Система образования области представлена учреждениями, реализующими общеобразовательные и профессиональные программы (основные и дополнительные). В 1 062 общеобразовательных учреждениях обучается 278,2 тыс. учащихся.
Дошкольное образование предоставляется в области в 867 учреждениях, их посещают 86,2 тыс. детей. Охват детей дошкольного возраста образованием в 2008 году составляет 57,6 %. Система образовательных учреждений для детей, нуждающихся в государственной поддержке, представлена 68 общеобразовательными школами-интернатами.
Дополнительное образование детям предоставляют 115 учреждений дополнительного образования, охватывающих около 130 тыс. детей (43,6 % от общего контингента школьников).
Сфера профессионального образования, подведомственная Главному управлению общего и профессионального образования области, включает 51 образовательное учреждение: 47 учреждений начального профессионального образования (34 профессиональных училища, 13 профессиональных лицеев) и 4 среднего профессионального образования.
Общая численность педагогических работников в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах составила более 43,6 тыс. человек. В общеобразовательных школах области работают 23,9 тыс. учителей.
Обеспеченность кадрами учреждений образования области составила 99,2 % (2008 – 2009 учебный год – 99,1 %), в том числе обеспеченность педагогическими кадрами общеобразовательных школ – 99,1 % (2008 – 2009 год – 98,0 %).
Наибольший дефицит в школах области учителей английского языка, технического труда, музыки, немецкого языка, физики, химии.
Таблица 1.6
Динамика основных показателей функционирования и развития образования в области
Название
Годы
2006
2007
2008
2009
Обеспеченность средних школ компьютерными классами, %
72,2
87,5
95,5
98,5
Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольными учреждениями, %
53,7
56,1
56,9
57,3
Удельный вес выпускников школ, поступивших в вузы, %
58,0
58,6
56,3
56,5
Удельный вес приступивших к работе квалифицированных рабочих, выпущенных учреждениями начального профессионального образования, %
53,0
54,0
58,0
58,7
Удельный вес учителей в дневных общеобразовательных учреждениях, имеющих высшее образование, %
67,0
67,7
68,0
68,9
Удельный вес средних общеобразовательных учреждений с классами и группами углубленного изучения различных предметов, %
29,6
30,7
31,1
30,5
Удельный вес обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях с классами и группами углубленного изучения различных предметов, %
9,6
10,2
12,1
11,8
Охват учащихся 1 - 3 (4) классов режимом продленного дня, в % к общей численности обучающихся
23,2
23,5
23,1
23,3
В системе общего образования области реализуются приоритетные направления государственной образовательной политики.
Комплекс мер, принимаемых с целью обеспечения конституционных прав несовершеннолетних на получение общего образования, позволил снизить число учащихся, отчисленных из общеобразовательных учреждений без уважительной причины.
Таблица 1.7
Показатели, характеризующие сферу образования Иркутской области
Учебный год
% от общего контингента
Число отчисленных
школьников
2006 – 2007
0,23
805
2007 – 2008
0,16
537
2008 – 2009
0,14
513
2009– 2010
0,13
374
Растет уровень успеваемости учащихся общеобразовательных учреждений: 2007 ─ 2008 учебный год – 99,3 %; 2008 ─ 2009 учебный год – 99,4 %; 2009 ─ 2010 учебный год – 99,5 %. Более 300 выпускников ежегодно получают золотые и серебряные медали.
Регионализация системы профессионального образования обеспечивает более динамичное развитие всех ее структурных компонентов с учетом запросов регионального рынка труда.
Одним из основных направлений деятельности в сфере образования является подготовка конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов.
На современном этапе актуальным является вопрос развития социального партнерства учебных заведений и работодателей. Основными показателями проведенной работы в данном направлении является положительная тенденция востребованности выпускников – занятость выпускников 2009 года составила 89 % (63 % – направлено на работу, 15 % – служба в российской армии, 11 % – продолжение учебы в вузах и средних специальных образовательных учреждениях).
Основные проблемы в сфере образования Иркутской области:
1. Отсутствие научно обоснованного прогноза в потребности подготовки кадров в отраслевом и территориальных разрезах.
2. Неудовлетворительная материально-техническая база образовательных учреждений, в том числе медицинских кабинетов, что напрямую связано с дефицитом бюджетных средств.
3. Недоукомплектованность общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями.
4. Потребность в транспортных средствах для организации ежедневного подвоза школьников в сельских районах.
В качестве стратегических направлений в системе образования области по работе с детьми-сиротами, детьми с ограниченными возможностями здоровья являются направления, обеспечивающие защиту их прав на получение качественного образования, реализацию права воспитываться в семейных условиях и право на получение установленных мер социальной поддержки.
По прогнозу к 2012 году общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области составит 32 тыс. человек.
Существование интернатных учреждений в области требует создания необходимых условий для обучения, воспитания и развития находящихся в них детей-сирот и детей-инвалидов.
Таблица 1.7
Основные задачи в сфере образования Иркутской области и пути их решения
Задачи
Мероприятия
1. Обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с законом
1. Строительство новых зданий для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении области.
2. Проработка вопроса о разработке регионального компонента государственного образовательного стандарта области
2. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Ежемесячная выплата опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
2. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении области, бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
3. Обеспечение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы в соответствии с законодательством.
4. Обеспечение выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении области, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в соответствии с законодательством.
5. Оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей (в т.ч. в учреждения для детей-сирот, на патронатное воспитание).
6. Оказание содействия в трудоустройстве выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. Сбалансированное развитие дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего и профессионального образования в соответствии с потребностями области
1. Развитие вариативности дошкольного образования, интеграция образовательных программ.
2. Проведение мониторинга качества образования с созданием системы мер по развитию вариативности содержания образования, педагогических технологий, направленных на выполнение социального заказа на образовательные услуги.
3. Оптимизация сети учреждений начального профессионального образования с учетом рынка труда области
4. Информационное обеспечение образовательных учреждений
1. Информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений.
2. Организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин
5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников
Создание условий для развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях
6. Информатизация образования
1. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс и управленческую деятельность государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении области
7. Повышение престижа педагогических работников
1. Привлечение в сферу образования молодых талантливых специалистов.
2. Поддержка молодых специалистов в соответствии с законодательством
8. Выявление и поддержка одаренных детей и подростков
Расширение системы мероприятий, создающих условия для проявления и развития способностей детей, подростков и молодежи
9. Реализация принципа государственно-общественного характера управления образованием
Распространение опыта создания попечительских и управляющих советов образовательных учреждений
По результатам реализации мероприятий и задач, представленных в таблице 1.3, планируется достичь результаты, которые представлены в следующей таблице.
Таблица 1.9
Прогноз основных показателей в сфере образования в области на 2008 ─ 2010 годы
Показатели
2008 год
2009 год
2010 год
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Обеспеченность основных и средних школ компьютерными классами нового поколения, %
94,0
95,2
96,3
93,6
97,8
98,6
98,6
99,3
100,0
Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольными учреждениями, %
57,7
57,8
58,0
58,0
58,1
58,3
58,3
58,5
58,7
Удельный вес выпускников школ, поступивших в вузы, %
56,8
56,9
57,0
57,0
57,1
57,2
57,2
57,2
57,3
Удельный вес приступивших к работе квалифицированных рабочих, выпущенных учреждениями начального профессионального образования, %
58,9
59,0
59,0
59,2
59,5
59,8
59,8
59,9
60,0
Удельный вес учителей в дневных общеобразовательных учреждениях, имеющих высшее образование, %
69,2
69,3
69,3
69,3
69,4
69,4
69,4
69,5
69,5
Удельный вес средних общеобразовательных учреждений с классами и группами углубленного и профильного обучения, %
30,7
30,8
31,0
31,0
31,1
31,1
31,2
31,2
31,3
Удельный вес обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях с классами и группами углубленного и профильного обучения, %
11,9
12,0
12,0
12,1
12,2
12,4
12,4
12,5
12,5
Охват учащихся 1 - 3 (4) классов режимом продленного дня ( в %) к общей численности обучающихся
23,4
23,5
23,6
23,6
23,6
23,6
23,7
23,7
23,7
Доля школ, работающих в две смены от общего числа школ, %
41,1
41,1
41,0
40,8
40,7
40,5
40,5
40,3
40,0
Удельный вес учащихся, обучающихся во вторую смену, %
23,9
23,8
23,7
23,7
23,6
23,5
23,4
23,3
23,1
Охват детей с ограниченными возможностями здоровья образовательными учреждениями I-VIII вида
92,0
92,5
93,0
93,0
93,5
94,0
94,4
95,2
96,0
Удельный вес учащихся общеобразовательных учреждений, посещающих учреждения дополнительного образования, %
43,9
44,0
44,0
44,1
44,2
44,2
44,3
44,3
44,5
Потребность в финансировании из областного бюджета для достижения индикаторов с учетом установленных полномочий субъектов Российской Федерации, млн руб.
575,0
600,0
662,6
685,0
705,0
736,2
745,0
760,0
774,7
Таким образом, проанализировав основные тенденции образования в Иркутской области, можно констатировать недостаточную эффективность работы органов государственной и муниципальной власти по части финансирования, инновационного развития, применения наиболее прогрессивных форм организации региональной системы образования.