Быт.17:17 . И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
«В знак благоговения и благодарности к Богу, изрекшему обетование, Авраам повергается перед Ним. Слова же, какие при сем были у Авраама в мысли, выражают не то, что в душе его возникло сомнение в истине обетования Божия, а радостное изумление перед величием обетования: от радости, переполнившей его душу. Он себе, своим ушам не верит, слыша уверение от Бога о рождении сына от него и от жены его в таком возрасте, когда оба они уже омертвели для чадородия» (еп. Виссарион) (Рим. 4:19). Быт.17:18 . И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Не смея, по своей скромности, верить всей полноте своего счастья, Авраам готов удовольствоваться меньшим, – именно, не ждать себе нового сына, а перенести все эти обетования и надежды на имеющегося уже Измаила. «Оба мы получили достаточное утешение, когда родился Измаил, – комментирует мысль Авраама святой Иоанн Златоуст: да будет же этот, данный нам от Тебя сын, жив пред Тобою; и мы будем иметь достаточную отраду, и жизнь его утешит нашу старость» (Бес. 40). Обетование о рождении Исаака Быт.17:19 . Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него сына, Господь на этот раз еще яснее и определеннее говорит, что сын обетования будет собственным сыном его и девяностолетней жены его Сарры, причем впервые определил и имя этого сына – «Исаак», а двумя стихами ниже указал и самое время его рождения, сказав, что оно произойдет ровно через год после данного предсказания (Быт. 17:21). Имя «Исаак» с еврейского языка значит «смех, или радость» (собственно это форма futurum – «он воссмеется, возрадуется») и, очевидно, в самом себе носило указание на радость престарелых его родителей по поводу его рождения, радость, выразившуюся, между прочим, и в смехе их обоих (Быт. 17:17, 18:12). Не иное что, как именно это, имел в виду и сам Спаситель, когда говорил об Аврааме, что он «рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Быт.17:20 . И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Первая половина этой фразы в еврейском тексте имеет вид повторения одного и того же, ибо имя «Измаил» значит – «Бог слышит». Этому сыну Авраама по плоти точно так же преподается божественное благословение и сопровождающие его блага великого размножения: как бы в соответствие двенадцати коленам Израилевым ему обещается происхождение двенадцати князей, т.е. начальников племен, или шейхов (Быт. 25:12–16). Но, по справедливому замечанию м. Филарета, «благословение Исааково и Измайлово разнствуют между собой, как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, временные». Быт.17:21 . Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год. Т.е. не со всем потомством Авраама, – хотя и было оно все обрезано, – а только с тем, которое имело произойти от Исаака, как сына обетования и веры. Быт.17:22 . И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него. Эта человекообразная форма говорит о прекращении богоявления. Обрезание Авраама и Измаила Быт.17:23 . И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Замечание бытописателя, свидетельствующее о быстром и неуклонном исполнении Авраамом божественного повеления, само, в свою очередь, говорит о силе послушания и пламенности веры патриарха, которые не знают промедления и затруднения (Иак. 2:22–24). Существовал ли где-либо до сего времени этот довольно мучительный обряд (напр., у египтян, на что особенно любят ссылаться рационалисты) или он только впервые вводится здесь Богом – трудно решить окончательно; одно только несомненно, что у евреев его в данный момент не было, и что он возник у них с совершенно особенным характером, резко отличающим его как по внешности, так и еще больше по духу, от аналогичных с ним религиозно-бытовых обрядов, практиковавшихся у других народов древности. Быт.17:24 . Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. Отмечая это важнейшее событие в жизни Авраама, священный историк, по обычаю, указывает и его хронологическую дату, которая тем более поучительна, что свидетельствует о выдающейся силе веры патриарха, если он в такой глубокой старости решил произвести над собой эту мучительную и опасную операцию. Быт.17:25 . А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. Живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов – потомков Измаила и других магометанских народностей – обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста. Быт.17:26–27 . В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, И с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников. Заключительные стихи представляют собой повторение вышесказанного – прием, довольно обычный в Библии в тех случаях, когда идет речь о каком-либо особенно важном деле.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |