Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Построение воспитательного процесса



2019-07-03 255 Обсуждений (0)
Построение воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа «Русские традиции»

 

 

«Уклад жизни слагается, формируется и закрепляется

прежде всего, и больше всего – в детстве».

И.А. Ильин

 

 

Пояснительная записка

Актуальность

Традиционные ценности стали ориентиром государственной политики во второе десятилетие ХХI века. Этот поворот отражает реальность общественного сознания многонационального народа России: традиции ценятся очень высоко. Высокий ценностный статус традиций отражает факт, обнаруженный социологами: на рубеже тысячелетий более чем у половины россиян, актуализировалась традиционная идентичность, что проявляется в широком признании идеалов, ценностей и традиций отечественной культуры. Традиции осмысляются сегодня как истоки нравственности и человечности.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) представлен современный национальный воспитательный идеал как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Приоритетной идеей основных государственных документов является укоренение ребенка в духовной и культурной традиции родного народа. Национальное самосознание представляет собой сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности. Национальная самоидентификация невозможна без сохранения исторической памяти, без обращения к культурному наследию своего народа, без постулирования ценностей традиционного общества, без представлений подрастающего поколения о нравственном идеале.

Предлагаем обобщить ценности, которые можно включить в содержание духовно-нравственного воспитания:

– общегосударственные – это духовно-нравственные ценности, общие для того или иного государства: патриотизм, справедливость, правдивость. нестяжание и т.д.;

– этнические – это духовно-нравственные ценности каждого народа, сформированные им в процессе его исторического развития. Часто они имеют религиозную основу.

– семейные – система норм, принятая в семье и передающаяся от одного поколения семьи к другому.

– личные – это ценности, выработанные и принятые человеком в процессе его жизни. Это правила, установки, духовные и нравственные нормы поведения, отношение к миру.

В предлагаемой программе идет работа прямо и косвенно над формированием общегосударственных, этнических, семейных и личных ценностей. Но прежде всего, программа «Русские традиции» будет способствовать формированию национальной самоидентичности детей и подростков. Самоидентичность – в общем смысле это представление человека о самом себе. Устойчивость этих представлений является обязательным фактором гармоничной личности. Актуальность потери идентичности именно сегодня чрезвычайно высока. Один из тезисов ученых, изучающих потерю идентичности, сводится к тому, что нынешний человек не чувствует себя самого. Он не знает, кто он. Это происходит потому, что в современном мире человек оторван от реальности, вместо образа своего истинного «я» он довольствуется отвлеченным, собирательным образом толерантной мультикультурной личности. Термин толерантность взят из медицины, он означает неспособность организма сопротивляться инородному телу. Полная толерантность - смерть. Жизненно важно научить современного человека не стыдиться своих корней, а также брать на себя личную ответственность за принципы своей нравственной жизни, за следование определенным ценностным основам не размытым собирательным образам, а конкретным, укорененным в традициях родного народа. Эти основы мы и закладываем, создавая среду для погружения ребенка в традицию.

 

Построение воспитательного процесса

Важнейшее звено воспитательного процесса - педагогическая технология, под которой понимается «последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности форм и методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач».

Поскольку одной из важных задач современного образования становится формирование творческих способностей учащихся, то технологии должны строиться с учетом этого требования. Для формирования творческих способностей требуется построение воспитательного процесса, предполагающего творческий характер деятельности и самостоятельность воспитанников.

Технология реализуется, с одной стороны, в системе форм, с другой, – в системе методов. Мы предполагаем реализацию программы «Русские традиции» в следующих формах: занятия в детском саду, проведение праздников; внеурочная деятельность в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования на занятиях кружков, в форме образовательных путешествий, воспитательных мероприятий. 

Непосредственно воспитательный процесс осуществляется с помощью методов. Метод – это способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, в ходе которого решается та или иная конкретная педагогическая задача. В программе «Русские традиции» в основном используются следующие методы: рассказ, беседа, чтение, показ, игра и т.д. Однако, важнейшим, определяющим в духовно-нравственном воспитании остается личный пример воспитателей: родителей, наставников, педагогов. Взаимодействие и общение детей с педагогами, которые выступают в качестве носителей традиционных ценностей, является залогом эффективности духовно-нравственного воспитания.

Цель программы:

· создание условий для усвоения русской традиционной культуры, ее ценностей и своеобразия.

Задачи программы:

· приобщение детей к русской традиционной культуре;

· воспитания в детях устойчивых духовно-нравственных качеств личности и свойств: терпения, доброжелательного отношения к ближнему, умения вступать в контакт, самостоятельности решений адекватных возрасту, адекватно принимать социальную роль, умения сотрудничать;

· передача традиционных ценностей.

Возраст:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Занятия проводятся в режиме одного раза в неделю.

 

Основные принципы, положенные в основу программы:

· Принцип «погружения» в традицию.

· Принцип «проживания» того или иного события (праздника, где ребенок активный участник, игры, хоровода).

· Принцип комплексного освоения материала. Знания и умения наращиваются постепенно, накапливается запас информации, которая становится на определенном этапе присвоенной, принятой сознанием как «родное».

· Принцип доступности. Материал подается в игровой форме с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного и начального школьного возраста.

· Принцип научности, предполагающий тщательный отбор материалов из достоверных источников.

 

Основные критерии отбора материала:

ü культурная значимость;

ü воспитательная ценность;

ü художественно-эстетическое значение.

 

Личностные результаты:

· формирование основ национальной идентичности, гражданской идентичности, чувства причастности к истории и культуре своего народа.

· получение представлений о значении семейных традиций, воспитание будущего семьянина (будущего папы и будущей мамы). Понимание собственного места и роли в коллективе. (педагоги, дети, родители)

Метапредметные результаты:

· Выстраивание системы отношений с другими, развитие «другодоминантности» - умения учитывать позицию другого человека, умения сравнивать свое желание и желание другого, умения решать свои задачи в игровой ситуации с учетом желаний и потребностей другого человека, умение радоваться за успехи другого человека.

 

Предметные результаты:

· осознанное принятие ребенком традиций, ценностей, форм культурно-исторической жизни русского народа;

· знакомство с кругом русских православных праздников;

· приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

· способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию через усвоение принципов православной культуры, являющейся основой традиции.

· понимание значения нравственности в жизни человека.

 

Содержание программы.

Программа «Русские традиции» рассчитана на один год для детей в возрасте от 5 до 9 лет. Содержит основной блок по русской традиционной культуре.

Методические рекомендации по подготовке и проведению праздничного события смотрите в приложении к программе.

Результативность программы для детей начальной школы, можно диагностировать с помощью разработанной нами анкеты и опросному листу.

Методический материал, касающийся содержательной части программы, собран в электронном приложении, где предложены описания игр, игровые припевки и музыкальный материал.

 




2019-07-03 255 Обсуждений (0)
Построение воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Построение воспитательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)