КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ. УНИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами. Виды правовых семей: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, семья обычного права. Основные черты романо-германской правовой семьи: 1) единая, иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимает НПА; 2) главная роль в формировании права отводится законодателю; 3) имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; 4) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодификации НА; 5) весомое положение занимают подзаконные НА; 6) деление системы права на публичное и частное, на отрасли; 7) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; 8) особое место занимает юридическая доктрина, разработавшая основные принципы построения данной правовой семьи. Основные черты англосаксонской правовой семьи: 1) основной источник права - судебный прецедент; 2) юридические прецеденты носят индивидуальный характер; 3) ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который занимает особое положение в системе госорганов; 4) на первом месте находятся не обязанности, а права человека, защищенные судом; 5) главенствующее место занимает процессуальное право, которое определяет материальное право; 6) отсутствуют кодификационные отрасли права; 7) отсутствует деление права на публичное и частное; 8) статутное право и юридические обычаи выступают в качестве дополнительных источников; 9) юридическая доктрина носит прикладной характер. Основные черты религиозной правовой семьи: 1) главный творец права – Бог, а не общество и государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда; 2) источники права – религиозно-нравственные предписания и ценности; 3) тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, с местными обычаями образует в совокупности единые правила поведения; 4) особое место в системе источников занимают труды ученых-юристов; 5) отсутствует деление права на публичное и частное; 6) НПА имеет вторичное значение; 7) судебная практика не является источником права. Основные черты правовой семьи традиционного права: 1) главное место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; 2) обычай и традиция представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний; 3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и сообществ, а не индивидов; 4) НПА имеют вторичное значение; 5) судебная практика не выступает в качестве основного источника права; 6) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстановления согласия в общине и обеспечивает ее сплоченность; 7) юридическая доктрина не играет существенной роли; 8) многие обычаи и традиции архаичны. Развитие внутреннего права и национальных правовых систем в условиях процессов глобализации происходит как их интернационализация. С усложнением общественных отношений усиливается процесс заимствования государствами опыта друг друга, зарубежного опыта. Государства заимствуют прежде всего нормы права, институты, отрасли права, отдельные нормативные правовые акты, правовые принципы и т. д. Такое заимствование и сама интернационализация права объясняются в первую очередь необходимостью оптимального развития международного экономического и иного сотрудничества между государствами, форсированным протеканием финансово-хозяйственных процессов в планетарном масштабе на базе новых информационных технологий. Интернационализация осуществляется в следующих трех формах: рецепции, гармонизации и унификации. Рецепция (от лат. rесерtiо — принятие) представляет собой одностороннеезаимствование одним государством у другого крупных законодательных массивов, например, кодексов. Классический пример — рецепция римского права и Кодекса Наполеона. Этот процесс был настолько всеохватывающим и глубоким, что привел к проникновению римского права практически во все правовые системы сначала европейских государств, а затем распространился по всему миру. Особый вид рецепции — восприятие иностранной правовой системы в целом. Так обстояло дело с восприятием колониями права метрополии. В наше время рецепция широко используется для перестройки бывшими социалистическими странами своей правовой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики. Специфика этой рецепции состоит в том, что реформируется правовая система государств в целом на основе опыта наиболее развитых правовых систем. Гармонизация — это процесс целенаправленного сближения правовых систем или отдельных отраслей, установление общих правовых институтов и норм, устранение противоречий. Гармонизация может быть как взаимной, так и односторонней. Примером гармонизации может служить гармонизация таможенного режима нескольких государств. Унификация означает введение в правовые системы государств единообразных норм. Основное средство унификации — международные договоры. В них содержатся нормы, которые должны быть включены во внутреннее законодательство государств без изменения, например, в договоры о международной купле-продаже. Формами гармонизации и унификации правовых систем выступает практика создания модельных законов, которые предусмотрены, в частности, актами Содружества Независимых Государств (СНГ). Модельные законы носят исключительно рекомендательный характер и служат целям создания единого правового пространства и согласования правовой политики в пределах СНГ, а также сближения национального законодательства государств — членов Содружества. Унификация может осуществляться как на универсальном, так и региональном уровнях. Пример универсального уровня — унификация в области гражданской авиации, на региональном уровне — в рамках СНГ. В современной России процессы интернационализации и унификации правовых систем ведутся достаточно активно и многопланово. Больших успехов удалось достичь в области прав человека, которые перестали быть чисто внутренним делом каждого государства, а признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Показательно в плане интернационализации права постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В постановлении подчеркивается необходимость совершенствования судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне. В постановлении указывается также на признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека, на обязательность решений этого Суда для всех органов государственной власти России. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на негативные моменты, сопровождающие процессы интернационализации правовых систем. Эти процессы происходят главным образом в направлении восприятия западной концепции права без должного учета особенностей национальных правовых систем и того положительного, что они могут внести в общий прогресс. Предпочтительным считается такое заимствование, когда определенные правовые ценности, будучи включенными в национальную правовую систему, обрастают национальной спецификой и приобретают относительную самостоятельность. Для достижения успешного результата унификации правовых систем важно предвидеть потенциально возможные варианты регулируемых отношений, их динамику, тенденции и перспективы их изменений.
58. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА Как свидетельствует термин "правотворчество", речь идет о творении, создании права. Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов. Правотворчество представляет собой: монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество - это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений; созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма; процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера. Правотворческая деятельность основана на определенных принципах, т.е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными. Принцип законности предполагает: принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах; оформление определенной процедурой; выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта; новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам. Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности. Принцип научности включает в себя: разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм; учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой; учет научных рекомендаций. Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения. Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения. В ст. 15 Конституции РФ закреплено: "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну. Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, поскольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуждении проектов основополагающих актов. Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны "вписываться" в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права. Правотворчество следует отличать от правообразования. Последнее - более широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс правообразования завершается выработкой и принятием конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.
59. ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА Виды: 1). Правотворчество гос-ных органов (Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) – законотворчество: 2) Правотворчество народа (участие в референдуме); 3) Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др.)-подзаконное правотворчество; 4) Правотворчество органов местного самоуправления – локальное правотворчество; 5) Правотворчество общественных организаций; 6) Деят-ть гос-ных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) – договорное правотворчество. Правотворчество высших представительных органов: (парламентом).
В процессе правотворчества есть две основные стадии: 1) связана с предварительным формированием государственной воли при составлении проекта нормативного акта, носит подготовительный характер и не порождает правовых последствий; 2) предполагает официальное утверждение государственной воли в нормах права за счет превращения проекта нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри названных стадий осуществляются различные процедурные операции разными уполномоченными государственными органами, которые в своей совокупности образуют субъектный состав правотворческого механизма конкретного государства.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |