Формы поддержки пожилых людей в Российском государстве
Общинно-родовая форма помощи оказывалась наименее защищенным членам общности, каковыми являлись старики, дети, женщины. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных. «Институт старцев» появляется не сразу. Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Отношение к старикам такое же, как и к детям. Архаические народные представления о детях и стариках идентифицировали их как «чистых», не живущих половой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, инфатицид (узаконенное убийство ребенка) - довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений (известен как в западной, так и отечественной истории), существовал не только в отношении детей, но и стариков[13]. «Отправление на тот свет» дряхлых и больных стариков имело различные формы: зимой их вывозили на санях и, привязав к лубку, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или степь, где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; везли куда-нибудь и добивали в огородах довбней; увозили в дремучий лес и там оставляли под деревом; топили. Однако когда происходит социовозрастное деление в общинной жизни и к представлению «старый - молодой» добавляется «старший, мудрый, младший», «главный - неглавный», формируются ритуалы поминовения предков («Масленые деды», «Радоничные деды», «Троицкие деды»), то ритуал отправления «на тот свет» сменяется культом «мудрой старости» уровень инфатицида «старцев» снижается (детский инфатицид сохраняется до XVIII в.)[14]. Формы поддержки стариков были различны. Там, где по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод им земель по решению общества, «косячка», который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Возможно, в древности формы поддержки были иными, но их видоизмененная архаическая форма сохранилась до конца XIX столетия. До принятия христианства на Руси существовали и другие «закрытые» формы помощи, но все они связаны с «институтом старцев». К примеру, вариантом ухода на «тот свет» был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала, но данным исследователей, вплоть до XVI в., о чем имеются свидетельства в новгородских писцовых книгах, хотя к этому времени «нищепитательство» осуществлялось церковью и приходом. Как уже отмечалось, старики и дети относились к одной социовозрастной группе. Типология «старых» и «малых» в некоторых случаях определялась по признаку «сиротства» (явление, когда субъект оставался без попечения близких родственников). В словаре В. Даля сиротство трактуется более широко, чем принято ныне. Сирота - это беспомощный, одинокий, бедный, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери. Таким образом, на Руси формировались различные формы помощи старикам и детям. Общинно-родовые формы помощи и защиты данной слабо защищенной категории постепенно видоизменялись и заложили основу для государственного подхода в решении социальных проблем детей и престарелых. Осознание необходимости помощи престарелым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гуманное отношение и позитивное общественное мнение, минимальная законодательная база, определенный практический опыт - все это было заложено еще в далеком прошлом. В связи с этим отечественной практикой накоплен определенный опыт социальной помощи данной категории, нуждающийся в обобщении и систематизации. Метод исторического анализа позволил выделить основные тенденции в становлении и развитии института социальной защиты пожилых людей в России. Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения престарелых людей в России. Первый этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах. Основные праформы социальной помощи старикам начинают складываться именно в древнейший период славянской истории - в период родоплеменных и общинных отношений, когда формируется практика поддержки на основе общинных норм поведения и ценностей, происходит оформление групповых форм помощи к основным субъектам - старикам, вдовам и детям. В этот же период возникает явление «помогающего» субъекта, динамика, развития которого, предполагает ряд стадий от института «приймачества» у южных славян (являлся прообразом современного усыновления детей-сирот и детей, попечения стариков и «нарядов миром» как носителей различных групповых смыслов и этических принципов защиты нуждающихся[15]. Одной из форм поддержки немощных стариков была общинная, мирская помощь, когда старики переходил из дома в дом на кормление. Одинокому старцу могли назначать "общественных" опекунов, которые брали его на свой прокорм. Обязательными "помочи" были в семье, где одинокие старики были больны. Их называли " наряды миром". Соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить скот, ухаживать за слабым бессильным стариками[16]. Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся старикам и детям. Второй этап. В период с Х до конца XVII века начинает складываться государственная политика защиты престарелых, которая базируется на христианской парадигме социальной защиты стариков и детей основанной на философии деятельной любви к ближнему. Происходит законодательное регламентирование поддержки и помощи старикам и детям (Устав князя Владимира 996 г., «Русская Правда» 1072 г. и другие документы), наделение стариков соответствующими правами, расширяются субъекты помощи (князья, церковь, монастыри), появляются новые ведомства, благотворительные учреждения, заведения для нуждающихся людей пожилого возраста, оформляются первые теоретические подходы к проблемам решения социальных проблем старости («Поучение Владимира Мономаха» (XI в.), «Изборник 1076 г.»), социальные программы государства, зарождается и развивается частная благотворительность[17]. По мере становления и развития Российского государства объективно расширяется и контингент пожилых людей, нуждающихся в помощи, который к концу XVIII в. представлен следующими категориями: одинокие и немощные старцы, вдовы с детьми, больные и инвалиды, нищие пожилые люди. Таким образом, начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты нуждающихся престарелых. В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. Там всегда жило множеств немощных старцев, нищих, слепых, хромых и прокаженных, которые питались от монастыря, получая десятую часть всего монастырского имения. Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о стариках и детях. Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь - немощным старикам и детям. В городах устраивались «убоги и божьи дома» для немощных старцев и больных, стали появляться и другие закрытые заведения[18]. Первое богоугодное заведение для нищих и старцев на Руси появилось в Переяславском Троицком монастыре в начале ХYI в. Впоследствии Петр I использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни. К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. По распоряжению Ивана Грозного в каждом городе необходимо было выявить всех нуждающихся в помощи - стариков, убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход. В 70-х годах XVII века в Москве встречалось более восьми обширных богаделен-больниц (не считая малых существовавших почти при всех церквах), в которых призревал 412 человек [19]. Третий этап с начала XVII века до реформы 1861 года. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Немощные старцы, «нищие, больные и престарелые» определялись в дома Святейшего патриарха (1701г.) и Московские богадельни (1710г.). С выходом в 1775 году Положения о губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятся всесословными[20]. В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – стариков, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. Четвертый этап с 60-х годов XIX века до начала XX века. Социальная защита престарелых приобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, в том числе и координирующих), массовый (расширение объектов социальной помощи: одинокие старики, инвалиды, брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отклонениями, дети - мигранты и т.п.) и сословный характер открытие богаделен и приютов, организация яслей-приютов, народных школ для детей низших сословий). Анализ практики социальной защиты пожилых людей в дореволюционной России показал, что отечественная история социальной защиты престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественному и частно-церковному. Причем, государственные учреждения преобладали до XIX в. В начале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества. В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций, причем они носили дифференцированный характер: сиротские, городские, сельские, специальные, приходские. Основными субъектами социальной защиты престарелых выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции[21]. Призрение немощных престарелых полностью находилось на общественном содержании. Богадельни открывались как за счет частных пожертвований, так и за счет средств Приказов общественного призрения и предназначались для престарелых и убогих лиц всех сословий[22]. В конце XIX века по всей стране были открыты сотни богаделен, в которые принимались престарелые и неспособные к труду лица всех сословий, не имеющие собственных средств для содержания себя. В некоторые богадельни к приему допускались только постоянные жители города и притом прожившие в пределах прихода не менее полугода[23]. Система общественного государственного призрения стариков в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. Особое внимание также уделялось призрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты для престарелых. Для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться без посторонней помощи Московское Городское Управление располагало 10 богадельнями и убежищами на 2170 кроватей. Из них 3 богадельни - Екатерининская, Тихвинская и Солдатенковская - перешли к городу уже функционирующими, спустя продолжительное время после их открытия [24]. В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения стариков, положительное отношение к благотворительности. В конце XIX в. начинает создаваться и постепенно развиваться сеть благотворительных заведений, общественных организаций защиты престарелых («Императорское человеколюбивое общество», «Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите стариках», «Благотворительное общество бедным» и др.)[25]. В целом в дореволюционной России окончательно сформировались три направления помощи нуждающимся лицам пожилого возраста: - государственное призрение; - земская общественная помощь; - частная добровольческая благотворительность. Для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов[26]: - с одной стороны, церковь как важнейший институт российского общества, продолжая помогать старикам и безнадзорным детям, уступает функции непосредственной организации социальной работы с ними общественным и общественно-государственным организациям; - с другой стороны, государство создает определенные правовые и идеологические условия для делегирования функции призрения за престарелыми, нуждающимися в особой помощи, общественным, негосударственным, частным благотворительным инициативам, в том числе органам низового местного самоуправления - земствам; - негосударственные благотворители и организации накопили столь значительный опыт социальной работы с престарелыми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах[27]. Таким образом, анализ развития института социальной защиты пожилых людей показал, что социальная защита имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали на протяжении всей отечественной истории. Анализируя труды ученых, опыт работы социальных служб для престарелых XIX - начала XX вв., можно сделать вывод, что социальная защита пожилых людей к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт. В начале XX в. совершенствуются механизмы социальной помощи престарелым, получает развитие адресная помощь, а также зарождается система социального обеспечения. Известные с давних времен формы социальной заботы о лицах пожилого и престарелого возраста, ориентированные в основном на малоимущих и одиноких, на рубеже XX – XXI столетий получили новый импульс к развитию.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |