Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА. ЦЕЛЬ,ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.



2019-07-03 1305 Обсуждений (0)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА. ЦЕЛЬ,ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права – познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.

Открытие закономерностей (законов) есть основная цель научного познания. Например, в государственно-правовой сфере проявляются закономерности: соответствие типов государства и типов права; обусловленность формы правления государственно-политическим режимом; соответствие типа правовой системы правовой культуре и менталитету общества и т.д.

Следующие элементы науки теории государства и права - это объект и предмет.

Объект науки – то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные).

Объектом изучения теории государства и праваявляются:

1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления).

2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.

Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.

Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки – это то, что известно до изучения, а предмет науки – это то, что нам известно изучения объекта).

Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:

1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.

2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.

3. Понятия и категории теории государства и права.

4. Терминология, язык науки теория государства и права.

От других юридических наук ТГП отличается тем, что изучает не все, а наиболее общие закономерности, выражающие сущность, социальное назначение государства и права в целом, а не специфические закономерности развития и функционирования отдельных государственно-правовых институтов данной страны, правовую систему данной страны (как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т.д.).

Понятия в науке – форма научного мышления, фиксирующая главные признаки изучаемого явления, выявляющие сущность; остальные признаки выделены и построены в систему; это знания, которыми мы обладаем о предмете.

Понятия и категории ТГП характеризуются чертами:

а) они общие для всех юридических наук (например, функция государства, норма права, правоотношение, юридическая ответственность);

б) абстрактные, т.е. не имеющие эмпирического аналога (государства и права вообще не существует, существуют лишь конкретные государства и правовые системы: государство и право Российской Федерации, ФРГ, США и т.д.);

в) универсальные для всех времен и народов, в обобщенном виде содержащие характеристики всех государств и правовых систем, независимо от пространства и времени (например, родовая община, правовой обычай, иск, истец, юридическая ответственность).

Теория государства и права – это социальная политико-юридическая наука, целью которой является создание теоретических моделей государственно-правовой организации общества на основе познания наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права.

 

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной науки на общество в целом и государство и право, в частности. Эти направления

связаны с достижением целей и решением задач, стоящих перед этой наукой.

Онтологическая функция (философ. онтология – учение о бытии). позволяет ответить на вопросы что есть государство и право, какова их сущность, социальное назначение, генезис (возникновение), действие в обществе т.д.

Гносеологическая функция (философ. гносеология – учение о познании) теории государства и права состоит в обосновании того, как возможно истинное знание о государстве и праве и выработке научного инструментария такого познания: теоретических подходов, концепций, понятий, категорий, приемов, способов.

Эвристическая функция (эвристика – нахождение нового истинного знания) теории государства и права проявляется открытии новых закономерностей в генезисе, развитии, функционировании государства и права, новые понятия и категории, создает новые модели государственно-правовой организации общества.

Прогностическая функция теории государства и права помогает выдвигать гипотезы о характере развития государства и права в среднесрочной и долгосрочной перспективе, осуществлять предвидение изменений государственно-правовой организации общества в будущем.

Методологическая функция теории государства и права реализуется в выработке фундаментальных, общих для всех юридических наук понятий, категорий, способов и методов познания государства и права.

Идеологическая функция теории государства и права осуществляется в формировании системы государственных и правовых ценностей, идей в сознании людей, в формировании их правовой культуры и правового сознания.

Праксеологическая (практически-организаторская) функция теории государства и права проявляется в разработке научных рекомендаций и предложений для реформирования государственно-правовой практики, для конструктивного решения проблем государственного управления и правового регулирования в обществе.

Все вышеуказанные функции взаимосвязаны и комплексно воздействуют на государственно-правовую действительность.

 

 

3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Цель, объект и предмет науки теория государства и права определяют собой особенности ее методологии. Методология показывает как изучаются государство и право.

Методология теории государства и права – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определенных теоретических подходов, принципов, приемов исследования государственно-правовых явлений.

Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов.

Принципы познания - это те исходные, отправные начала науки. К основным принципам познания относятся: принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма утверждает множественность философских подходов, используемых при исследовании государственно-правовых явлений, Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. В соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учетом их исторического развития, в конкретных исторических условиях.

Приемы исследования - это те конкретные методы, которые применяются в той или иной науке. точки зрения распространенности все многообразие методов теории государства и права можно сгруппировать и представить в виде системы: всеобщие методы, общенаучные методы, частно - научные (междисциплинарные) методы, специальные правовые (частноправовые) методы.

Всеобщие методы – философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие, универсальные закономерности человеческого мышления на пути к истине и пронизывающие все знание. Среди мировоззренческих подходов различают диалектику и метафизику. С точки зрения диалектики государственно-правовая действительность изучается в развитии, на основе законов перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, а также во взаимосвязи с другими социальными явлениями (экономика, религия, политика, мораль и т.д.) и в конкретной исторической обстановке.

 

4. МЕСТО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК.

 

  В зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и

общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Юридические науки (юриспруденция) относятся к наукам социальным (гуманитарным), т.к. предмет их изучения связан с бытием человека и общества. Теория государства и права тесно связана и взаимодействует с всем комплексом юридических наук, но также и с иными социальными науками изучающими государство и право: философией, историей, социологией, политологией, экономическими науками, культурологией и другими. В предметы этих наук входят вопросы государства и права, но эти вопросы не являются основными. Предметы этих наук шире, и государственно-правовые явления изучаются ими в связи с другими вопросами.

Теория государства и права в системе юридических наук. Все юридические науки можно подразделить на следующие группы:

1. Теория государства и права (теория права и государства). Другие общетеоретические науки, производные от теории государства и права: философия права и государства, социология права и государства, сравнительное правоведение, юридическая антропология, юридическая психология, юридическая культурология.

2. Историко-правовые науки: история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, римское право.

3. Отраслевые и межотраслевые науки: конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, экологического права и т.д., а также международное публичное и частное право.

4. Прикладные юридические науки. Не являются собственно юридическими по природе. Используют достижения технических и естественных наук в целях юриспруденции и тесно связаны с практикой (поэтому прикладные): криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная бухгалтерия, судебная медицина, судебная психология, судебная психиатрия, судебная статистика.

Теория государства и права есть интегративное учение о государстве и праве, т.е. общая юриспруденция.

 


5. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

   Общество – это продукт взаимодействия людей или совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, характеризующихся целостностью организации жизни.

Признаки общества:

- Первоклеточкой, первоэлементом общества является Homo sapience - человек разумный.

- Наличие у людей объективно обусловленных природой человека потребностей и интересов, носящих устойчивый характер. Например, объективными являются потребности в сохранении и воспроизводстве человеческого рода, в пище, в творческом самовыражении и т.д. Все потребности и интересы человека делятся на индивидуальные, коллективные, общие (в том числе общезначимые).

- Люди вступают в общение и взаимосвязи с себе подобными для удовлетворения вышеуказанных потребностей и интересов. Только вступая в отношения с другими людьми человек может реализовать себя как представитель человеческого рода, как личность. Социальные взаимосвязи и отношения составляют самое главное в обществе. Например, в обществе есть экономические, политические, социальные, духовные, культурные взаимосвязи.

Различаются виды обществ:

Догосударственные общества: группы охотников и собирателей, первобытные общины, племена, союзы племен, вождества и государственно организованные общества.

По способу производства и присвоения материальных благ различают общества с присваивающей и общества с производящей экономикой.

По способам получения средств к существованию различают общества эпохи дикости – время собирательства, охоты и рыболовства; эпохи варварства - земледельческо-скотоводческое производящее хозяйство, эпохи цивилизации – появление письменности, классов и государства.

По способу производства средств к жизни можно различить общества собирателей, аграрные, промышленные, информационные общества.

По уровню структурированности и развития социально-политических и экономических институтов, наличию стабильности, социальных гарантий и уровню жизни населения различают развитые и неразвитые общества.

К видам обществ можно отнести цивилизации: западную, китайскую, египетскую, античную, православную и другие.

 Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами и потребностями и взаимодействующими на основе общепризнанных ценностей и общеобязательных норм с целью самовоспроизводства, сохранения и развития.

 

6. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

 

Структура общества – внутренне строение общества, отражающее многообразие его элементов (частей), обеспечивающее его целостность и динамизм.

Общество является не хаотической совокупностью элементов, а упорядоченной системой, организованным целым. Это определяет устойчивость, стабильность общества. В обществе действуют социальные субъекты: руппвиды и их группы. Их деятельность осуществляется в формах социальных институтов и социальных организаций. Эта деятельность регулируется социальными нормами, созданными на основе социальных ценностей. Такова структура общества: социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и нормы.

Социальные субъекты: индивиды, их группы и общество в целом являются носителями потребностей и интересов, соответственно индивидуальных, групповых, общесоциальных (в т.ч. общезначимых). Индивидуальные потребности и интересы человек может удовлетворить в одиночку, но для реализации общезначимых потребностей люди кооперируются, создавая социальные общности и группы. Среди социальных общностей большее значение имеют социальные группы.

Среди социальных общностей большее значение имеют социальные группы.

Социальная группа – это устойчивая, однородная, сплоченная совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют.

Самые ранние в истории человечества социальные Группы – это группы охотников, рыболовов, собирателей, родовые общины, племена. Виды социальных групп многочисленны: половозрастные (младенцы, дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), национальные (немцы, англичане, французы), профессиональные (преподаватели, инженеры, слесари), политические (либералы, консерваторы, либералы), религиозные (мусульмане, христиане, буддисты), территориальные (селяне, горожане) и другие. Особенно важное значение имеет разделение общества на большие социальные группы (в т.ч. классы): аристократия, олигархия, класс собственников средств производства, класс наемных работников, рабов, высший класс, средний класс и т.д. Все они являются носителями интересов и потребностей, среди которых есть общезначимые: безопасность, воспроизводство рода, воспитание и обучение детей, коммуникация, производство и распределение товаров и услуг, саморазвитие и познание и другие.

Для удовлетворения потребностей и интересов возникают социальные институты. Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма орга-низации и деятельности людей. Социальный институт состоит из: 1) системы социальных связей (т.е. структуры, организации); 2) системы общепризнанных ценностей (коллективных верований, представлений); 3) системы социальных норм, регулирующих деятельность структуры. Социальный институт существует для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их потребностей.

Различают организационные институты, их базой является организационная структура, и нормативные институты, их базой является система социальных норм.

К первым относятся: государство, политические партии, СМИ, церковь, профсоюзы и т.п., ко вторым относятся: обычаи, мораль, религия, право и т.п. Социальные нормы – это правила поведения людей в обществе, регулирующие поведение людей в соответствии с доминирующими в обществе ценностями. Реализация этих правил обеспечивается системой поощрений и наказаний. В структуру общества включены и организационные и нормативные институты (т.е. социальные нормы и организационные структуры, их поддерживающие) которые формируются на основе социальных ценностей.

Таким образом, государство и право следует рассматривать как социальные институты. Назначением государства в этом качестве является согласование разнородных интересов, формирование всеобщих (общезначимых) интересов и их реализация с помощью государственной власти.

Право как социальный институт есть система правил поведения, содержащаяся в формальных юридических источниках, регулирующих взаимоотношения людей в соответствии с признанными в данном обществе ценностями и идеалами и обеспеченных в своем действии государством, в т.ч. его принудительной силой. Поэтому в структуру социального нормативного института, каким является право, также включены структурные организации – государство в целом, органы власти и управления, суды, прокуратуры, нотариаты, адвокатские конторы, юридические службы.

 


 

7.СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.CОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Социальная организация – это элемент социальной структуры общества, представляющая собой искусственно созданную социальную группу для достижения определенной цели.

 (Термин «организация» многозначен, он означает также процесс упорядочивания, «организовывания», а также степень внутренней упорядоченности элементов системы. Все три значения тесно связаны между собой).

Признаки социальной организации следующие.

1.Наличие цели.

2. Иерархическое строение, влекущее единство цели, устойчивость, эффективность.

 3. Разделение труда по горизонтальному (специализация) и вертикальному признакам (наличие управляющей и управляемой подсистем). 4. Наличие внутриорганизационных норм, которые создаются управляющей подсистемой, их реализация контролируется, применяются санкции. 5. Все вышеперечисленное влечет целостность и порядок, а также эффект синергии (sinergia – сотрудничество, содружество, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников).

   Виды организаций многочисленны. Различают формальные (возникают в результате политического, административного решения; в основе разделение труда, глубокая специализация, целесообразность, рациональность, юридические нормы, безличность, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, образцы поведения нормированы) и неформальные (спонтанно слоившиеся, действуют на основе межличностного общения, самоорганизации и саморегуляции). К первым относятся университеты, больницы, профсоюзы, муниципальные органы, государство. Другая классификация организаций: добровольные, принудительные, утилитарные. В добровольных организациях члены обладают правом свободного входа и выхода, не получают платы за членство, нет структуры, лидеры работают бесплатно. Это клубы шахматистов, любителей туризма, собаководства, религиозные группы и т.д. В принудительных организациях становятся членами против воли. Это армия, морские суда, клиники для душевнобольных, тюрьмы и т.д. В утилитарные организации члены вступают с практическими целями. Это университеты, профсоюзы, корпорации. Они представляют собой среднее между добровольными и принудительными организациями.

Значение социальных организаций в том, что эффект их деятельности намного выше, чем могут достичь разрешенные неорганизованные действия такого же числа индивидов. Поэтому многие социальные группы функционируют в виде социальных организаций (например, любители садоводства и огородничества создают товарищества и т.п.).

В структуре общества также традиционно различают экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную и информационную системы (подсистемы). Однако внутри них также действуют социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и социальные нормы.

Вывод: в структуре общества различаются социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и социальные нормы. Такая структура обеспечивает стабильность, устойчивость общества как системы.



2019-07-03 1305 Обсуждений (0)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА. ЦЕЛЬ,ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА. ЦЕЛЬ,ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)