного рынка.[1]

Судя по официальным заявлением, в ближайшем будущем не следует ожидать каких-либо существенных изменений в политике Минфина на рынке внутреннего государственного оборота.

В Украине в 2001 г. основным покупателем ОВДП выступил Пенсионный фонд Украины. Он выкупил возле 70% от общего объема размещения ОВДП в 2001 г. (порядка 800 млн. грн.). Часть коммерческих банков составила возле 20%, а большая часть этих 20% приходилась на Сберегательный банк. Остальные облигации (10%) приобрела еще одна государственная структура – Фонд гарантирования вкладов физических лиц. [12]

В 2002 – 2004 гг. картина по-видимому немножко изменилась в сторону системных банков, поскольку у Пенсионного фонда в этот период было меньше свободных средств, чем в 2001 г. Но это не является особенно важным, поскольку суть от этого не изменяется. Портфели ОВДП Украинских инвестиционных фондов и страховых компаний являются очень небольшими.

Физические лица и нерезиденты, на настоящее время, на рынке практически отсутствует (а если и есть, то точно держат совсем незначительные пакеты).

Что касается нерезидентов, постановление КМУ и НБУ 1996 года, требует осуществления нерезидентами операций с ОВДП исключительно через уполномоченные коммерческие банки.



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Государственные облигации внутреннего займа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственные облигации внутреннего займа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)