Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Облигации местного займа.



2019-07-03 226 Обсуждений (0)
Облигации местного займа. 0.00 из 5.00 0 оценок




Муниципальные облигационные ссуды – один из важных инструментов финансирования критических общественных потребностей, таких, как развитие систем електро-, водоснабжения и канализации, строительство жилья, развитие транспортных сетей, строительство объектов образования, охраны здоровья и т. др. Инвестиционные проекты, которые должны реализовывать местные органы власти, как правило, нуждаются в больших инвестициях и имеют длительный срок окупаемости. Такие проекты удобнее всего финансировать путем выпуска муниципальных облигаций, ведь кредиты редко выдаются на длительные сроки. Оформление муниципального долга в ценных бумагах может делать его более ликвидным, что в результате снижает стоимость заимствования.

Следует отметить, что к муниципальному долгу относят обычно не только долг местных органов власти, но и долг субъектов федерации (в странах с федеральным укладом), а также долг автономных республик и т. др. Поэтому к муниципальным облигациям относятся не только облигации, выпущенные муниципалитетами, но и облигации субфедерального или субнационального уровня.

Основным критерием классификации этих облигаций является способ обеспечения обязательств по муниципальным ценным бумагам. Муниципальные ценные бумаги выпускаются либо как генеральные облигации, либо как доходные облигации. Первые обеспечиваются всеми доходами и другими финансовыми источниками эмитента, а также его правом на исправление налогов; вторые, обслуживаются за счет доходов от специально обусловленных проектов. Доходные облигации предусматривают, что выплаты основной суммы и процентов осуществляются лишь в том случае, когда был достигнут достаточный уровень доходности проекта.

Муниципальные облигации характеризуются большинством тех же самых черт, какие присущие другим ценным бумагам с фиксированным доходом. Однако можно выделить как минимум три черты (кроме типа эмитента) муниципальных облигаций, которые отличают их от других инструментов класса активов с фиксированным доходом. Во-первых, это безналоговый статус, который часто предоставляется доходам от муниципальных облигаций на национальном уровне.

Во-вторых, достаточно часто муниципальные облигации имеют много дат погашения, то есть выпускаются в серийной форме. Хотя они рассматриваются и регистрируются как единственный выпуск, фактически это несколько отдельных эмиссий, ценные бумаги в которых не являются взаимозаменяемыми и торгуются отдельно. Такая структуризация выпусков обусловлена постепенной отдачей инвестиционных проектов, под которые выпускаются облигации, что делает целесообразным делать выпуск таким, чтоб согласовывались сроки и объемы денежных потоков от проекта и платежей по обслуживанию облигационного выпуска.

Вместе с тем, в настоящие времена становятся все более популярными муниципальные облигации с разовым погашением – в конце срока обращения. Это объясняется их потенциально значительно высшей ликвидностью по сравнению с серийными облигациями.

Если говорить об удельном весе рынков муниципальных облигаций в совокупных объемах внутренних облигационных рынков, то следует отметить два момента: 1) этот удельный вес является небольшим (максимум 10-11% - в США) и 2) этот удельный вес в большинстве стран снижается.

Вообще, муниципальные облигации сейчас считаются такими, что наиболее активно вытесняются из национальных рынков ценных бумаг. [13]

В значительной степени они перемещаются на международные рынки. Так, на рынке еврооблигаций Канадская провинция Онтарио одалживает больше ресурсов, чем центральное правительство Канады. Также достаточно активными являются немецкие земли, итальянские области, Бразильские провинции. Можно говорить, что в конце 1990-х годов наблюдалось достаточно активное встречное движение: муниципалитеты оставляли национальные рынки ради международных; финансовые институты, напротив, существенно перераспределяли свои эмиссии в интересах внутренних рынков.

Правовая база для заимствований и выпуска долговых обязательств региональными и местными органами власти была создана в 1991 г. с принятием Закона о бюджетной системе. В этом же году был принят и Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, в котором было определено право выпускать облигации городскими и областными органами власти. При этом последний Закон не требовал, чтоб выпуск муниципальных облигаций проходил регистрацию в каких-то центральных органах власти.

Однако первые муниципальные облигации были выпущены лишь весной 1995 г., впоследствии после начала работы рынка государственных облигации. Почти все выпуски муниципальных облигаций в Украине были осуществлены до 1998 г.

До вступления в силу положения Государственной комиссии из ценных бумаг и фондового рынка (ДКЦПФР) “О порядке выпуска и обращения облигаций местного займа” вопросы выпуска и размещения муниципальных облигаций не были практически урегулированы законодательно. Для выхода на рынок местный совет должен был лишь принять решение о выпуске облигаций. Никаких ограничений в объемах, анализа окупаемости проектов, механизмов организации рынка в законодательном поле не было.

При таких условиях муниципальные облигации охотно использовались для создания разного рода безналоговых финансовых схем (Днепропетровск, Херсон), для жилищных проектов (Львов), и даже для финансовых афер с грубым нарушением законодательства.

Наибольшей активности рынок достиг летом в 1997 г., когда доходность по государственным облигациям снизилась, и местные органы смогли конкурировать за финансовые ресурсы с государством. В период лета-осени 1997 г. десять советов объявили о своих планах выйти на рынок. Но затем наступил финансовый кризис, ставки на рынке ОВДП повысились, и рынок муниципальных облигационных ссуд опять утих.

Вообще, первые реальные попытки привлечения финансовых ресурсов посредством муниципальных облигационных ссуд в отдельных регионах Украины начали осуществляться в 1995 г.

Первыми в Украине эмиссию муниципальных облигаций осуществили в столице. С целью финансирования строительства жилья и метрополитена были выпущены дисконтные облигации. Нарицательная стоимость одной облигации составляла 50 млн. руб. (500 грн.) Облигации были выпущены в без документной форме. С апреля 1995 г. по январь 1996 г. было привлечено почти 190 млрд. руб. - 1.9 млн. грн. или возле 1 млн. дол. США. Доходность размещения в январе 1996 г. определялась как учетная ставка НБУ плюс 5 процентных пунктов. Потом было принято решение о прекращении ссуды, но все шесть серий выпущенных облигаций было погашено.

До 1998 г. в Украине было осуществлено 15 выпусков муниципальных облигаций на сумму почти 300 млн. грн. Наибольшими эмитентами были Крым (125 млн. грн.) и Одесса (61 млн. грн.).

По данным Министерства финансов Украины, в 1995 – 1997 годах решения о выпуске местных ссуд было принято городскими советами 11 городов Украины (осуществлены в 10 городах). Планировалось привлечь в местные бюджеты 400 млн. грн. Но реально от размещения ссуд был получен лишь 220 млн. грн. [11]

Кроме Одессы в 1998 году еврооблигации планировали выпустить Киев, Автономная Республика Крым, Харьков и Днепропетровск. Кризис 1998 года тоже очень негативно повлиял на развитие всех финансовых рынков в Украине, в том числе и на рынок муниципальных облигаций.

На Украинском рынке муниципальных облигаций произошли скандальные дефолты. Очень негативный опыт облигационных ссуд города Одесса и Автономной Республики Крым. По-видимому, это негативно повлияло не только на заинтересованность инвесторов в этом рынке, но и на желание государственной власти проводить либерализацию системы заимствований органов местного самоуправления.

Для усиления контроля за выполнением долговых обязательств 18 июня 1998 р. был выдан Указ Президента Украины № 655/98 “О благоустройстве внутренних и внешних заимствований, что осуществляются органами местного самоуправления”, который фактически запретил осуществлять местные заимствования без согласования с Министерством финансов.

С момента введения в действие Указа и вплоть до второй половины 2003 г. Минфин не согласовал ни одного местного заимствования.

В результате принятия Указа Президента № 655/98 все муниципальные заимствования, включая выпуски муниципальных облигаций, стали подлежать обязательному согласованию в Министерстве финансов. Выпуск муниципальных облигаций стало возможным лишь после согласования его размера с Министерством финансов Украины.

Важным событием, которое касается рынка муниципальных облигаций в Украине есть принятие в июне 2001 г. Бюджетного кодекса. Он является базовым законодательным документом, без которого не было возможно бы создать полноценную систему регуляции муниципальных заимствований (было бы тяжелым принятие других подзаконных актов в этой сфере).

Основные нормативные документы, которые непосредственно касаются муниципальных заимствований и муниципальных облигаций, были приняты лишь в 2003 г. - в феврале и в октябре.

Вообще, 2003 год и, особенно, 2004 год характеризовались общим повышением заинтересованности разных субъектов ведения хозяйства – как потенциальных эмитентов, так и разного рода посредников – в рынке муниципальных облигаций.

После того, как власть Киева объявила о намерении осуществить заимствование на внешнем рынке путем выпуска еврооблигаций, и принятие 24 февраля 2003 г. Кабинетом Министров постановления относительно порядка осуществления заимствований в местные бюджеты, целый ряд муниципалитетов Украины заявили об интересе к привлечению средств путем выпуска облигаций.

В конце февраля - в начале марта такие заявления прозвучали, как минимум, со стороны Харькова, Львова, Донецка и Автономной Республики Крым. Планы некоторых органов местного самоуправления ограничивались лишь внутренним облигационным рынком, а некоторые говорили и о возможности внешних облигационных заимствований. [11]

Здесь следует отметить, что согласно с Бюджетным кодексом, осуществлять заимствование вообще имеют право лишь города и АР Крым, а внешние заимствования имеют право осуществлять лишь города с численностью населения свыше 800 тысяч жителей по официальным данным государственной статистики.

2003 - 2004 гг. становится годами возобновления функционирования рынка муниципальных облигаций в Украине. Таким образом, Украинский рынок муниципальных облигаций начинает возрождаться лишь сейчас.

На современном этапе основной характерной чертой Украинского рынка муниципальных заимствований в целом и Украинского рынка муниципальных облигаций в частности является активное формирование и коррекция нормативной базы.

На данный момент на внутреннем рынке муниципальных облигаций обращается лишь один выпуск – облигации города Одесса, которые являются порождением реструктуризации в 2000 году Одесской ссуды. Точные данные относительно деталей этой реструктуризации не известны (информация в прессе относительно этого является очень ограниченной). Поэтому точный объем новых облигаций города Одесса, которые находятся в обращении, является неизвестным.

Фактически, на настоящее время, пока еще внутреннего рынка муниципальных облигаций в Украине не существует (как и на протяжении последних 5 лет). Но уже началось и происходит активное формирование этого рынка.



2019-07-03 226 Обсуждений (0)
Облигации местного займа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Облигации местного займа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)