Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ расходов государственного бюджета РК



2019-07-03 398 Обсуждений (0)
Анализ расходов государственного бюджета РК 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В расходах государственного бюджета Республики Казахстан (таблица 4) преобладает финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи. [16, с.3]

Функциональная группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.

Достаточно велик удельный вес расходов на официальные трансферты — изъятие средств из местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц.

 

Таблица 4 - Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2007 г. (тенге)

Категории поступлений и функциональные группы расходов Сумма, млрд. тенге Удельный вес, %
Расходы 299,3 100,0
Государственные услуги общего характера  10,4 3,5
Оборона  4,2 1,4
Общественный порядок и безопасности 11,3  3,7
Образование  71,1 23,5
Здравоохранение  46,7  15,5
Социальное обеспечение и социальная помощь  20,0 6,6
Жилищно-коммунальное хозяйств 22,0 7,3
Культура, спорт, информационное пространство 12,8   4,2
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйствои охрана окружающей среды   2,6 0,9
Промышленность, строительство и недропользование  0,6  0,2
Транспорт и связь  20,9  6,9
Прочие  22,1 7,3
Обслуживание долга 0,4  0,1
Официальные трансферты  54,2 17,9
Кредитование  3,1 1,0
Дефицит (профицит) бюджета  +11,2  
Финансирование дефицита (использование профицита) 3,6  

Примечание: Источник – Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету Правительства), Астана, 2008

 

Что касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место (рисунок 2):

- жилищно-коммунальное хозяйство -100%;

- здравоохранение - 86,1%;

- образование - 84,0%;

- культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;

- транспорт и связь - 62,8%.

Довольно значительны объемы расходов по другим группам:

- финансирование экономики в целом - 46,4%;

- управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;

- общественный порядок и безопасность - 23,4%.

 

Рисунок 2 - Доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан по отдельным функциональным группам

 

Состав и структура поступлений и расходования средств государственного бюджета Республики Казахстан зависят от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.

Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Карагандинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% - на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений, соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну (рисунок 3), но во втором случае преобладают расходы на образование (39,2%), здравоохранение (10,8%), на управление (9,5%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную помощь (11,7%). [16, с.9]

Областными представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а также долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты.

Формирование бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и реализация бюджетных программ возложены на администраторов бюджетных программ - государственные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения.

 

Рисунок 3 Структура расходов областного бюджета и бюджетов городов и районов Республики Казахстан 2007 г.

 

Государственные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, а также у Правительства Республики Казахстан (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством.

Включаемые в бюджетные программы сметы расходов государственных учреждений исполняются руководителями этих учреждений в соответствии с финансовыми разрешениями государственных исполнительных органов.

В бюджетных системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разных уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы, -средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет административно-территориальной единицы на законодательной основе полностью или в фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящему бюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета. Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджета на новый бюджетный год или на основе постановления, распоряжения уполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местных бюджетов относятся так называемые «местные налоги», центральных бюджетов - «общегосударственные налоги».

«Бюджетное регулирование» проводится путем передачи части поступлений от общегосударственных налогов и доходов на территориальный уровень при недостатке собственных доходных источников для полного выполнения территориальными органами возложенных на них функций. В Казахстане, с отменой разделения налогов на общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и «регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходов сохранилось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций, бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и других трансфертов. [16, с.11]



2019-07-03 398 Обсуждений (0)
Анализ расходов государственного бюджета РК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ расходов государственного бюджета РК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)