Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в Федеральный бюджет за 2007-2009 года
Федеративный характер российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, существенное развитие в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в налогово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально- экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов РФ) и местными бюджетами. Федеральному бюджету отводится особая роль, так как он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение. В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности, а так же налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. Рассмотрим и сравним фактические поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2007-2009 года. В 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов. Основная масса налоговых доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%) (рисунок 1). Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет в 2007 году (%)
Рисунок 1.
В 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей налоговых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%) (рисунок 2). Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет в 2008 году (%)
Рисунок 2.
В 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей налоговых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году. Основная масса налоговых доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок 3). Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет в 2009 году (%)
Рисунок 3.
Среди косвенных налогов НДС занимает одно из первых мест при формировании федерального бюджета. В 2007 году поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году. В 2008 году поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году. Что касается 2009 года, то поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году. Акцизы так же являются одними из важнейших источников пополнения бюджета. В 2007 году поступления акцизов составили 108,8 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7% Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 4,3 млрд. рублей, что на 5,3% больше, чем в 2006 году. В федеральный бюджет в 2007 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 49,3 млрд. рублей, что на 39,1% больше поступлений 2006 года. Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2007 году составили 52,1 млрд. рублей, что на 4% больше, чем в 2006 году. В 2008 году поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2009 году составили 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме. Проанализировав приведенные данные можно сделать вывод о том, что в налоговых доходах федерального бюджета сохраняется весьма высокая доля поступлений от косвенных налогов. В бюджете 2007 года косвенные налоги равны 1 629 млрд. руб. (40%); за 2008 год косвенные налоги равны 1 163,9 млрд. руб. (27 %), в 2009 году – 1 798,7 млрд. руб. (42 %). То есть мы наблюдаем постепенную тенденцию к росту. Такая ситуация во многом связана с тем, что косвенные налоги традиционно стабильны и характеризуются достаточно высоким уровнем собираемости.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |