Правовое регулирование организации ТОС в РФ
Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов местного самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления — это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти[11]. Другими словами, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Это предполагает, в свою очередь, организационную обособленность местного самоуправления от государственной власти. Поэтому государственные органы не выступают, как прежде, вышестоящей инстанцией, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений. Согласно статьи 130 Конституции РФ вся полнота власти в местном самоуправлении принадлежит населению данной местности, которое осуществляет местную власть в двух формах[12]: Прямая: -референдум; -выборы должностных лиц местного самоуправления. Косвенная: -через представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций.[13] Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.[14] Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет исключительное ведение представительных органов: 1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; 2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 4. установление местных налогов и сборов; 5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Согласно ст. 8 Устава города Омска Омский городской Совет является представительным органом местного самоуправления.[15] Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно Устава города Омска Глава города Омска – Мэр города Омска является высшим выборным должностным лицом муниципального образования и возглавляет Администрацию города Омска. Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска. Кроме того, в Уставе помимо представительных и исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления предусмотрены и иные органы, должностные лица местного самоуправления: 1. Контрольно-счетная палата города Омска является контрольным органом местного самоуправления. 2. Омская городская избирательная комиссия является органом местного самоуправления города Омска, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума и иных вопросов, отнесенных к его компетенции. Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения, постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления. Население определенного муниципального образования принимает участие в решении местных вопросов не только через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления.[16] По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. Местный референдум – это высшее непосредственное выражение воли населения данной территории. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления, как по собственной инициативе, так и по требованию населения. На муниципальных выборах проводятся в соответствии с действующим законодательством выборы депутатов городского Совета и главы муниципального образования. Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении являются: · местный референдум; · выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; · голосование по отзыву депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; · голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; · сход граждан; · правотворческая инициатива граждан; · территориальное общественное самоуправление; · публичные слушания; · собрания граждан; · конференция граждан (собрание делегатов); · опрос граждан; · обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования; · иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии со ст. 33 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должно основываться на указанных в этой статье принципах. Этих принципов всего два. Первый принцип - законность, т.е. соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Второй принцип - добровольность непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это означает, что никто, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, не может принуждать граждан к участию в этом. Этот принцип в равной мере применим к принуждению граждан к неучастию в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и неучастию населения в осуществлении местного самоуправления. Институты непосредственной демократии позволяют гражданам участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления. С помощью институтов непосредственной демократии усиливается и контроль граждан за деятельностью этих органов. Однако даже самое детальное правовое регулирование институтов ТОС само по себе не является гарантией активного использования таких институтов гражданами. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Очень важной является деятельность органов местного самоуправления по практическим разъяснениям (в том числе и через средства массовой информации) вопросов участия граждан в непосредственном осуществлении местной власти.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |