Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды наказаний, связанных с ограничением свободы



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Виды наказаний, связанных с ограничением свободы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Федеральном законе N 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г. законодатель изменил свою концепцию о целях наказания. Он исходил из неэффективности уголовной политики государства, ужесточающего наказания за преступления небольшой и средней тяжести в виде лишения свободы и исправительных работ. Основной упор в Федеральном законе N 162-ФЗ делается на усиление именно имущественного наказания (различные штрафы), снижение сроков наказания по ряду преступлений и установление наказания в виде исправительных работ. Хотя абсолютно напрасно, с точки зрения некоторых правоведов, в противовес Федеральному закону N 62-ФЗ от 28 мая 2001 г. "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности", кстати, подписанной Президентом РФ В.В. Путиным, из УК РФ изъят пункт "ж" ст.44 УК, разрешающий такую конфискацию, что играет на руку олигархам[8] и мошенникам "большого" пошиба. В настоящее время Госдума РФ рассматривает вопрос о восстановлении в УК РФ института конфискации имущества по некоторым тяжким и особо тяжким преступлениям (терроризм, бандитизм, некоторые преступления в сфере экономики и ряд других).

Развитие и возникновение системы наказаний определяется общественным и государственным строем. Изменения в обществе и государстве (социально-политические и экономические) влияют на систему наказаний, виды наказаний. Ранее, по УК РСФСР 1960 г., высшей мерой наказания была смертная казнь, действие которой сейчас приостановлено. Далее стали неэффективны такие виды наказаний, как ссылка и высылка.

Новый УК РФ в ст.44 устанавливает следующие виды наказаний, связанные с ограничением свободы: обязательные работы, исправительные работы, арест,содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы, пожизненное заключение.

К наказаниям, связанным с ограничением свободы, относятся обязательные работы, что отмечено в ст.49 УК РФ. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день[9].

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Особенностями рассматриваемого вида наказания являются:

1) обязательность работ;

2) выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время;

3) бесплатность работ для осужденного;

4) определение вида этих работ и объектов, на которых они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями[10].

Обязательность работ предполагает их принудительность, у осужденного нет возможности выбора работ, он обязан выполнить именно тот вид работы, который ему будет предоставлен. Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять обязательные работы в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является студентом лицея, колледжа, института, университета). Исполнение наказания продолжается и во время ежегодного отпуска (ч.2 ст.25 УИК). Бесплатность работ для осужденного предполагает, что за выполненные обязательные работы ему не полагается денежного или иного вознаграждения. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Следовательно, работы будут носить, как правило, неквалифицированный характер (использование осужденных в сфере обслуживания населения, уборка территории населенных пунктов, ремонтно-строительные и иные работы). Согласно ч.2 ст.27 УИК в течение недели должно быть отработано, как правило, не менее 12 часов.

Исправительные работы, как наказание, связанное с ограничением свободы предусмотрено в ст.50 УК РФ. Исправительные работы включают следующие основные элементы: принудительное привлечение к труду; привлечение к труду лиц, не имеющих основного места работы; отбывание наказания в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим исправительные работы, но в районе места жительства осужденного; привлечение к труду на определенный срок; удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного[11].

Принудительное привлечение к труду состоит в том, что осужденный в период отбывания исправительных работ независимо от его желания обязан трудиться, ему запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, исполняющей этот вид наказания. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Исправительные работы назначаются только тем лицам, которые не имеют основного места работы. Исправительные работы могут отбываться в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим исправительные работы. Эти места не должны находиться за пределами района места жительства осужденного. Правоограничения, связанные с исправительными работами, распространяются только на место работы, назначенное для отбывания исправительных работ. Они не касаются работы по совместительству и других видов работ, выполняемых осужденным в период отбывания наказания.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Исполнение наказания продолжается до тех пор, пока осужденный отработает полное количество рабочих дней, приходящихся на календарный срок, установленный приговором суда (ч.1 ст.42 УИК).

Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Удержание производится из заработной платы по месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исправительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания. Они не назначаются лицам, перечисленным в ч.5 ст.50 УК. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытую часть наказания более строгим видом наказания по правилам, сформулированным в ч.4 с.50 УК. При этом злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за предыдущее нарушение, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ст.46 УИК)[12].

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 11 января 2007 г. отмечается, что, так как исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, суд должен выяснять трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания, в том числе указанные в части пятой статьи 50 УК РФ.

Кроме того, в случае заболевания осужденного тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, он может быть освобожден от отбывания наказания (часть вторая статьи 81 УК РФ), а в случае признания его инвалидом первой группы - подлежит освобождению от указанного наказания (часть пятая статьи 50 УК РФ). Женщина, осужденная к исправительным работам, в случае наступления беременности вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам (часть первая статьи 82 УК РФ, часть пятая статьи 42 УИК РФ, пункт 17 статьи 397 УПК РФ).

Арест является разновидностью лишения свободы на краткие сроки. Строгость изоляции состоит в том, что на осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные для осужденных к лишения свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьмах (ст.69 УИК). Однако в отличие от тюремного режима осужденным к аресту не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону[13].

Кратковременность ареста выражается в том, что этот вид наказания устанавливается взрослым на срок от одного до шести, а несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на срок от одного до четырех месяцев. Вместе с тем при замене обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест установлен уголовным законом только в качестве основного наказания. Учитывая характер рассматриваемого наказания, арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинами, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается (ст.154 УИК). Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья. За время отбывания ареста осужденному военнослужащему денежное довольствие выплачивается только в размере оклада по воинскому званию[14].

Лишение свободы, будучи наиболее строгим видом в системе наказаний, представляет собой изоляцию осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ст.56 УК РФ). Лишение свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет. При сложении наказаний по совокупности преступлений срок лишения свободы может достигать двадцати пяти лет, по совокупности приговоров - тридцати лет. При этом для лиц, совершивших преступление до достижения восемнадцатилетнего возраста, наказание в виде лишения свободы не может превышать десяти лет, в соответствии со п.6 ст.88 УК РФ.

Несмотря на увеличение доли других наказаний в общем числе санкций уголовно-правовых норм, лишение свободы на определенный срок до сих пор является наиболее распространенным видом наказания в Российской Федерации (от 30 до 35%).

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство устанавливает также вид исправительно-трудового учреждения в зависимости от тяжести совершенного преступления, наличия непогашенных судимостей и других юридических фактов. Так, в соответствии со ст.58 УК РФ, отбывание лишения свободы назначается

лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях-поселениях; лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;

лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;

при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.

Кроме того, часть срока может быть назначена в виде отбывания наказания в тюрьме при наличии одного из двух условий: совершение особо тяжкого преступления на срок свыше пяти лет или особо опасном рецидиве преступлений.

Обобщение судебной практики показывает, что суды в целом дифференцированно подходят к назначению наказания в виде лишения свободы, осуществляя на практике принцип индивидуализации наказания. Наиболее часто к лишению свободы приговариваются осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, таким образом, наблюдается увеличение среднего срока наказания, что уже нашло свое закрепление в уголовном законодательстве. Между тем, количество приговоров, отмененных высшими судебными инстанциями, остается достаточно высоким. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ неоднократно обращался к теме назначения наказания в виде лишения свободы, обобщал судебную практику, давал рекомендации нижестоящим судам, особенно в части должной оценки всех обстоятельств дела, могущих повлечь изменения квалификации содеянного виновного, и, следовательно, изменить вид и меру наказания.

Лишение свободы может заменить ограничение свободы и исправительные работы в случаях злостного от них уклонения.

В целом, лишение свободы остается одним из наиболее распространенных видов наказаний, причем не только в России и бывших республиках Советского Союза, но и в мире также. Тот вид наказания, ввиду его тяжести, должен назначаться лицам, которые представляют значительную угрозу для общества или исправление которых представляется невозможным без применения мер лишения свободы. Кроме лишения свободы на определенный судом срок, применяется также еще одно, очень суровое наказание, о котором речь пойдет ниже[15].

Пожизненное лишение свободы, будучи альтернативой смертной казни, может быть назначено за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Это наказание назначается в тех случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ст.57 УК РФ). Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также мужчинам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет или достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Назначение пожизненного лишения свободы является относительно новым для нашего законодательства, и было введено в 1992 году в порядке помилования при замене смертной казни. Отдельным видом наказания пожизненное лишение свободы стало после введения в действие Уголовного кодекса РФ 1997 года. Согласно ст.57 УК РФ, пожизненное лишение свободы назначается, когда суд сочтет возможным не применять к подсудимому смертную казнь, а применение наказания в виде лишения свободы на определенный срок представляется слишком мягким.

Законодатель сохраняет для лиц, которым назначен этот вид наказания, шанс выйти на свободу при условии исправления (если будет признано, что они не нуждаются в дальнейшем отбывании наказания) и отбытии не менее 25 лет лишения свободы.

Как показывает изучение практики, обстоятельствами, служащими основаниями к замене наказания в виде смертной казни на пожизненное лишение свободы, являются, в частности, отсутствие судимостей, молодой возраст, положительные характеристики, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, отсутствие отягчающих обстоятельств[16].

Содержание в дисциплинарной воинской части состоит в направлении осужденного военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть, отличающуюся от других воинских частей специальным режимом содержания осужденных военнослужащих. Содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части состоит в отбывании наказания в отдельных дисциплинарных батальонах или дисциплинарных ротах. В период содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат или матросов, носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия[17].

Содержание в дисциплинарной воинской части устанавливается только в качестве основного наказания. При назначении этого наказания в соответствии с санкцией за воинское преступление его срок устанавливается в пределах от трех месяцев до двух лет. А при замене лишения свободы, назначенного за иные преступления, содержанием в дисциплинарной воинской части его срок не может быть менее двух месяцев и более двух лет.

При совершении военнослужащими преступления против военной службы наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части назначается в том случае, если оно установлено санкцией за соответствующее воинское преступление, а также в соответствии со ст.64 УК.

Наказание в виде ограничения свободы предусмотрено в ст.44 УК РФ среди других видов наказания. Следует сразу отметить, что по сути дела под новым названием восстановлены ранее существовавшие правовые институты: условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. ст.24.2 и 53.2 УК РФ) [18].

Содержание наказания в виде ограничения свободы раскрыто в ст.53 УК РФ. Этот вид наказания может быть применен только к лицам, совершившим преступление и достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста.

Ограничение свободы назначается лицам, совершившим умышленные преступления и не имеющим судимости, на срок от одного года до трех лет. Лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - от одного года до пяти лет. Сроки наказания зависят от характера преступления и личности виновного. Согласно ч.3 ст.53 УК РФ при замене обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в соответствии со ст.47 УИК РФ в специальном учреждении, именуемом исправительным центром. Эти центры, согласно ч.5 ст.16 УИК РФ, входят в уголовно - исполнительную систему. В исправительных центрах осужденные отбывают наказание без изоляции от общества, но в условиях надзора за ними.

Ограничение свободы не назначается инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч.5 ст.53 УК РФ) [19].

Порядок исполнения (отбывания) ограничения свободы регламентируется уголовно - исполнительным законодательством РФ.

Как отмечено, место отбывания ограничения свободы - исправительный центр, который, как правило, находится в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденный проживал или был осужден. Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного вида наказания, в соответствии с ч.2 ст.47 УИК РФ, могут быть направлены в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации.

Особое значение для практики исполнения ограничения свободы имеет ч.3 ст.47, где закреплено положение о том, что органы местного самоуправления обязаны содействовать органам, исполняющим наказание в виде ограничения свободы, в трудовом и бытовом устройстве осужденных, направленных для отбывания наказания.

Здесь же необходимо подчеркнуть, что ответственность за исполнение ограничения свободы законом возлагается на исправительные центры. Отсюда следуют функции координации, инициативы по поводу конкретных действий и мероприятий, взаимодействия исправительных центров и т.п. не только с органами местного самоуправления по вопросам трудового и бытового устройства, но и с иными субъектами, причастными к обеспечению правопорядка в местах нахождения исправительных центров и также заинтересованных в должном исполнении этого вида наказания.

Ограничение свободы применяется только как основное наказание (ч.1 ст.45 УК РФ). Орган местного самоуправления по представлению исправительного центра, согласованному с органом внутренних дел, определяет границы территории исправительного центра и устанавливает правила поведения на ней. В самих же исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка, утвержденные Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В правилах акцент сделан на выполнении осужденными своих обязанностей. Ибо с момента совершения преступления и возникновения уголовной ответственности лицо, совершившее преступное действие (бездействие), претерпевает лишения личного и материального характера. Но это отнюдь не означает, что осужденный лишен всех прав, гарантированных Конституцией РФ гражданам России. Осужденные лишены свободы передвижения по своему усмотрению за пределами административного района места дислокации исправительного центра, они не могут выбирать место жительства и т.п. Но эти ограничения не означают полную изоляцию осужденного от общества[20].

Уголовно - исполнительное законодательство РФ регламентирует порядок направления осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания. В ст.48 УИК РФ предусмотрена возможность самостоятельного следования отдельных категорий осужденных к месту отбывания наказания.

Каждый осужденный, самостоятельно следующий в исправительный центр, должен иметь предписание о выезде к месту отбывания наказания. В этом документе указывается срок выезда, срок прибытия, маршрут следования до исправительного центра.

На основании ч.3 ст.48 УИК РФ осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы, освобождаются из-под стражи и следуют в исправительный центр за счет государства самостоятельно. Администрация исправительного учреждения может разрешить осужденному краткосрочный выезд на срок до пяти суток без учета времени на дорогу.

Это время используется осужденным для поддержания социально полезных связей, прежде всего с семьей и родственниками, а также для подготовки к отбыванию наказания в исправительном центре УИС Минюста России. Если администрация исправительного учреждения такой отпуск после освобождения не предоставляла, то на основании п. "в" ст.50 УИК РФ администрация исправительного центра может разрешить выезд на срок до пяти суток за его пределы непосредственно после постановки осужденного на учет.

УИК РФ (ст.49) предусматривает исчисление срока ограничения свободы. При этом законодатель подчеркивает, что в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток. В то же время в срок ограничения свободы, исчисляемый со дня постановки осужденного на учет, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения и время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр при замене неотбытой части лишения свободы ограничением свободы из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы.

Порядок отбывания ограничения свободы закреплен в ст.50 УИК РФ. Необходимо обратить внимание на то, что осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом наказания, и осужденные к ограничению свободы по приговору суда, как правило, не могут содержаться в одном исправительном центре[21]. Кроме того, согласно ч.5 ст.50 осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы и имеющие судимость, содержатся отдельно от иных осужденных; осужденные за преступление, совершенное в соучастии, отбывают наказание раздельно.

На основании ч.7 ст.50 осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Эти мероприятия имеют цель: обнаружить и изъять предметы и вещества, запрещенные к приобретению, хранению и использованию в исправительных центрах. В случае их обнаружения предусмотрена ответственность - вплоть до уголовной.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает материально-бытовое обеспечение осужденных. Статья 51 УИК РФ, в частности, предусматривает обеспечение осужденных к ограничению свободы необходимыми жилищно-бытовыми условиями. Важно подчеркнуть, что одежда, белье, обувь, питание оплачиваются осужденными за счет собственных средств, которые они зарабатывают на предприятиях и в организациях различных форм собственности (ч.1 ст.53).

Осужденным к ограничению свободы в соответствии с ч.6 ст.12 УИК гарантируется право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Детально эти вопросы регламентируются ст.52 УИК, где говорится, в том числе, о том, что администрация исправительных центров несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

Все осужденные к ограничению свободы обязаны трудиться. Условия труда определены в ст.53 УИК. Вместе с тем следует подчеркнуть, что труд осужденных к ограничению свободы регулируется в основном законодательством Российской Федерации о труде.

УИК РФ содержит нормы, в которых закреплены обязанности администрации исправительного центра (ст.54), а также обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные (ст.55). Указанные нормы - правовая основа для того, чтобы четко сформулировать должностные инструкции лиц исправительного центра, а также дополнительные инструкции причастных к работе с осужденными лиц из числа администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы.

За нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы предусмотрена ответственность. Так, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания ограничение свободы в соответствии с ч.4 ст.53 УК РФ заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. Время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы[22].

Изложенное позволяет иметь общее представление об ограничении свободы как о виде уголовного наказания. Затруднения вызывает вопрос о практическом его применении и исполнении. Думается, здесь возникнет много вопросов, подлежащих скорейшему разрешению. Дело в том, что аналогичные институты, как уже говорилось, - условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, - а вместе с ними и спецкомендатуры, где они исполнялись, были утрачены.

Юристами-практиками ограничение свободы как вид наказания нередко оценивается резко отрицательно. Так, заместитель министра юстиции РФ Ю.И. Калинин считает необходимым вообще от него отказаться в силу практической несостоятельности и неэффективности такой меры. Он отмечает, что ограничение свободы - это "фактически ранее ликвидированное условное осуждение с обязательным привлечением к труду", а исправительные центры, в которые должны направляться осужденные, - "те же спецкомендатуры, только под другой вывеской". По новому законодательству осужденный за нетяжкое преступление к ограничению свободы должен будет препровождаться в межрегиональный исправительный центр, из одной области в другую. "Он там должен работать, зарабатывать себе на жизнь, кормиться, - продолжает Ю.И. Калинин. - А кто его ждет на другой территории, где он там найдет себе работу? Так какой смысл в таком наказании?" Результат, по мнению юриста, будет один: "Человек приедет в этот центр, покрутится, увидит, что кушать нечего, семье помочь нечем, и пойдет воровать ради куска хлеба, или побежит домой, к семье, чтобы там подкормиться. В первом случае его будут ловить и сажать за кражу, во втором случае - за побег. Только посадят его уже в закрытую зону, в тюрьму"[23].

Эти трудности породили различные предложения по их преодолению - вплоть до того, чтобы вообще отказаться от наказания в виде ограничения свободы и не вводить его в действие. Но этот путь, который сузил бы и без того не богатый на сегодня спектр наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, был отвергнут[24].

Работа законодательных органов над совершенствованием наказаний, связанных с ограничением свободы, продолжается.25.01.2007 в Госдуму был внесен проект закона о расширении применения ограничения свободы. Инициатором выступила Федеральная служба исполнения наказаний. По словам начальника правового управления ФСИН Олега Филимонова, ранее такие наказания в России не применялись.

Получивший такое наказание остается на свободе по месту жительства, но находится под постоянным надзором и ограничен в ряде прав - выборе места жительства, пребывании в определенное время суток в определенных местах. Для отслеживания осужденных ФСИН изучает возможность применения к таким лицам средств электронного мониторинга - так называемых электронных браслетов. По данным ФСИН, значительная часть наказаний составляет условные сроки лишения свободы[25]. Как сказал Олег Филимонов, к сожалению, в обществе условное наказание зачастую воспринимается как безнаказанность, поэтому сейчас ФСИН ищет альтернативные наказания. С декабря 2004 года в России были введены обязательные работы - аналог общественных работ в европейских странах. В декабре прошлого года президентом России был подписан закон, расширяющий перечень предприятий, где может использоваться труд обсужденных и тем самым ФСИН планирует применять такой вид наказания чаще. Всего на сегодня в России действует 6 видов наказания альтернативных лишению свободы. Инициатива ФСИН позволит преодолеть негативное отношение к условным наказаниям в обществе. Кроме того, в руках судей окажется более гибкий инструмент влияния на подсудимых.


Заключение

 

Ограничение свободы в современной его законодательной интерпретации не становилось обособленным предметом научного поиска в теории уголовного права.

Введение в действие норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодекса, регламентирующих ограничение свободы, ввиду сложности практической организации исполнения данного вида наказания, отложено до принятия специального решения. Так, Федеральный закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" от 24 мая 1996 г. № 64-ФЗ указывает на необходимость создания условий для исполнения ограничения свободы и устанавливает срок, в течение которого предполагается создание таких условий не позднее 2001 года. В результате сложилась нестандартная правовая ситуация - при наличии формально-юридического закрепления самостоятельного вида наказания отсутствует практика его применения.

Содержание ограничения свободы актуализирует вопрос о правовом обеспечении личной свободы лиц, осужденных к данному виду наказания. Из анализа содержания ст.1 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в виде лишения свободы" следует, что исправление осужденных осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, выполнения исправительными учреждениями стоящих перед ними задач (ст.2), реализации установленных в этих целях прав и обязанностей учреждений (ст.13, 14). И в этой связи одна из основных задач данных учреждений как раз и заключается в том, чтобы обеспечить правом на личную свободу осужденного в течение всего срока пребывания в исправительном учреждении в пределах тех ограничений, которые предполагаются назначенным наказанием. Причем общество и государство заинтересованы не только в обеспечении сохранности жизни и здоровья каждого осужденного. Общественный интерес предполагает также защиту личности осужденного от негативного влияния преступной среды, создание в исправительном учреждении условий, способствующих стремлению лица порвать с преступным прошлым, стимулирующих его правопослушное поведение и исправление. Ориентация уголовно-исполнительной системы на общечеловеческие ценности и интересы определяет актуальность дальнейшего исследования в теории и практике проблемы обеспечения личной свободы лиц, осужденных к ограничению свободы. Таким образом, проведение специального уголовно-правового исследования ограничения свободы приобретает к особую значимость в связи с реформированием уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а поэтому научная разработка наказания в виде ограничения свободы будет способствовать решению проблем не только назначения, но и исполнения данного вида наказания.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. М., 2005.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М., 2004. - Ст.29 - 54.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2004.

4. Федеральный Закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996/Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25. - Ст.29-55.

5. Комментарий к УК РФ под редакцией А.В. Наумова - М.: Академия. 2006.

6. Комментарий к УК РФ под редакцией А.И. Бойко - Ростов-на-Дону: Феникс. 2004.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова и др. - М.: Проспект, 2004.

8. Барабышев А.Н. История развития уголовного права. УК РФ. - СПб.: Альфа, 2001г.

9. Завидов Б.Д., Борбат А.В. Отдельные достоинства и парадоксы изменений и дополнений (поправок) в УК РФ в свете федеральных законов // Рос. следователь. 2005. N 1. С.62 - 63.

10. Здравомыслов Б.В. Уголовное право РФ. - М.: 2002.

11. Коган В.М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. - М., 2000.

12. Минская В. Новые виды наказаний. // Российская юстиция, 2001, № 2.

13. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в Советском государстве. - Изд. Саратовского ун-та, 1973.

14. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 11 января 2007.

15. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т.2. - М., 2000.

16. Уголовное право. Общая часть. - М.: Юрид. литература, 2004

17. Уголовное право РФ. Учебник под ред. д. ю. н. проф. Кашепов В.П. - М.: Былина, 2005.

18. Уголовное право. Общая часть М.: Изд. группа ИНФРА - Норма, 2003.

19. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. - Л. 1973

20. Доклад заместителя министра юстиции Ю.И. Калинина // Цит. по "Российская газета". 2002.19 апреля.

21. Доклад заместителя начальника ФСИН МЮ РФ О.В. Филимонова // Цит. по "Российская газета". 2007.9 февраля.

 


[1] Уголовное право. Общая часть М.: Изд. группа ИНФРА– Норма. 2003. С.143.

[2] Уголовное право РФ. Учебник под ред. д.ю.н. проф. Кашепов В.П. – М.: Былина, 2005. С.73

[3] Уголовное право. Общая часть. М.: Юрид. литература, 2004. С. 347

[4] Завидов Б.Д., Борбат А.В. Отдельные достоинства и парадоксы изменений и дополнений (поправок) в УК РФ в свете федеральных законов // Рос. следователь. 2005. N 1. С. 62 - 63.

[5] Уголовное право. Общая част



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Виды наказаний, связанных с ограничением свободы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды наказаний, связанных с ограничением свободы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)