Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава Тоталитарное государство.



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Глава Тоталитарное государство. 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный режим – это совокупность способов осуществления государственной власти, соответственно тоталитарным государством мы будем называть государство с тоталитарным государственным режимом. В дальнейшем наряду с термином «тоталитарный политический режим», «тоталитарный режим» будет использоваться термин «тоталитаризм». Последний обозначает понятие более широкое, вбирая в себя общественный и государственный строй в тоталитарном государстве. Тоталитарное государство выступает как одна из составных частей тоталитаризма. Необходимо также сказать, что понятие «тоталитарный государственный режим» и «тоталитарный политический режим» по сути своей тождественны, поскольку при тоталитаризме вся сфера общества сосредоточена в государстве, оно является единственным институтом политической системы тоталитаризма. Поэтому между этими терминами поставить знак равенства.

В теории государства и права (а так же в политологии) все государственные (политические) режимы делятся на демократические и недемократические, внутри которых в свою очередь выделяют авторитарные и тоталитарные как качественно отличающиеся друг от друга. Далее у различных авторов эта классификация может продолжаться в различных вариантах. Например, в учебнике по теории государства и права под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько предлагается все государственные режимы делить на демократические и авторитарные, тоталитарные (фашистские, расистские), а также переходные и чрезвычайные государственно-правовые режимы. [15] С.А. Комаров делит антидемократические (автократические) режимы на тоталитарные, фашистские и автократические, которые, в свою очередь подразделяются ещё на несколько типов. [16] Очень большое количество типов государственного режима, в итоге сводимых в две группы – демократических и недемократических – выделяется в учебнике под редакцией В.В. Лазарева. [17] М.Н. Марченко классифицирует государственные режимы на буржуазно-демократические и авторитарные, упоминая фашистские режимы как «крайнюю форму» последних. [18] В других работах среди антидемократических режимов выделяют: деспотический, тиранический и авторитарный, фашистский и авторитарный, фашистский, тоталитарный и авторитарный и т.д. [19] Кроме того, очевидно, что в понятие «тоталитарный государственный режим» авторы вкладывают разный смысл.

Таким образом, в теории государства и права нет единого понимания того, что считать тоталитарным режимом (а значит тоталитарным государством), и какие исторически сложившиеся режимы были тоталитарными. Соответственно, перед нами поставлена задача, на конкретных исторически сложившихся государственно-правовых режимах вкратце описать тоталитарное государство.

В данном случае наиболее правильным, представляется деление недемократических режимов на авторитарные и тоталитарные, соответственно при классификации государств по виду государственного режима мы получаем государства тоталитарные и авторитарные. Сразу оговоримся, что политический режим равно как и развитие общества не статичен и в разные периоды может переходить один в другой, образуя при этом всевозможные промежуточные режимы вбирающие в себя черты свойственные различным политико-правовым режимам. Теперь необходимо дать определение тоталитарного государственного режима и чётко отграничить его от авторитарного.

Сам термин тоталитаризм (введённый Б. Муссолини) происходит от латинского totalis – полный. Первоначально этот режим действительно понимали как полную противоположность демократическому, а авторитарный располагали между ними, ближе к тоталитарному. Одним словом, различия между тоталитарным и авторитарным режимами понимались чисто количественными, как степень не демократичности режима.

В пятидесятых годах на основе анализа тоталитарных режимов в Советском Союзе, фашистской Италии и национал социалистической Германии была создана теория тоталитаризма. К. Фридрих и З. Бржезинский сформулировали основные признаки тоталитаризма как режима и общественного строя: [20] 1) господство одной массовой партии во главе с харизматическим лидером, ядро которой безраздельно предано идеологии; 2) унитарная идеология; 3) монополия массовой информации; 3) террористический полицейский контроль общества, в том числе и особенно партии, включая массовые репрессии; 4) Контроль государства над всеми эффективными средствами вооружённой борьбы; 5) централизованный контроль экономики и общественных организаций.

В последствии этот набор характеристик стал основой теории тоталитаризма. В него вносились изменения, и в первую очередь связанные с невнятным пунктом о средствах вооружённой борьбы.

Авторитарный государственный режим характеризовался, следующим набором признаков: 1) основанный на принуждении отношениями государства и личности, стремлением использовать только силу в разрешении конфликтов; 2) отсутствие тотального контроля над обществом со стороны государства, государство не пытается контролировать мысли людей; 3) возможность существования оппозиции, и одновременным стремлением власти исключить её из процедуры принятия решений; 4) отсутствием тоталитарной идеологии у элиты, которая характеризуется относительной закрытостью, разопщённость этой элиты наличие в ней различных группировок, борющихся за власть (скорее за сферы влияния); 5) отсутствие у режима поддержки масс (имеются в виду политически не грамотные слои населения, курсив мой С.А); 6) Подавлением основных гражданских прав.

Власть в авторитарном государстве относительно слабо связана с обществом, и, несмотря на стремление к расширению, не способна подчинить общество всеобъемлющему контролю. Связь в данном случае, подразумевает давление, оказываемое на граждан, желание на личностном уровне, в сознании человека добиться создания психологического контроля государства, тогда все действия человека приобретают «идеологический смысл». Власть (сила, которая её представляет) в тоталитарном и в авторитарном государстве всегда отделена от общества, она представляет собой некую группу людей (большую или малую) терроризирующую общество в целом, подчиняя его своей воле. [21]

Авторитарное государство – это политическая система, «в условиях которой лидер или указанная группа осуществляет власть в нечётко определённых, но вполне предсказуемых границах». [22] Авторитарное государство основано на режиме личной, классовой или военной диктатуры, и именно авторитарное государство имел в виду Ленин, говоря о государстве в «собственном смысле слова».

Таким образом, пришло понимание тоталитарного режима как качественно отличающегося от авторитарного, хотя как уже отмечалось есть и схожие моменты и существуют переходные режимы, которые нельзя чётко отнести ни к авторитарному ни к тоталитарному.

Приведённый выше набор характеристик можно считать классическим. Позже, начиная примерно с середины 50-х годов, понятие тоталитаризма и тоталитарного государства начинает размываться. Это связано на наш взгляд с тем, что государственный режим в СССР после смерти Сталина, стал эволюционизировать. [23] Многие исследователи ошибочно стали рассматривать режимы стран «народной демократии» как тоталитарные, это привело к тому, что началось приспособление теории тоталитаризма к новым условиям.

На наш взгляд, тоталитаризм – это прежде всего три монополии 1) Монополия на власть; 2) Монополия на экономику; 3) Монополия на идеологию. Само слово монополия, говорит о том, что сила, управляющая государством не допускает в выше указанные сферы иные силы. Монополия на власть подразумевает существование одной политической партии, остальные объявляются нетерпимыми. Вся политическая жизнь страны, начинает делиться на «мы и враги», под «мы» понимается определённая политическая партия, [24] врагами объявляются все остальные партии, в ходе борьбы нейтрализуются всё «враги» и остаётся одна партия. Монополия на экономику, подразумевает, что все процессы по производству, распределению и потреблению продуктов производства происходит под непосредственным контролем со стороны государства, или непосредственно осуществляется государственными структурами. Монополия на идеологию – есть фундамент тоталитаризма, когда идея, а лучше назвать её мифом становиться руководством для общественной жизни, она навязывается каждому гражданину. Источником идеологии становится партия, а точнее элита, при чём не важно верит ли она сама в неё.

Таким образом, тоталитарным является государство, абсолютная власть в котором принадлежит группе людей (тоталитарной элите), объединённой тоталитарной идеологией. Тоталитаризм – всегда идеократия. Эту группу людей, обладающую властью и организованную в иерархическую структуру можно назвать партией. Такими партиями были КПСС, НСДАП. Заметим, что ошибочно считать духовенство силой тождественной с «тоталитарной партией», духовенство не предназначено для политического представительства, она осуществляет контроль населения и психологическую его обработку, а так же подготовку следующего поколения тоталитарной элиты. Примером, является движение «Талибан», которое в настоящее время ведёт войну за создание исламской республики Афганистан, талибы – это не духовенство, но они называют себя «студентами», то есть идеи «исламского государства» им были привиты духовными лидерами ислама. Так же Ярозинский (дагестанский теолог) научил Шамиля мюридизму, одному из проявлений исламского мистицизма, и тот начал джихад (священную войну) с Россией. Поэтому Исламские государства, такие как, например, Иран к тоталитарным отнести нельзя.

Тоталитаризм – это в том числе контроль и управление мыслями человека. Он стал возможен только в ХХ веке, так как стало возможно осуществить полный контроль человека государством при помощи технических средств. Одним из них стали средства массовой информации, их монополия позволила формировать общественное мнение и, перекрыв все остальные каналы воздействия на людей, снабжать их только официальной пропагандой. В последствии появились научные разработки в этой области способные воздействовать непосредственно на психику и сознание человека.

Разделение на «Мы» и «Они» присутствует в любом тоталитарном государстве и поэтому возникает «железный занавес». Создаётся образ врага в лице всего мира, который не примено хочет полного уничтожения «беззащитной Германии». Эрих Мария Ремарк очень точно и чётко показывает это в романе «Ночь в Лиссабоне» он пишет: «... Передовые газет были ужасны – лживы, кровожадны, заносчивые. Весь мир за пределами Германии изображался дегенеративным, глупым, коварным. Выходило, что миру ничего другого не остаётся, как быть захваченным Германией. Обе газеты, что я купил, были когда-то уважаемыми изданиями с хорошей репутацией. Теперь изменилось не только содержание. Изменился стиль. Он стал совершенно невозможным.

Я принялся наблюдать за человеком, сидящим рядом со мной. Он ел, и пил и с удовольствием поглощал содержание газет. Многие в пивной тоже читали газеты, и никто не проявлял ни малейших признаков отвращения. Это была их ежедневная духовная пища, привычная, как пиво.»

Эти строки показывают тоталитарное общество и ту пропаганду, которая ежедневно формировало его, эти строки подтверждают всё то, что нами было сказано выше.

Что бы разобраться в мотивах, толкающих элиту тоталитарного государства к установлению и поддержанию всеохватного контроля над обществом и личностью, необходимо по ближе рассмотреть тоталитарную идеологию. Как мы уже указали тоталитарной она называется потому, что служит идеологической основой тоталитарного государства. Все существовавшие тоталитарные идеологии обладали рядом общих черт: 1) теоретический антидемократизм (теоретически доказывалось вредность демократии или невозможность её построения, соответственно провозглашался отказ от ориентации на демократические ценности); 2) коллективизм, как отрицание индивидуальной ценности человека, отношение к нему, как к представителю большой социальной группы – класса, нации; 3) деление всех людей на ранги, в зависимости от отношения к классу, нации. При этом ставилось различие ценности человека для государства, что означало закрепление неравенства по признаку принадлежности человека к классу или нации. 4) Наличие образа врага (чаще всего вымышленного), против которого можно было легко сплотить людей. 5) исключительность идеологии, то есть идеология расценивается как единственно верная, другие точки зрения недопустимы. 6) Наличие «близкой великой цели» (коммунизма, возрождения Римской империи, завоевание мирового господства, избавление от расово неполноценных и т.д., то есть построение идеального общества, с точки зрения разработчиков идеологии). 7) Чрезвычайность и агрессивность идеологии, то есть эмоциональный настрой идеологии, определяющий необходимость принятия крайних мер ради достижения поставленной «великой цели».

В подтверждение приведём цитату из работы А. Гитлера Моя борьба [25], он пишет «...Читателю еврейских газет трудно представить себе, как много зла таится в модной системе парламентов!

Парламенты являются главной причиной, по которой наша политическая жизнь оказалась так усложнена. Самое главное что всегда должен помнить человек, это: масса никогда не может заменить человека (в данном случае лидера. С.А.), масса всегда склонна к глупости и трусости!

И так же точно, как сто дураков не сделают мудреца, так и сотней трусов никогда не будет принято героическое решение.

Для того, чтобы понять всю глубину извращения идеи демократизма, достаточно сравнить демократическую парламентскую систему с настоящей немецкой демократией.

Целью современного демократического парламента является не собрание «мудрейших», а просто сформированные группы из толпы, которые можно вести в любом направлении. Только при таком положении партии могут проводить свои задачи.

При этом положении ответственность, которая должна лежать на парламенте, фактически снимается.

Прямые, честные люди, готовые принять на себя самую тяжёлую ответственность, не пойдут заниматься болтовнёй в парламентах, где приятно проводят лица, лишенные чувства ответственности.

Таким образом, для настоящей демократии парламент не может быть нужен ни на один момент».

Отметим, «честные люди», «решительный человек» при их появлении в обществе, заменяют собой все гарантии прав и свобод личности, делая себя выше любого закона, поскольку они «непогрешимы и все ответственны», они не могут ошибаться, потому что они «знают», что для народа истинное счастье.

Важнейшей чертой тоталитарной идеологии является наличие в ней как бы двух частей: внешней – демагогической, рисующей прекрасную картину будущей счастливой жизни, для достижения которой хороши любые средства, то есть лигитимизирующей тоталитаризм; и внутренней, реализация, которой приводит к появлению тоталитарного государства и общества. Внешняя сторона обозначает «великую цель», а внутренняя, на которой стараются не концентрировать внимание, определяет средства её достижения, причём даже редко говориться о массовых расстрелах, концентрационных лагерях, мировых войнах и прочих зверствах, которые на практике устраивали тоталитарные режимы.

Но проблема принятия и поддержки массами тоталитарной идеологии не исчерпывается существованием её внешней стороны и промывкой мозгов. Тоталитарная идеология по своей сути очень близка к монотеистической религиозной конструкции. Многие авторы указывали на то, что Гитлер и Маркс были верующими в свою религию. [26] Создаётся система, которая объясняет окружающий мир и бытиё в целом. Существование общества, представляется как движение к определённой цели, затем указываются (подобно заповедям) средства к достижению цели, использование средств отождествляется с движением.

Например, у Гитлера: «... Всё что есть прекрасного на земле – науки, искусство, техника – всё это является продуктом творчества ограниченного числа народов, принадлежащих по происхождению к одной расе. Поэтому существование культуры зависит от существования и преуспеяния этой расы. Если эта раса погибнет – с ней уйдёт в могилу и всё прекрасное, что ею было создано.

Если мы разделим человеческий род на три категории – основателей, хранителей и разрушителей, то арийскую расу нам придётся отнести к первой категории.

Для развития высшей культуры было необходимо, что бы существовали культуры низшего порядка. Так, успех и работа людей часто зависят от числа имеющихся у них домашних животных.

Подобных примеров мы найдём в истории бесконечное множество. Достаточно вспомнить хотя бы, что прежде чем лошадь была впряжена в плуг, этот плуг тащил на себе раб.

Прогресс человечества напоминает собой нечто вроде лестницы. Нельзя добраться до вышей ступени прежде чем не пройдены низшие. Арийская раса была первой, добравшейся до вершины этой лестницы. Поэтому-то каждый ариец должен защищать чистоту своей крови». [27] Затем следует вывод, что все должны служить немцам как наиболее «чистым» представителям арийской расы. Гитлер представляет мировую историю, с точки зрения расовой теории, а затем делает вывод, что наиболее сильный - немцы (в данном случае, носитель источника мировой культуры, без которого она «заглохнет») должен поработить всех остальных, поскольку это закон бытия. В основе его теории не трудно увидеть Дарвинскую теорию «происхождения видов».

Сходство с религией, построение (ложной) метафизической концепции, помогает тоталитарной идеологии, делая её наиболее легко воспринимаемой населением, а значит становление тоталитаризма происходит там, где особые условия жизни сформировали тоталитарный тип сознания. Другими словами, общество находится в состоянии, когда оно может пойти только за тем, кто наиболее полно чувствует его «раны», для германии это стало поражение в войне и катастрофический разрыв между богатыми и бедными. Гитлер говорил о том, что хотело слушать большинство. То же самое происходило и в России 1917 года, вспомним программу большевиков, она во-первых – проста, во-вторых - для большинства, её лозунги: «Землю крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Долой Войну!».

Таким образом, для идейно-политических программ тоталитаризма характерны: 1) притязания на защиту общего блага, на выражение подлинных интересов нации или народа, на историческую необходимость применения крайних мер и отсутствие других способов спасения, кроме тоталитарных. 2) обязательно ограничение, а затем отмена, завоеванных гражданским обществом равноправия, гражданских прав и свобод человека, запрет оппозиции и самостоятельной мысли. 3) «перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчинённые правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людьми, организациями, общественным и государственным имуществом» [28].

Выше уже говорилось о связи тоталитарной элиты с тоталитарной идеологией. Под этим нужно понимать, фанатическую приверженность элиты к этой идеологии, возможность не замечать в ней противоречий. Именно фанатизм, а не здравый смысл определяет действия властной элиты. [29] Фанатичное следование догме об исключительности идеологии и ориентация на выполнение «великих целей» при «чрезвычайном» характере идеологии заставляет эту элиту устанавливать политическую (монополия на власть) и идеологическую монополии. Необходимость соответствующих ресурсов для осуществления власти решается установлением государственного контроля над экономикой (монополия на экономику).

Идеологическая ортодоксия тоталитарной элиты может переродиться в стремление любыми средствами сохранить собственную власть. Это закономерно. Сама тоталитарная идеология своим делением на внешнюю (направленную на будущее) и внутреннюю ( ориентированную на решение текущих проблем), в определённый момент может породить такое же деление внутренней стороны на задачу сохранения тоталитарной элитой собственной власти. Понятно, что проблема сохранения власти тоталитарной элитой является основой претворения в жизнь положений тоталитарной идеологии, элита во имя «великой цели» должна остаться у власти. Это есть одна из специфических особенностей отличающих тоталитарную политическую элиту от политических элит, действующих в рамках авторитарных (полу демократических) режимов, которые в первую очередь заинтересованы в своём обогащении.

Тоталитаризм – это в том числе и определённый настрой масс, который можно охарактеризовать как идеологическую и военную истерию. Поддержание этого настроя является одной из главных задач тоталитарного режима, поскольку именно при таком состоянии населения, мобилизующие функции тоталитарного режима дают наибольший результат. Один из компонентов (остальные уже перечислены, это промывка мозгов и д.р.) является низкий уровень жизни населения. Это достигается введением коллективной или общей собственности, смысл в том, что по сути у большинства населения нет никакой собственности, вся она принадлежит государству, то есть партии, которая и является эксплуататором (как в буржуазном государстве – буржуазия, в СССР например, функцию буржуазии - выполняло КПСС). Соответственно улучшение жизненного уровня это рост материального благосостояния непосредственно эксплуатируемых рабочих, то есть растёт частная собственность, изменяется и сознание, пропадает чрезвычайность, соответственно тоталитарные механизмы мобилизации населения неэффективны.

Тоталитарное государство специфически действует в сфере внешней политики. Во-первых, тоталитарное государство стремиться к самоизоляции, чтобы исключить контакт своих граждан с другими идеологиями и вообще не официальной информацией. Во-вторых, тоталитарное государство, если оно достаточно сильно в военном отношении, обычно проводит агрессивную внешнюю политику, стремясь распространить свою идеологию на весь мир. В-третьих, тоталитарное государство негативно влияет на демократические страны. Что автоматически приводит к состоянию холодной или непосредственно к войне между тоталитарными и демократическими государствами.



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Глава Тоталитарное государство. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава Тоталитарное государство.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)