ЛЕГАЛЬНОСТЬ И ЛЕГИТИМНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность. Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом. Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация – насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума. 23. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Государственная власть в каждом государстве должна быть едина. Единство государственной власти предполагает, что в нем не может быть двух, трех и более различных властей, неодинаковых по природе, целям, задачам и обладающих своими средствами государственного принуждения. У государственной власти единый первоисточник источник даже в федеративных государствах – это народ. Однако, соединение законодательной, исполнительной и судебной власти в одном органе на практике реализуется по-разному: 1. Персоналистская трактовка – власть сосредоточивается в руках монарха, императора, деспота, фюрера, дуче, пожизненного президента и т.д., которые обладали полнотой власти, зачастую обожествляемой. Этот принцип обладает многими преимуществами: оперативность решений; отсутствие борьбы за полномочия; невозможность перекладывать ответственность на другие органы и т.д. 2. Коллективистский подход – народные собрания есть выражения власти общества. Так Ж.Ж. Руссо утверждал, что государственная власть, суверенитет принадлежат народу, а законодательная, исполнительная, судебная власти есть проявления власти народа. Этот подход воспринят марксизмом. Однако, соединение властей чревато возникновением произвола, деспотии, тирании, диктатуры. В демократических государствах организационно-правовому единству государственной власти противопоставляется разделение властей. Речь идет о разделении единой государственной власти на ветви с целью предотвращения ее узурпации и злоупотребления властью каким либо органом или лицом; чтобы ни один орган или лицо не могли выступать от имени государства как целого. Разделение властей – сложная многогранная и вместе с тем противоречивая доктрина, на протяжении ее развития никогда не было ее единого понимания, толкования и практики применения. В настоящее время разделение властей – это: 1) политико-правовая теория; 2) принцип организации и функционирования государственной власти; 3) практическая модель организации государственной власти в демократических государствах. Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов с особыми источниками и процедурами формирования, принципами организации и деятельности и связанных системой взаимного контроля и взаимодействия органов государства как частей единой власти через механизм сдержек и противовесов. Разделение властей на практике существует со времени зарождения государства. Изначально оно вызвано разделением труда внутри государственного аппарата. Уже в ранних государствах наблюдаются признаки разделения властей: выполнение различных государственных функций было распределено между различными органами и должностными лицами, которые не находились в отношении служебного подчинения друг другу. Это разделение носило технический характер, юридически не было закреплено законом; выполнялось в порядке служебных поручений отдельным государственным органом или должностным лицом. Настоящим носителем законодательных, управленческих и судебных правомочий был глава государства, который временно делегировал свои права и в любой момент мог отозвать их обратно. Это называлось институтом прерогативы (исключительных правомочий) главы государства – глава государства может реализовывать правомочия любой должности. Впервые теорию разделения властей сформулировал Дж. Локк («Два трактата о государственном правлении»). Он различал законодательную власть (Парламент), которой отдавал приоритет перед другими властям, считал ее высшей; исполнительную власть (Правительство), призванную действовать на основе законов, принятых парламентом и суды; в силу особенностей англо-саксонской правовой семьи (прецедентное право) их Дж. Локк относил к законодательной власти (некоторые толкователи трудов Дж. Локка относят к исполнительной). Третья ветвь власти, различаемая Дж. Локком – федеративная, призванная действовать на международной арене, заключать международные договоры, представлять государство в отношениях с другими государствами (глава государства). Классический вариант теории разделение властей разработал Ш. Монтескье («О духе законов»), различавший три равноправные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Каждая ветвь власти представлена органом или органами, имеющими особые, отличные от других принципы и порядок формирования, структуру, порядок функционирования, они имеют определенные объемы правомочий и определенные предметы ведения (т.е. круг решаемых вопросов), закрепленные в Конституции и законах. Это разделение власти по горизонтали. Это означает: 1) организационно-правовое разграничение; 2) структурно-функциональное разделение государственной власти. Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов - т.е. установление взаимозависимости и взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями: 1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими, 2) согласования стратегических целей, 3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти. Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала: а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования, например, в США законодательная власть формируется путем выборов, исполнительная, а именно, президент, избирается населением путем косвенных выборов, высшая судебная власть формируется совместно Президентом и высшей палатой парламента; б) все органы имеют разные сроки полномочий; в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами. Впервые разделение властей было закреплено в качестве государственной доктрины в Конституции США и воплощено в практике государственного строительства США. Виды разделения властей: 1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти. 2. Вертикальное разделение властей - в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации. Обобщая вопрос, разделение властей состоит в следующем: 1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой. 2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту. 3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них. 4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия. 5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде. 6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей. Особенности реализации РВ в разных странах: 1. В конституциях различных демократических государств иногда закрепляются более трех ветвей власти, например, учредительная, избирательная, президентская, контрольная, прокурорско-надзорная, муниципальная власть и другие. 2. Некоторые государствоведы утверждают о существовании в Российской Федерации четвертой ветви власти – президентской (Конституция РФ не относит Президента к какой либо ветви власти, напротив, ставит «над» другими ветвями). 3. Различают разделение властей в социально-политическом смысле, т.е. между светской и духовной властью, государственной и партийной.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |