Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность проекта «Образование»



2019-07-03 273 Обсуждений (0)
Сущность проекта «Образование» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.[3]

Основные направления проекта «Образование»

– Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

– Поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.

– Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн. руб. каждая.

– Информатизация образования. До конца 2007 года все российский школы, в том числе сельские, не имеющие доступа к сети Интернет, получат качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с.

– Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2007 году, объявленном Годом русского языка, этот перечень дополнен кабинетами русского языка и литературы.

– Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.

– Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках этого направления в 2007 году на конкурсной основе государственная поддержка будет оказана 76 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Каждое из учреждений-победителей получит от 20 до 30 млн. руб. из федерального бюджета, в зависимости от объемов софинансирования, которое оно сможет привлечь.

– Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации. В настоящее время по итогам федеральных конкурсов 2006 и 2007 годов производится государственная поддержка 57 инновационных вузов-победителей.

– Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах – Сибирского федерального университета и Южного федерального университета. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка современных управленческих кадров мирового уровня. В рамках этого направления ведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Московской школы управления «Сколково». С начала 2007 года в школах сформированы попечительские советы, избраны руководители (деканы), прошли выборы в ученый совет Высшей школы менеджмента СПбГУ.

– Государственная поддержка талантливой молодежи. Ежегодно начиная с 2006 года 1250 молодых людей – победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.

– Организация профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. В течение 2006–2007 годов в 24 воинских частях организованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву. В его рамках военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании. Кроме того, в рамках данного направления в 2007 году за счет средств федерального бюджета будет организовано обучение на подготовительных отделениях вузов 5 тыс. человек, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

– Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в 2007–2009 годах получит субсидии из федерального бюджета. Эти субсидии будут предназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования, целями которой являются повышение доходов учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений регионов и расширение общественного участия в управлении образованием.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» была признана успешной, и работа по проекту, дополненному несколькими новыми направлениями, будет продолжена. Об этом сообщил Министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, прошедшем 24 декабря.

По словам Андрея Фурсенко, поддержка в рамках нацпроекта инноваций на всех уровнях профессионального образования сыграла серьезную, системную роль в обновлении этого сектора.

«Сегодня новое качество образования обеспечивается почти в 250 инновационных учреждениях начального и среднего профобразования и 58 вузах, – рассказал министр. – Ежегодный выпуск из этих учебных заведений рабочих и специалистов с современными квалификациями достигает 150 тыс. человек по таким постоянно востребованным направлениям, как сельское хозяйство, судо- и авиастроение, эксплуатация зданий и сооружений, приборостроение и автоматизация технологических процессов, медицина».

Андрей Фурсенко сообщил, что работа по поддержке профессионального образования будет продолжена. В частности, в стране будет создана сеть федеральных и национальных исследовательских университетов. «Мы готовы с 2009 года в рамках выделенного бюджета начать их конкурсную поддержку», – сказал глава Минобрнауки.

Помимо этого, на базе инновационных учебных заведений профессионального образования планируется создать современную систему непрерывного образования. Как рассказал Андрей Фурсенко, уже сегодня подготовлен перечень программ для качественной переподготовки 60–70 тыс. востребованных специалистов во всех регионах России.

Обратившись к вопросам общего образования, министр сообщил, что в этом году завершится реализация таких направлений, как поддержка инновационных школ, поставка в образовательные учреждения нового учебного оборудования и автобусов. По его словам, за три года этой работы оснащенность школ современным оборудованием и автотранспортом возросла в 4–5 раз. Теперь, как отметил Андрей Фурсенко, необходимо обратить внимание на состояние школьных зданий. «Мы предлагаем начиная с 2010 года в рамках объявленной Президентом инициативы «Наша новая школа» начать на условиях софинансирования поддержку программ регионов по модернизации всего школьного хозяйства», – сообщил он.

Министр также рассказал, что в рамках нацпроекта планируется продолжить поддержку лучших учителей и талантливой молодежи, а также сохранить дополнительные выплаты за классное руководство «в рамках поддержки перехода на новые системы оплаты труда». Регионы, внедряющие комплексные проекты модернизации образования, должны завершить эту работу к концу 2009 года.

Новым направлением работы станет поддержка региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов. «Мы предлагаем начать эту поддержку уже в 2009 году, выделив не менее одного миллиарда рублей в рамках имеющегося финансирования национального проекта», – рассказал глава Минобрнауки. Кроме того, в национальный проект войдет дошкольное образование. Как рассказал Андрей Фурсенко, сегодня в рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются современные модели организации дошкольного образования, готовятся программы краткосрочных курсов для воспитателей (социальных работников) и эта работа будет продолжена в 2009 году. Одновременно готовится все необходимое для того, чтобы с 2010 года начать в каждом субъекте конкурсную поддержку муниципальных программ развития дошкольного образования по аналогии с поддержкой регионов, внедряющих комплексные проекты. «К 2012 году предлагаем поддержать не менее 10% муниципальных образований», – отметил Андрей Фурсенко.

По мнению Андрея Фурсенко, предстоящий этап реализации нацпроекта «Образование» – это выход на новый качественный уровень развития отрасли. «Предлагаемые мероприятия позволят достичь более глубоких системных изменений, решения тех задач, которые поставлены в концепции долгосрочного социально-экономического развития страны и основных направлениях деятельности Правительства», – считает министр.[4]

С 2009 года в России начнет реализовываться новый четырехлетний цикл развития и модернизации системы образования. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки, прошедшем 2 сентября и посвященном основным положениям государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы».

На первом в этом учебном году заседании членам коллегии был представлен проект четырехлетней государственной программы внедрения новой модели образования, разработанный в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ. Как было отмечено на коллегии, реализация новой модели образования станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», интеграцией его основных направлений с другими существующими государственными программами, направленными на развитие образования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все уровни образовательной системы, включая сферы, ранее не входившие в нацпроект. Так, в ее рамках предполагается обновить организационно-экономические механизмы в системе образования, сделать дошкольное образование более гибким и многообразным, сориентировать общее образование на индивидуальный подход к учащимся, расширить сферу дополнительного образования.

Что касается профессионального образования, то здесь планируется расширить участие работодателей на всех этапах образовательного процесса, активно вовлекать студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования (и в целом уделить повышенное внимание интеграции образования и науки), а также сформировать систему непрерывного образования, чтобы каждый житель России мог по своему желанию учиться на протяжении всей жизни. Цели и задачи госпрограммы полностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой стратегическая цель государственной политики в образовании – это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко обозначил основные отличия новой модели образования от реализованных ранее программ. Во-первых, необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг, она должна быть гибкой, не иметь «тупиковых» ветвей и полностью отвечать идее непрерывного образования.

Во-вторых, образовательная система должна стать прозрачной и открытой для общества и иметь с ним хорошую обратную связь, обеспечивающую участие представителей общественных организаций в контроле качества образования, в рейтинговании учебных заведений, в выработке стандартов образования. В-третьих, необходимо обновление и повышение квалификации управленческого корпуса в данной сфере. В связи с этим Игорь Реморенко отметил, что «управленцы, прошедшие через национальный проект» заметно отличаются в лучшую сторону уровнем профессионализма и умением организовать современный качественный учебный процесс в своих образовательных учреждениях.

Неоспоримые качественные изменения в сфере образования – результаты реализации приоритетного национального проекта, отметил также Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его мнению, если сравнивать с ситуацией в 2004 году, в лучшую сторону изменилось настроение школьных учителей, изменился в целом подход к высшему образованию, наметились положительные тенденции в сфере начального и среднего профессионального образования – 150 созданных ресурсных центров «начали потихонечку поднимать планку и задавать новое отношение» в системе НПО и СПО.

«У нас сегодня есть повод для оптимизма, потому что мы с вами за первый четырехлетний цикл сделали довольно много. Нам удалось выполнить почти все задачи, которые мы перед собой ставили, – считает Андрей Фурсенко. – Это говорит и о том, что намеченное на следующие четыре года мы тоже сделаем».

Члены коллегии одобрили основные положения государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы». По словам Министра образования и науки РФ, программа будет доработана с учетом пожеланий и предложений, высказанных на заседании, и представлена на рассмотрение экспертов в октябре текущего года.[5]



2019-07-03 273 Обсуждений (0)
Сущность проекта «Образование» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность проекта «Образование»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)