Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика системы образования РФ



2019-07-03 256 Обсуждений (0)
Динамика системы образования РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Действующая на сегодняшний день система финансирования в сфере образования страдает всеми недостатками, свойственными любым учреждениям, финансируемым из бюджета: жесткая регламентация статей расходов, невозможность перераспределения ресурсов между статьями, высокие административные издержки привлечения внебюджетных средств.

Внедрение эффективных финансово-экономических механизмов обеспечит повышение уровня инвестиционной привлекательности образовательных учреждений, будет способствовать расширению и активизации многоканального финансирования, повысит самостоятельность в использовании ресурсов, усилит заинтересованность образовательных учреждений в повышении качества образовательных услуг и расширении сферы деятельности, а также повысит ответственность руководителей за экономическое состояние руководимых ими учреждений, уровень их конкурентоспособности, объемы, структуру и качество образовательных услуг, будет мотивировать учителей к повышению качества преподавания, повысит их заинтересованность в результатах труда и увеличит их заработки.

Основные показатели развития системы образования в РФ представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Основные показатели степени достижения цели “Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения ”

Показатели Ед. изм. 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Цель Год дости- жения цели
Уровень образования населения в возрасте 15-72 лет (в расчете на 1000 человек приходится лиц, имеющих образование)   чел.                    
- высшее профессиональное   161 176 186 193 195 198 199 200 200 2010
- среднее и начальное профессиональное   325 350 356 356 370 374 377 395 395 2010
- среднее (полное) общее   241 243 264 268 230 225 220 200 200 2010
Средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 6 лет лет 14.3 14.8 15.2 15.4 15.6 15.8 15.9 16.0 16.0 2010

 

Данные, приведенные в таблице 1.1. свидетельствуют о весьма положительной динамике уровня и качества образования в России. Все приведенные показатели с каждым годом увеличивают свое значение.

Достижение данной стратегической цели предполагает необходимость решения следующих основных тактических задач:

Разработка и содействие реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услугам.

Решение этой задачи направлено на оптимизацию сети образовательных учреждений при обеспечении приемлемой территориальной доступности, а также расширение возможностей выбора образовательных траекторий и образовательных программ.

В рамках этих полномочий для обеспечения равенства доступа населения к образовательным услугам в 2010–2011 необходимо:

· разработать и содействовать внедрению прогрессивных моделей образования,

· создать многоуровневую систему новых взаимоувязанных образовательных стандартов и вариативных образовательных программ и содействовать их внедрению.

Основные показатели степени решения задачи 1.1 приведены в таблице 1.2.


Таблица 1.2

Основные показатели степени решения задачи "Разработка и содействие реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях "

Показатели Ед. изм. 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Цель Год дости- жения цели
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте 1–6 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 6 лет, обучающихся в школе)     %   55.0   56.3   57.3 58.3 59.0   59.5   60.0   61.0 61.0   2010
Охват детей общим образованием (отношение численности учащихся 1-11 (12) общеобразовательных учреждений и учащихся (студентов), осваивающих программы среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, к численности детей в возрасте 7-17 лет) % 91.6 93.0 94.6 95.3 95.3 95.5 95.6 95.7 95.7   2010
Охват молодежи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (отношение численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, аспирантов, докторантов к численности населения в возрасте 15–34 лет) % 20.5 21.9   24.8   25.1   25.5   25.7   26.0   26.5     26.5   2010

 

Решение этой задачи улучшит социальное и экономическое положение педагогов, повысит привлекательность педагогического труда. Соответствующая деятельность Министерства направлена на:

· повышение профессионального уровня преподавательского корпуса и качества преподавания;

· внедрение прогрессивных механизмов формирования заработной платы педагогов, обеспечивающих ее существенной рост при одновременном учете результатов педагогической деятельности;

· формирование нового типа руководителя – менеджера образования;

· осуществление возрастной ротации кадров, привлечение новых кадров и их закрепление в системе образования,

· улучшение морально-психологического климата в педагогических коллективах, преодоление коррупционных явлений.

Основные показатели степени решения задачи 1.2 приведены в таблице 3.


Таблица 1.3

Основные показатели степени решения задачи

"Повышение статуса педагогических кадров "

Показатели Ед. изм. 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Цель Год дости- жения цели
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании в % к заработной плате в экономике     % 55.8 56.6   63.5     65.7     70.0     73.0 74.0     75.0     75.0 2010
Удельный вес преподавателей, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в текущем году, в общей их численности   %     ...     …     10.0 11.0 14.0 17.0 19.0 20.0   20.0 2010

Система оценки качества образования создается с целью совершенствования контроля и управления качеством образования на всех уровнях образования, а также для обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о качестве образования в Российской Федерации.

Решение данной задачи направлено на:

· идентификацию зон неполноценного образования, с одной стороны, и зон « преимуществ», с другой, ликвидацию – первых и поддержку – вторых;

· обеспечение прозрачности системы образования и открытости для общества оценок качества образовательных услуг;

· расширение участия общественности в контроле над образовательными учреждениями через механизмы публичной отчетности о деятельности образовательных учреждений и итоговой аттестации учащихся;

· освоение образовательными учреждениями механизмов инновационного развития;

· введение единой независимой системы оценки качества образования в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

Единый государственный экзамен как один из созданных и функционирующих элементов системы оценки качества образования показал реальные учебные достижения выпускников 11(12) классов общеобразовательных учреждений на этапе государственной (итоговой) аттестации. К тому же ЕГЭ успешно преодолевает две формы неравенства: территориального (что исключительно важно в российских условиях) и коррупционно-непотического. Основные показатели степени решения задачи приведены в таблице 4.

 

Таблица 1.4

Основные показатели степени решения задачи "Создание национальной системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений"

Показатели Ед. изм. 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Цель Год дости жения цели
Удельный вес лиц, принятых в учреждения высшего профессионального образования по результатам предметных олимпиад (конкурсов), в общей численности принятых   %   _     3.8     6.2     7.2     8.0     8.5     8.7     9.0     9.0 2010
Удельный вес лиц, принятых в учреждения высшего и среднего профессионального образования с учетом результатов ЕГЭ, в общей численности принятых     %       _     _   60.3   65.0   70.0   80.0   90.0   90.0   90.0 2009  

Внедрение новых финансово-экономических механизмов призвано:

· обеспечить переход от ассигнований содержания образовательных учреждений к формированию государственных (муниципальных) заданий с учетом количества и качества оказываемых услуг (выполнения работ)

· обеспечить многоканальное поступление средств;

· расширить самостоятельность образовательных учреждений в использовании средств;

· повысить заинтересованность образовательных учреждений в расширении ассортимента и повышении качества образовательных услуг;

· обеспечить общественный контроль в сфере образования;

· повысить ответственность руководителей за качество образовательных услуг.

Основные показатели степени решения задачи 1.4 приведены в таблице 5.

 

Таблица 1.5

Основные показатели степени решения задачи "Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования"

Показатели Ед. изм. 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Цель Год дости- жения цели
  Удельный вес внебюджетных средств в общих расходах на профессиональное образование % 32.0 36.0 37.0 38.0 39.0 40.0 40.0 2010
Индекс физического объема платных услуг населению в системе образования (к предыдущему году) %     121.7     112.7     107.7     108.2     106.5     106.0     105.5     105.0     105.0 2010

Деятельность Министерства по достижению первой цели обеспечит последовательное снижение дифференциации качества образовательных услуг по территориальному, социально-экономическим и иным признакам, повышение качества кадрового потенциала, восстановление социального статуса педагогов и престижа его труда, привлечение перспективных молодых специалистов в образовательные учреждения, внедрение общенациональной системы контроля и оценки результатов работы образовательных учреждений, выявления и недостатков организации образования и точек роста, внедрение эффективных финансово-экономических механизмов, повышение уровня инвестиционной привлекательности образовательных учреждений, будет способствовать расширению и активизации многоканального финансирования, повысит самостоятельность использования ресурсов, усилит заинтересованность образовательных учреждений в повышении качества образовательных услуг и расширении сферы деятельности, а также повысит ответственность руководителей за экономическое состояние руководимых ими учреждений, уровень его конкурентоспособности, объемы, структуру и качество образовательных услуг.

Обеспечение доступности качественного общего образования направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования для снижения социальной дифференциации, повышения социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи. Возможные риски при реализации связаны с недофинансированием, которое может возникнуть в дотационных субъектах РФ при введении «предшкольного образования» (нулевой класс), переходе к отраслевой системе оплаты труда работников образования и повышения заработной платы учителей, осуществлении социальной адресной поддержки обучающихся, а также дефицитом высококвалифицированных кадров. Это явление может иметь место при переходе к профильному обучению в старших классах, изменении структуры стандарта общего образования.

В качестве факторов риска при решении задач, обеспечивающих достижение цели 1, необходимо отметить следующие:

· неготовность педагогов к внешней оценке их работы, сопротивление введению итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена;

· различие взглядов представителей профессионального сообщества на новые механизмы финансирования; рассогласованность позиций образовательных учреждений и учредителей относительно целесообразности перехода на новые организационно-правовые формы, особенно в системе общего образования;

· неподготовленность общественных управляющих к участию в контроле над образовательными учреждениями через механизмы публичной отчетности о деятельности образовательных учреждений;

· торможение проведения в жизнь принятого в 2006 г. закона «Об автономных учреждениях» (отсутствие необходимых подзаконных актов).

Для минимизации указанных рисков предстоит:

· последовательно добиваться увеличения объемов государственного финансирования системы образования до уровня, обеспечивающего реальную реализацию конституционных прав граждан на образование и внедрение эффективного контракта между государством и педагогом;

· найти способы ликвидации барьеров, затрудняющих внедрение новых механизмов и моделей в сфере образования; активизировать общественные инициативы в этом деле;

· активизировать работу по созданию современной системы повышения квалификации управленческих и педагогических кадров;

обеспечить реальную поддержку привлечения средств в систему образования из различных источников (многоканальное финансирование).

Об общественной эффективности бюджетных расходов в образовании свидетельствует тот факт, что, согласно результатам опросов общественного мнения, проведенных в феврале 2006 г. и в марте 2007 г., наметились определенные положительные тенденции в оценках гражданами положения дел в сфере образования: сократилось число респондентов, негативно оценивающих состояние российского образования в субъектах Российской Федерации – с 30,5% до 26,7%. При этом большинство опрошенных – 50,1% считает, что сфера образования в Российской Федерации находится в удовлетворительном состоянии и динамично развивается.

Экономическая эффективность расходов федерального бюджета в рамках первой стратегической цели Минобрнауки России «Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе» характеризуется устойчивым ростом значений по большинству из показателей, характеризующих степень достижения указанной цели.

В отчетном периоде наблюдался устойчивый рост бюджетных расходов на образование. Так, например, в 2008 г. бюджетные расходы на одного обучающегося в сфере общего образования увеличились по сравнению с 2007 г. на 9,4 рубля и составили 32,3 тыс. рублей в год, что позволило достичь уровня охвата детей программами общего образования 95,3% учащихся в общей численности детей в возрасте 7-17 лет.

Тенденции роста бюджетных расходов в расчете на одного обучающегося в отчетном и плановом периодах также сопровождаются увеличением охвата детей и молодежи образовательными программами различного уровня.



2019-07-03 256 Обсуждений (0)
Динамика системы образования РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика системы образования РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)