Проблема подготовки детей к обучению математике в школе
Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования, а также (по принципу и/или) [14]: - не определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне); – не знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда; – не различает количественный и порядковый счет в пределах десяти; – не умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа; – не умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти); – не знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц; – не умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков; – не составляет и не решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий; – не знает простейшие монеты - достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек; – не умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки; – не имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения; - не осуществляет сериацию предметов по величине; - неправильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол); – не умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник). - не имеет представления о многоугольнике, не понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой); – не знает горизонтальные, вертикальные линии, не умеет пользоваться линейкой, трафаретами; – не определяет свое местонахождение среди окружающих объектов; – не умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги; – не понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под); – не воспроизводит предлагаемые графические образцы; – не понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними; – не знает последовательность дней недели, месяцев года; – не имеет представления об определении времени по часам, не понимает отношения во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год; – не использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности; – не проявляет интерес к математическим играм. Для того, чтобы этих «не» было поменьше или они вообще стали неактуальны, нужно, во-первых, заниматься с детьми математикой, а во-вторых, заниматься ею организованно, продуманно. Дети по своей природе интересуются различными видами умственной деятельности, по не всегда в желаемом направлении. Изучение опыта работы дошкольников и экспериментальная проверка ряда видов практических работ показали, что при правильной методике организации руководства практической деятельностью детей можно управлять их интересами. Это может быть использовано и при организации математических занятий. Если дошкольникам понятны методика и значение выполняемой работы, то они к ней относятся с определенным интересом. В этом большую роль играет тематика занятий, их продолжительность, практическая значимость и сложность выполняемого задания [4]. Укреплению возникшего интереса к математике способствует результативность выполняемой будущими первоклассниками работы. Сообщение или показ результатов математической деятельности дошкольников, поощрения их работы значительно укрепляют интерес к изучению мира математики. Наблюдение за будущими школьниками в процессе выполнения математических заданий в каждом отдельном случае позволяет выявить, что радость открытия, даже незначительного, вселяет уверенность в познавательном поиске. Выполнив определенный вид математического действия, дошкольник становится более знающим, умеющим, и эти успехи выступают движущей силой интереса к математике, рожденного не из внешней заинтересованности, а путем определенных усилий в преодолении трудностей.
Выводы по главе
Подготовка будущего первоклассника к школе – проблема многогранная, включающая несколько определяющих аспектов – личностный, волевой, интеллектуальный и коммуникативный. Не «затерялась» среди них и математическая готовность к обучению в школе, так как математика, как было отмечено выше, способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Освоение «дошкольных начал» математики позволяет уже школьникам делать гораздо более важные открытия легко и непринужденно. И помочь осуществлению этой связи возрастных периодов должны взрослые – родители и педагоги будущих первоклассников.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |