Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава Демократическое государство.



2019-07-03 233 Обсуждений (0)
Глава Демократическое государство. 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственные режимы

Владислав Владиславович Мухамедзянов

Введение.

Масса подавляет проницательность и вдумчивость, на которые ещё способна отдельно взятая личность, и неизбежно приводит к авторитарной тирании, стоит только конституционному государству дать слабину. [1]

Вопрос: масса, её благо или же помощь в развитие отдельной личности, это основной вопрос европейской цивилизации. Её развитие, так или иначе, связано с ним, решение его зависело именно от государственного режима – как совокупности способов осуществления государственной власти. Европейцы пытались и до сих пор пытаются найти ответ, что же важнее, какой путь приведёт к счастью. Это делает тему нашей работы актуальной и привлекательной для исследования.

Сегодня почти каждый образованный человек скажет вам, что «тоталитаризм», «тоталитарное государство» это зло, но удивительно, что общество в целом склонно к тоталитаризму и установлению тоталитарного режима, человек не хочет жить в мире, где нужно каждый день побеждать. В подтверждения тому слова Ницше, из его книги для всех и ни для кого, в том месте, где Заратустра говорит о сверхчеловеке, над ним смеются, но стоит ему заговорить о последнем (маленьком человеке) имеющим своё «маленькое счастье» и неспособным ни на что великое, как толпа просит сделать их такими...В целом, тоталитаризм и демократия, это средства, при помощи которых люди хотят стать счастливыми, на сколько у них получается создания подобных обществ и форм государственного устройства показывает история.

Нужно так же отметить, что в науке термин тоталитаризм и демократия до сих тор точно ни кем не определены, думается, что в этом наша задача. И мы предлагаем рассматривать тоталитаризм и демократию как крайние точки в процессе исторического развития современных обществ. Ричард Нибур писал о демократии: Демократия – это нахождение максимально приближенного к недостижимому [2]. Соглашаясь с этим высказыванием, определим, что демократия и демократический государственный режим одна из высших точек развития гражданского общества. Она характеризуется гарантированием прав и свобод личности, свободу личности в экономической сфере, максимальным учётом интересов меньшинства, плюрализм во взаимоотношениях государства с другими элементами политической системы, правовой характер деятельности государственных органов [3]. Тоталитарный государственный режим, как низшая точка – деградация гражданского общества, где ни действует ни один правовой институт, где есть только произвол и насилие над личностью, где нет ни каких свобод и прав. То есть демократия и тоталитаризм в чистом виде, пожалуй можно встретить только на определённых отрезках существования государств.

Таким образом, сразу же бросается в глаза, что шкалой определения - на сколько один из реально существующих, или существовавших государственных режимов был тоталитарным или демократическим являются права человека, и возможность их реализации в рассматриваемом государстве.

Государство в своей правовой деятельности закрепляет режим, который состоит из принципов, институтов, форм и методов взаимоотношения государства, общества и личности. Но мы не раскрыли бы тему, если бы просто перечислили эти формы, у авторов, которые избирали подобный путь, неизменно рисовалась розовая картина «демократии вообще», «свобод человека вообще», это привело к неверному пониманию, что достаточно принять демократические законы, назвать себя конституционным государством и на следующий день, утром настанет счастливая жизнь. По этому в работе мы попытаемся раскрыть содержание, понятий тоталитаризм, демократия. Коснёмся их философской основы, постараемся показать конкретные государства и их историю.

Глава Демократическое государство.

Почему-то учебники по истории государства и права, уделяют мало внимания такому историческому процессу как Реформация, однако для развития демократии и создания общества нового типа данный исторический процесс оказал серьёзное воздействие. В Европе средневековой, господствовало корпоративное мышление, которое характеризовалось ограниченным мировосприятием [4]. Это значит, что человек от рождения до смерти выполнял одну и туже работу, все его действия были строго ограничены социальными нормами, существуя закрытом обществе таких же, как и он людей. В него нельзя было попасть постороннему, из него нельзя было выйти. В обществе отсутствовала социальная мобильность. Однако после открытия «нового света» и «революции цен», стала развиваться торговля. Новые отношения стали постепенно связывать эти оторванные системы (корпорации). К XVI веку назревал взрыв средневекового общества. Люди искали освобождения от устаревших социальных правил, которые практически формировались на базе католической церкви. Поэтому именно здесь и нужно было ждать трещины, ею стало протестантское движение. Протестанты выступали за «чистую духовность», оно фактически сформировали новое общество, которое было более приспособлено к меняющимся экономическим условиям. Рассмотрим идеи одного из главных деятелей протестантского движения Жане Каувина (Jane Cauvin) [5] он создал теорию предопределения, согласно которой человек независимо от его земных дел попадает в ад или рай. «Один, будучи священником, попадёт после смерти в ад, другой будет всю жизнь вором и попадёт в рай». Это предопределено заранее, но есть способ проверить, куда ты попадёшь ещё при жизни. Кальвин предлагает его – если человек вложит деньги в дело и получит деньги, то он попадёт в рай, если он вложит деньги и прогорит, то попадёт в ад. Причём это упражнение он должен проделывать всю свою жизнь так как, никогда не знает когда умрёт и всё время в ожидании своего конца должен работать. По этому Кальвин ставит труд выше молитв, и провозглашает лозунг «Труд во имя спасения души, кроме которого нет ни чего».

От слов Кальвин переходит к делу, его приглашают стать главой города Женева, где он начинает предварять свои идеи в жизнь. Он устанавливает жесткие правила поведения 1) одежда должна была быть только двух цветов – белого и черного; 2) за смех, улыбку человек подвергался аресту, суду, после которого его могли приговорить к пяти годам тюрьмы; 3) Были сожжены все изображения Бога, святых; 4) Под страхом смерти песни и танцы, запрещалось пить спиртное; 5) запрещалось носить золотые украшения. 6) Созданы приходские советы, в которые избирались члены общины верующих.

Результат был ошеломляющим, за пять лет Женева стала самым богатым городом в Мире. Люди толпились у её стен, что бы получить разрешения жить там (покинуть город можно было свободно). Женева стала центром новой религии, в которой родилось индустриальное общество и проповедниками протестантизма оно стало распространяться по Европе. Индустриальное общество основывается на свободе бизнеса и самоорганизации. Самоорганизация возникла из формирования приходских советов решавших споры, и контролировавших моральный облик каждого члена, самоорганизация привила к возникновению индивидуализма, показывающего ценность отдельно взятого индивида. Человек индустриального общества старался уже принимать решения сам, он более не был скован цеховыми правилами, он стремился на свой страх и риск, опираясь на свои силы устраивать свою жизнь.

Рождение нового общества потребовало изменения норм закреплявших и регулирующих отношения между его членами. Естественно этот процесс не был сиюминутным он проходил в Европе почти два столетия. Государство как механизм или определённая организация людей приобретала новое содержание, для которого была необходима и новая форма. Способы организации власти изменялись в месте и под давление общественного сознания, где-то это происходило относительно спокойно, а где- то (например во Франции) это сопровождалось революциями и кровопролитием.

Итак, внутренние основы демократического общества стали формироваться в новое время. Русский правовед С.Н. Булгагов в работе «христианский социализм» [6] пишет, что идея помощи ближнему в европейском обществе сформировались не религиозным путём, их подсказывал здравый смысл, естественное начало, которое требовало общее развитие. Действительно в новое время божественный авторитет заменяется понятием здравый смысл. Он «подсказывал», что а) люди не равны, так как всегда есть кто-то более умный и более глупый, способный к какому либо труду и не способный, но все люди равны в силу своего рождения и поэтому для всех должны существовать некие общие правила, так появилась теория равноправия, которая отменяла сословные привилегии. Уже после эта идея закреплённая почти во всех конституциях стран названных демократическими отменяет привилегии по признаку расы, пола, принадлежности к религии и др. б) Общество в котором правит сила обречено на уничтожение так как человек человеку будет волк (homo homi lupus est), и поэтому нужен механизм организующий государственную власть так что бы в обществе мог выжить «слабый» и, что бы была прекращена война всех против всех. Нужны были чёткие гарантии от произвола, и отсюда вытекает ещё одна идейная основа любого демократического режима. в) Шарль Луи Монтескье предложил, что бы ограничить произвол государства, нужно разделение властей. Он предложил разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, эти идеи требовали определённых способов осуществления государственной власти. Мы можем сказать, что с развитием идей прав человека, связано развитие - «демократических» способов осуществления государственной власти. Развитие демократического режима связано с понятием «правового» государства, государства провозглашавшего права и свобода личности, а так же старавшегося максимально гарантировать их исполнение. Правовое государство есть образец, к которому стремились правительства называвшие себя демократическими. [7]

Следовательно, государства с демократическим режимом - это государства, старающиеся гарантировать права и свободы личности. В ходе развития философско-этических концепций разрабатываемых в основном в Европе и США, мы можем разделить все существовавшие в истории демократические государства на государства либеральные и социальные, Е.А. Лукашева называет их государства первой и второй волны. [8]

В первые появления государства с демократическим режимом, стало возможным в «новом свете» т.е., в США. Так как люди, точнее европейцы оказались там лишенными государственности, а поскольку цивилизованное общество не может не иметь специальных норм, регулирующих поведения между его членами и механизма организующего осуществления этих норм, то американцы стали образовывать государство таким, каким им хотелось бы его видеть. Им не с кем было уже воевать, нечего было менять, как это делали в Европе, стремясь к воплощению основ удовлетворявших человека «индустриального общества» [9]. Основные цели которые должно было выполнять государство были определены ещё во время войны за независимость. Ими были охрана – жизни, свободы, стремления к счастью. Это стало залогом к созданию в США гражданского общества, существовавшего для своего развития, где индивиды старались осуществлять свою деятельность в рамках закона. [10]

В мае 1787 г. в обстановке глубокой тайны на учредительный конвент собралось 55 делегатов независимых штатов. Текст конституции был одобрен 17 сентября 1787 г. и в дальнейшем должен был быть ратифицирован всеми штатами.

С 4 марта 1789 г. Конституция вступила в силу после того, как была одобрена 2/3ми штатов. По американской конституции последовательно проводился принцип разделения властей. Законодательная власть сосредотачивалась в руках двухпалатного Конгресса. Палата представителей избирались на двухлетний срок и выражала интересы Америки, так как представительство в ней зависело от численности населения штатов. Сенат выражал интересы штатов – составных частей государства. В его рамках все штаты равны и каждый представлен двумя сенаторами, независимо от численности населения. Сенат избирался на 6-ть лет с переизбранием 1/3 сенаторов через каждые два года.

Конгресс в целом устанавливал налоги, контролировал печатание денег, регулировал торговлю, и управлял армией и флотом. Решения по всем этим вопросам обычно принималось двумя палатами одновременно.

Свои особые полномочия имел Сенат – он утверждал все назначения на государственные должности, соответственно, имел право суда над высшими государственными деятелями, включая президента.

Законодательная власть ни по одному вопросу не пересекалась с исполнительной. Таким образом, для каждой из властей был определён настолько узкий круг действий, что у них не оставалось возможности для каких-либо споров.

Исполнительная власть в США принадлежит президенту. [11] Президент несёт политическую ответственность за управление страной. Соответственно, он имеет право назначать ответственных только передним министров (секретарей), послов в иностранные государства и предлагать кандидатуры членов Верховного Суда. Кроме того, была предусмотрена возможность импичмента, то есть устранения президента от должности.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду. Кандидатов в Верховный суд выдвигает президент, а утверждает Конгресс. Члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно и несменяемы ни при каких обстоятельствах. Верховный суд контролирует соответствие принимаемых законов американской конституции и обладает правом отмены любых юридических актов. Постановление Верховного суда окончательны и не подлежат обжалованию. Так же конституция закрепляла права и свободы.

Таким образом, конституция США (с принятыми поправками) стала первым нормативно-правовым актом провозглашавшим права и свободы граждан и фактически создавала фундамент для построения в США гражданского общества. В целом он отражал передовые идеи своей эпохи, на первое место он ставил человека, его права и свободы. Подчёркивая ценность каждой отдельной личности, тем самым указывая, что целью права является её внутреннее развитие, и естественно это был не последний шаг, это ставило новые задачи. Развитие отдельно взятой личности, предполагало и экономическую свободу, а поскольку человек тем свободнее, чем больше у него собственности, естественно это определило развитие теории прав человека и соответственно определило развитие государственной деятельности в сфере обеспечения и реализации прав.

Вторым шагом для установления демократического режима в США стала «Эра Джексона» сменившая «Эру согласия», для которой был характерна однопартийной системой. Дело в том, что с самого начала в Америке существовало две политические партии: федералистская и республиканская, федералистская поддерживала Англию и вскоре поле войны 1814 года прекратила своё существование. Республиканская партия к 30м годам XIX в распалась на демократическую и партию вигов. Эта система очень мало отличалась от предыдущей – партия вигов находилась в слишком далёкой оппозиции. В результате к середине XIX века завершается формирование бюрократического аппарата. Чиновники были заинтересованы в сохранении своих должностей и поэтому исключительно поддерживали правящую партию. Это привело к росту коррупции и возможности реальной демократии были невелики. В этих условиях президент Эедрю Джексон устанавливает, что партийные кандидаты должны избираться на съезде и таким образом партии стали быстрее организовывать свою внутреннюю структуру. Кроме того он начал на законодательном уровне продолжать заниматься улучшением жизненного уровня граждан. Именно он ввёл обязательное бесплатное начальное образование, именно при нём государственная власть активным строительством прежде всего дорог.

Это нужно выделить, реформы, направление на повышения культурного и жизненного уровня и есть вторая волна прав человека, государство пытается найти сферы, где оно может существенно облегчить жизнь, если не каждого человека так большинства. На этом принципе строилась классическая американская философия. [12]

Закономерностью в истории Америки, стала война между Севером и Югом, окончательно закрепившая «либеральные ценности» и покончившая с рабством.

Европа принятием прав человека обязана Великой Французской революции и Наполеону. Именно он первым оформил в отдельный нормативно правовой акт Гражданский Кодекс, введя основы гражданского общества и распространил эти совершенные по тому времени законы, почти на всю территорию Европы. Как мы уже отмечали в дальнейшем, развитие демократических государств было определено. Это было укрепление государства в экономике и торговле с целью повышения уровня благосостояния граждан и оказания им социальной помощи. Это было связано прежде всего с экономическими кризисами, когда и в США и в Европе поняли, что «стихийной» экономика быть не должна, что всё таки государство должно частично ей управлять и координировать экономические процессы. [13] Таким образом, уже к 30-м годам стало зарождаться социальное государство, целью, которого было реализация «социальных» программ, основанных на защите слабообеспеченых слоёв населения, государство уже тогда теряло «классовую сущность». И.А. Ильин пишет в 1951 году: «демократическая партия - это партия ни в коем случае не поддерживающая классовые интересы, она ориентированна на человека.» [14].

Итак подведём первый итог, демократический режим это проведения определённой государственной политики, заключающейся в реализации прав и свобод человека. Однако что считать правами человека можно точно ответить, если указать, какой исторический этап развития мы имеем в виду. В месте с развитием индустриального общества, ростом и изменением общественных отношений менялось, а правильней сказать ширилось понятие прав, их становилось всё больше, постепенно обхватывая все сферы человеческого бытия.

Первым поколением прав человека признаются так называемые либеральные ценности, которые сформировались в эпоху революций и борьбы с государственным произволом, философские концепции со временем нашли практическое применение, были расширены и получили законодательное закрепление. Это право на свободу мысли, слова, право каждого гражданина на ведение государственных дел непосредственно или через своего представителя, право равенства перед законом, право на свободу и неприкосновенность личности, право на жизнь, право на свободу от произвольного ареста, задержания изгнания.

Второе поколение прав человека сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения, за повышение своего культурного статуса. Их ещё называют социальными правами, которые обязывают государство заботиться о своих гражданах.

Исходя из сказанного демократический политико-правовой режим (демократическое государство), характерно следующими признаками: 1) принятием «либеральных ценностей» закреплением их в законодательство и их соблюдение и охране. 2) Отдельно выступает теория индивидуализма – признание личности как высшей ценности. (человек - общество – государство); 3) Основой является гражданское общество, построенное на основах самоорганизации, способное ограничить власть; 4) Диспозитивность - что прямо не запрещено законом, то разрешено, в основе лежит свобода определения. Задача демократического режима заключается в обеспечении гарантий выполнения перечисленных признаков. Гарантии выражаются в обязанности государства защищать права и свободы граждан, используя механизм принуждения. Позволить гражданину самостоятельно защитить свои права и свободы, у каждого гражданина в демократическом государстве есть гарантированная возможность получить судебную защиту (в том числе и от действий государственных органов), неотъемлемость прав и свобод так же является важной гарантией. Итак, теперь перейдём к рассмотрению тоталитарного государственно-правового режима (тоталитарного государства).



2019-07-03 233 Обсуждений (0)
Глава Демократическое государство. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава Демократическое государство.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)