Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Старость как социальная проблема



2019-07-03 299 Обсуждений (0)
Глава II . Старость как социальная проблема 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1. Сущность и содержание проблемы старения населения

 

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных про­явлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение по­казателей смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной Европы. В XX в. процесс демографического старения охватил все ев­ропейские страны, затем многие страны на других континентах.

В индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Органи­зации Объединенных Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости в этой части мира будет означать начало ак­тивного старения населения, что проявится уже в буду­щем десятилетии.

Распространенность явления старения населения и его несомненная зависимость от степени общественно-экономического развития склоняют многих авторов к выводу, что оно по своей природе является прогрессивным процессом. Являясь своего рода приметой нашего времени, оно характеризует одновременно начало нового эта­па развития демографических отношений и вызывает серь­езные демографические, экономические, общественные, социопсихологические, культурные и медицинские последствия.

Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций и агентств ООН с начала 80-х годов. В Европе, начиная с 70-х годов, практически никто не сомневается в серьезных социальных и экономических последствиях старения общества. На многих научных симпозиумах, в прессе, в политических заявлениях этот процесс рассматривается как явление социальное, экономическое и культурное. Достаточно часто этот процесс воспринимается как угроза социальному развитию, процветанию, социальному благополучию, нормальной связи между поколениями, инновациям и технологическому развитию[28].

В 2001 году население мира достигло порядка 6,2 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей - в 6 раз, в то время как число престарелых людей старше 80 лет уве­личится в 10 раз.

Последствия старения населения будут носить многоплановый характер и отразятся на всех процессах, связанных с социальным развитием общества.

Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества.

Во-первых, это демографические и макроэкономичес­кие последствия, которые затронут такие характеристи­ки, как:

- показатель рождаемости:

- продолжительность жизни, и особенно верхние пре­делы долгожительства, а также количество пожилых лю­дей, которые хотели бы достичь их;

- распределение материальных ресурсов между пред­ставителями различных поколений;

- отношение к коллективной ответственности за обес­печение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров;

-  уровень производительности труда.

Во-вторых, будет затронута сфера социальных отно­шений, произойдут существенные изменения:

- в структуре семейно-родственных отношений;

- в системе поддержки друг друга разных поколений;

- в характере выбора будущей профессии;

- в структуре потенциальной занятости.

В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:

- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к  трудовой деятельности;

- возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

- трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности, как таковой, и к проблеме выхода на пенсию;

- встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;

- изменятся пропорции занятости среди женщин и муж­чин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

- увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населе­ния и активного взрослого населения;

- обострится социальный характер проблемы безра­ботицы, и потребуются новые подходы к ее решению;

-   повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

В-четвертых, изменения коснутся функциональных спо­собностей и состояния здоровья пожилых людей, что по­влечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что:

-   расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;

- пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро -, так и на микроуровнях;

-   изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;

- произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей [29].

Итак, старение является неизбежным элементом раз­вития как отдельных людей, так и всего населения. В раз­витии человека, общества можно выделить периоды моло­дости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Гра­ницы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начи­нается всегда и у всех людей в момент достижения опреде­ленного возраста, например, 60 или 65 лет. Во многих случаях проявления старости нарастают зна­чительно раньше, в других случаях, несмотря на достиже­ние условного порога, такие проявления ничтожны.

Именно поэтому ученые различают понятия календар­ного возраста (хронологического, астрономического), опре­деляемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного че­ловека. Однако в связи с тем, что в определении биологи­ческого возраста мы продолжаем наталкиваться на серьез­ные трудности, в демографических трудах по-прежнему использу­ется критерий хронологического возраста.

Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая:

1) допроизводительный возраст (0-17 лет);

2) производительный возраст (мужчины: 18-64 года, женщины: 18-59 лет);

3) послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет):

а) старость (мужчины: 65-79 лет, женщины: 60-79 лет);

б) глубокая старость (старше 80 лет).

Наиболее частым показателем старения общества является участие людей старшего возраста в его структуре, причем этот показатель выражается в процентах, а людь­ми старшего возраста считаются все лица, которые достигли 60-65 лет. Глубокими стариками, считаются люди в возрасте 80 лет и старше, а их доля в структуре общества рассчитывается по отноше­нию к общей численности, а также (что значительно пра­вильнее) по отношению к количеству людей в возрасте 60 лет и старше.

В ХХв. значительно увеличилась средняя продолжительность жизни, которая в середине прошлого столетия даже в наиболее развитых европейских странах не намного превышала 40 лет, а в Индии, например, колебалась в границах 23-25 лет. В 1880-1970 гг. средняя продолжительность жизни мужчин в наиболее продвинувшихся в этом отношении европейских странах увеличилась почти на 25 лет (с 43,9 года до 68,1 года, то есть на 54% по отношению к исходной), а в Индии - на 16 лет (с 23,7 до 39,5, то есть на 67%). Еще большими были изменения средней продолжительности жизни у женщин: в развитых европейских странах она увеличилась почти на 30 лет (с 46,5 года до 74,7 года, или на 61%), а в Индии - на 15 лет (с 25,6 года до 40,3, или на 57%).

Согласно последним статистическим данным из 140 стран мира средняя продолжительность жизни в 39 странах превышает 70 лет (средняя для обоих полов), зато в 35 других составляет меньше 45 лет. К первой группе принадлежат европейские страны (кроме Албании, Финляндии, Югославии и Португалии), США, Канада, Япония, Израиль. Австралия, Новая Зеландия, а также несколько небольших ази­атских стран (Гонконг, Сингапур и Кипр) и южноамериканских (Барбадос, Гваделупа, Ямайка, Мартиника и Пуэрто-Рико), а также Фиджи. Самый высокий уровень средней продолжительности жизни отмечается в Швеции (75,3 года), Нидерландах (74,7), Исландии (74,6), а также Норвегии и Франции (по 73,5), в то же время самая низкая - в странах, которые совсем недавно вступили на путь самостоятельного общественно-хозяйственного развития. К этой группе, среди прочих, принадлежат Ангола и Гвинея-Бисау (по 36 лет), Верхняя Вольта (современное название - Буркина-Фасо) (37,3 года), Мали (39,7 года), а также Афга­нистан (40,5 года)[30].

Таким образом, за последние 50 лет: благодаря экономическим, медицинским, научно-техническим, культурным и другим прогрессивным социальным достижениям, во всех странах мира, достигших значительного социально-экономического благополучия, выявилось совершенно новое демографическое явление - постарение населения. Процесс постарения населения принял стремительный характер.

 



2019-07-03 299 Обсуждений (0)
Глава II . Старость как социальная проблема 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Старость как социальная проблема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)