Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации



2019-07-03 260 Обсуждений (0)
Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие компетенции

 

Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочия парламента не дублируют полномочий исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

Обычно парламенты имеют три главные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

1. Принятие законов;

2. Утверждение государственного бюджета;

3. В определенных формах контроль за исполнительной властью.

Две первые функции практически нигде и никогда не подвергались сомнению, в то время как третья породила различные подходы. В федеративных государствах определение предметной компетенции - дело более сложное, поскольку власть разделена не только по горизонтали, но и по вертикали, т.е. между федерацией и ее субъектами.

Различают два вида компетенции:

общая - направленность деятельности парламента в целом;

специальная - вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в Конституции.

В РФ предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры для определения этой компетенции содержаться в ст.71 и ст.72 Конституции РФ, в которых перечисляются вопросы ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.

Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим, согласно Конституции РФ, в компетенцию Президента РФ, следовательно, Федеральное Собрание принимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместное ведение РФ и субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органов госвласти и не вторгаются в сферу ведения субъектов РФ.

Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собрание решает ряд вопросов общей компетенции. Наиболее важные направления общей компетенции:

финансы;

оборона и безопасность;

международная политика.

Предметная компетенция определяет как бы общую направленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но компетенция палат в этой сфере все же неодинакова. Так, Совет Федерации обязан рассмотреть принятые Госдумой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст.106). По другим вопросам рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Госдумой, не обязательно, по истечении определенного срока они могут быть переданы Госдумой Президенту РФ на подпись и обнародование и без одобрения Советом Федерации (ч.4 ст.105).

Специальная компетенция Совета Федерации и компетенция Госдумы

 

Вопросы ведения Совета Федерации установлены в ряде статей Конституции РФ (ст.102) и федеральных законов. Регламент Совета Федерации предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2. Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;

4. Назначение выборов Президента РФ;

5. Отрешение Президента РФ от должности;

6. Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ;

7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ;

10. Обращение в Конституционный Суд РФ.

В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2. Выражение недоверия Правительству РФ;

3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

6. Выдвижение обвинения против Президента РФ;

7. Объявление амнистии;

8. Обращение в Конституционный Суд РФ.

Специальная компетенция, кроме того, предусматривает исключительное право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме. Например, только Государственная Дума вправе собственным решением объявить амнистию. Только Совет Федерации может назначить выборы Президента РФ.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст.100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания:

посланий:

президента РФ;

Конституционного Суда РФ;

выступлений руководителей иностранных государств.

Заключение к главе 3

 

Мы убедились, что Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, оба


Библиография

 

1. Конституция РФ.

2. Е.И. Козлова; О.Е. Кутарин "Конституционное право России" ("Юрист, М., 2003 г.).

3. М.В. Баглай "Конституционное право Российской Федерации" ("Норма", М., 2003 г.).

4. Общественно-политический журнал "Российская Федерация сегодня".

5. "Российская газета".


[1] Первые парламенты (англ., испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII вв.

[2] С 1993 по 2007 г. только половина состава Госдумы (225 депутатов) избиралась по партийным спискам (пропорциональной системе), а другая половина (225 депутатов) – по одномандатным округам (мажоритарной системе).



2019-07-03 260 Обсуждений (0)
Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)