Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционный контроль



2019-07-03 225 Обсуждений (0)
Конституционный контроль 0.00 из 5.00 0 оценок




Французская Пятая республика использует систему квазису­дебного конституционного контроля. На протяжении довольно дли­тельного периода в стране шла острая полемика по вопросу о легитимности введения конституционного контроля.

По мнению многих специалистов конституционного права, создание органов конституционного надзора или контроля проти­воречит концепции национального суверенитета” признанию на­рода в качестве единственного источника; власти, осуществляющего эту власть как непосредственно, путем референдума и вы­боров, так и опосредованно —через своих представителей. Концепция, которая восходит еще к трудам Жан Жака Руссо, длительное время считалась незыблемой, а следовательно, ис­ключала возможность осуществления ревизии каким бы то ни было органом решения, принятого представителями, избранными на­селением страны путем всеобщего голосования. Однако по мере развития концепции прав и свобод как главной системообразующей части, конституционного права, по мере того как признава­лось, что не исключается возможность нарушения основных прав и свобод путем принятия неправомерного закона, подход к про­блеме конституционного контроля начал изменяться. И уже в 1958 г. появляется сравнительно эффективный орган ^конституционного надзора в лице Конституционного совета. Аналогичный по назва­нию орган существовал и во Франции Четвертой республики: Но ом оказался неэффективен и практически не функционировал. Со­вершенно иное положение занимает Конституционный совет, со­зданный в соответствии с основным законом Пятой республики. Он наделен реальными и достаточно эффективными полномочиями, позволяющими ему активно влиять на законотворческий процесс в стране. Он приобрел также и некоторые другие, весьма важные функции, выступая, в частности, в качестве судьи по выборам.

Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет свою деятельность на Коллегиальной основе. Он состоит из девяти членов, назначае­мых сроком на 9 лет. Три члена Конституционного совета назнача­ются Президентом Республики, три — Председателем Националь­ного собрания, три — Председателем Сената. Помимо назначае­мых членов Конституционного совета в состав Конституционного совета входят также ex officio все бывшие президенты Француз­ской Республики. (Из ныне живущих экс-президентов Франции только Валери Жискар д'Эстен мог бы войти в состав Конститу­ционного совета. Однако согласно органическому закону о Кон­ституционном совете всем его членам запрещено заниматься по­литической деятельностью. Поскольку бывший Президент Фран­ции предпочел активную политическую деятельность пребыванию в Конституционном совете, он официально объявил о неучастии в

Работе этого органа.)

На сегодняшний день Конституционный совет состоит только из назначаемых членов. Обновление состава Совета производится по третям каждые три года. Мандат члена Конституционного со­вета по .истечении срока полномочий не возобновляется. Член Кон­ституционного совета вправе подать в отставку до истечения сро­ка своих полномочий. Он может быть, освобожден Конституцион­ным советом от своего мандата в случае, если он не исполняет должным образом своих обязанностей или если его- физическое состояние не позволяет продолжать работу в Совете.

Председатель Конституционного совета назначается Прези­дентом Республики. Он руководит работой Конституционного со­вета и представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном со­вете, определяет дату и порядок дня заседаний. В случае разделения голосов поровну голос председателя дает перевес. Предсе­датель Конституционного совета занимает пятое место в офици­альной иерархии должностных лиц Республики после Президента, премьер-министра и председателей палат. Действующий органический закон не только запрещает политическую активность чле­нам Конституционного совета, но и предусматривает целый ряд ограничений в отношении занятия адвокатской и иной профессио­нальной деятельностью.

Конституционный совет Франции осуществляет только пре­вентивный контроль за соответствием законопроектов и закон предложений Конституции. В случае получения соответствующе­го обращения от официальных лиц, наделенных правом принесе­ния протеста в Конституционный совет, последний должен вынести свое решение в течение одного месяца. Правительство может объя­вить о необходимости экстренного вынесения решения, и тогда срок рассмотрения сокращаются до 8 дней. Если законопроекты или законопредложения признаны противоречащими Конституции, они не могут быть вотированы, в качестве закона, обнародованы и введены в действие. Решение, вынесенное в этом случае Консти­туционным советом, является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно обязательно для всех государственных властей, административных и судебных органов. (если запрос направлен Президентом Республики относительна (закона, вотированного Парламентом, то течение срока промульгации закона приоста­навливается вплоть до вынесения решения Конституционным со­ветом. Автоматически передаются на рассмотрение Конституци­онного совета, независимо от того, имеет место обжалование или нет, такие акты, как регламенты палат и все органические зако­ны, то есть такие законы, которые принимаются на основе пря­мого уполномочия Конституции и в развитие конституционных постановлений.                 Практика работы Конституционного совета показала, что он проявляет определенную активность и в связи с такой специфи­ческой деятельностью, как ратификация международных дого­воров и соглашений. В частности, в этот орган может поступить запрос о том, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституций. В том случае, если Кон­ституционный совет признает наличие расхождения или несовме­стимости, закон, уполномочивающий ратифицировать междуна­родный договор, может быть принят только после внесения изме­нения в Конституцию. В связи с рассмотрением таких вопросов Конституционный совет вправе высказать также определенные соображения по поводу условий принятия и осуществления меж­дународных обязательств. Ни Конституция, ми законодательство прямо подобное полномочие не оговаривают. Больше того, из тек­ста Конституции видно, что при принятии закона о ратификации Парламентом, внесение каких-либо оговорок запрещено. Однако Конституционный совет правомочен снабжать свое решение о кон­ституционности или неконституционности международного дого­вора определенными разъяснениями и комментариями, приобре­тающими иногда характер оговорки.

Конституционный совет не имеет права принимать к своему рассмотрению вопрос о конституционности того или иного зако­на, уже вступившего в законную силу. Однако поскольку Конституция 1958 г. ввела ограничение сферы применения закона, Пра­вительство может просить Конституционный совет определить, является ли действующий закон, принятый до вступления в силу Конституции 1958 г. подпадающим под ограничительное постанов или нет. Если Конституционный совет признает, что дей­ствующий закон относится к регламентарной сфере, он Может быть “вменен и заменен актом исполнительной власти.

Конституционный совет во Франции наделен и некоторыми другими полномочиями, непосредственно не связанными с осу­ществлением функций конституционного Надзора. Этот орган яв­ляется судьей по выборам. Он осуществляет надзор за правильно­стью проведения президентских выборов, производит официаль­ную регистрацию кандидатов, подтверждая тем самым законность их выдвижения, определяет результаты голосования и проклами­рует избрание Президента Республики. Он же рассматривает жа­лобы, подаваемые относительно правильности проведения выбо­ров Президента Республики.

Те же надзорные функции осуществляются Конституцион­ным советом и при проведении референдума.

Конституционный совет рассматривает также жалобы, при­носимые на правильность выборов депутатов и сенаторов. В Пятой республике, в отличие от Четвертой, сами палаты не решают вопрос о правильности избрания своих членов. Эта функция пере­дана Конституционному совету. Именно он и решает окончательно вопрос о правомерности предоставления парламентского мандата. В случае, если Конституционный совет констатирует грубое на­рушение, допущенное в ходе выборов, он может отменить ре­зультаты голосования. Опыт Пятой республики показывает, что если в первые годы после принятия Конституции 1958 г. актив­ность Конституционного совета была сравнительно невысока, то в настоящее время он прочно утвердился в качестве высшей го­сударственной инстанции, которой принадлежит решающее сло­во в сфере конституционной законности.




2019-07-03 225 Обсуждений (0)
Конституционный контроль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционный контроль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)