Анализ государственных доходов РК
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. По состоянию на 1 ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8 млрд. тенге (приложение). План государственного бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд. тенге, или на 41,3% (рисунок 1). Поступления от продажи основного капитала не исполнены на 20,0 млрд. тенге. [15, с.1]
Рисунок 1 - Отношение денежных доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан за январь-сентябрь 2008 г.
За отчетный период 2008 года неисполнение плана по налоговым поступлениям сложилось: - по корпоративному подоходному налогу при плане 719,1 млрд.тенге в бюджет поступило 708,9 млрд.тенге, или 98,6%. Недоисполнение на 10,2 млрд.тенге, связано со сдачей дополнительных расчетов авансовых платежей к уменьшению, в результате чего образовалось переплата в лицевых счетах, и в этой связи налогоплательщиками оплата налогов не производилась; - по социальному налогу при плане 209,3 млрд. тенге, в бюджет поступило 203,8 млрд.тенге, или 97,4%. Основной причиной неисполнения плана является снижение ставки на 30% с 1 января 2008 года. - по налогу на добавленную стоимость (НДС) неисполнение плана составило 40,6 млрд. тенге, в том числе: НДС на ТВП неисполнен на 96,0% или недоисполнение на 6,2 млрд.тенге, НДС на импортируемые товары исполнен на 92,3% или недоисполнение - 34,4 млрд.тенге. [15, с.2] Вместе с тем по следующим видам налогов наблюдается перевыполнение плана, так по индивидуальному подоходному налогу – 7,9 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,4 млрд. тенге, налогу на транспортные средства – 1,8 млрд. тенге, поступлениям за пользование природных и других ресурсов – 13,2 млрд. тенге, налогу на международную торговлю и внешние операции - 65,0 млрд.тенге. По налогам с заработной платы исполнение плана обусловлено ростом налогооблагаемой базы: рост фонд заработной платы за январь-сентябрь т.г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 года составил 21,0%, среднемесячной заработной платы - 17,9%. Так, план по индивидуальному подоходному налогу исполнен на 103,7%, при плане 212,6 млрд. тенге в бюджет поступило 220,5 млрд.тенге (таблица 1).
Таблица 1 - Исполнение доходов государственного бюджета по налоговым поступлениям на 01.11.2008 года, тыс. тенге
По налогу на имущество план исполнен на 108,4%, или при плане 52,6 млрд. тенге в бюджет поступило 57,0 млрд.тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы. [15, с.3] По налогу на добавленную стоимость при плане 600,3 млрд.тенге в бюджет поступило 559,7 млрд.тенге, или 93,2%, в том числе: - по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства при плане 155,4 млрд. тенге в бюджет поступило 149,2 млрд.тенге, исполнен на 96,0%. По состоянию на 1 ноября 2008 года возмещение из бюджета составило 177,3 млрд.тенге. - по налогу на добавленную стоимость на импортируемые товары при плане 444,9 млрд.тенге в бюджет поступило 410,5 млрд.тенге, или исполнен на 92,3%. Невыполнение плана связано с проблемами с кредитованием и замедлением темпов роста в строительной и других отраслях экономики. Всего по акцизам при плане 51,1 млрд. тенге в бюджет поступило 47,5 млрд.тенге, или 92,9%, неисполнение составило 3,6 млрд.тенге. План не исполнен по акцизам на импортируемые товары за счет снижения объемов покупательской способности подакцизных автомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на роскошные автомобили с большими объемами двигателя импорта; По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 108,8 млрд. тенге в бюджет поступило 122,0 млрд. тенге, план исполнен на 112,2% (таблица 2), в том числе:
Таблица 2 - Исполнение доходов бюджета за использование природных и других ресурсов на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
- по роялти при плане 16,6 млрд. тенге фактически поступило 17,0 млрд. тенге, или 102,3%. Перевыполнение связано с расширением производства и исполнения Программы добычи недропользователями; - по плате за эмиссию в окружающую среду при плане 55,9 млрд. тенге в бюджет поступило 65,3 млрд.тенге, или 116,9%, обусловленные крупными поступлениями за сверхлимитные выбросы в окружающую среду от природопользователей, осуществляющих свою деятельность в порядке специального природопользования, а также введением утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.12.07г. № 1314 базовых и предельных ставок платы по эмиссии в окружающую среду. Недоисполнение плана наблюдается по бонусу на сумму 4,9 млрд. тенге, так как бонусы являются разовыми фиксированными платежами недропользователей, их поступление зависит от заключенных контрактов на недропользование, а также от коммерческих обнаружений полезных ископаемых на контрактных территориях. [15, с.4] По налогам на международную торговлю и внешние операции исполнен на 126,9%, при плане 242,0 млрд. тенге в бюджет поступило 307,1 млрд. тенге. Исполнение прогноза, как и существенный рост собранных платежей, обеспечен в основном за счет введения ЭТП на сырую нефть. Так, за 5 с небольшим месяцев (с момента введения ставки с 17.05.2008г.) дополнительные поступления в бюджет от экспорта нефти составили порядка 189,8 млрд.тенге, что составляет 25,8% от всех поступлений платежей, взимаемых таможенными органами. По неналоговым поступлениям при плане на 10 месяцев 2008 года 47,9 млрд. тенге фактически поступило 67,6 млрд.тенге, исполнение плана составило 141,3% (таблица 3).
Таблица 3 - Исполнение доходов государственного бюджета по неналоговым поступлениям на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
Основное перевыполнение плановых показателей объясняется за счет поступлений дивидендов по итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями по итогам 2007 года в сумме 1,7 млрд. тенге, в связи с поступлениями в сумме 4,6 млрд. тенге, по которым план в отчетном периоде не устанавливался. По поступлениям от продажи основного капитала недоисполнение составляет сумму 20,0 млрд.тенге. Неисполнение плана связано со снижением поступлений от продажи земельных участков, что связано с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второго уровня республики. Всего с начала года по состоянию на 01.11.2008 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1 426,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора перечислено в сумме 1 398,1 млрд. тенге. Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на 01.11.2008 года перечислен в республиканский бюджет в сумме 463,5 млрд. тенге для реализации бюджетных программ развития. [15, с.5] Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях. Ситуация неплатежеспособности в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляются в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |