Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней



2019-07-03 743 Обсуждений (0)
Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней 0.00 из 5.00 0 оценок




История налогообложения является неотъемлемой частью истории Российского государства. Нужда в налогах возникает с момента образования государства, ибо без финансового обеспечения оно не может функционировать. Постепенно функции государства расширяются и усложняются, возникает потребность в увеличении налогов, в создании и постепенном совершенствовании налоговой системы.

История развития налогов в Русском государстве начинается с конца IX века, то есть в эпоху объединения древнерусского государства как одного из условий возникновения налогов. Первоначальным источником казны была дань – это прямой налог (подать), собираемый с населения, который изначально ассоциировался с военной контрибуцией. По мере роста и усиления Киевского государства, дань превращалась в подать, уплачиваемую населением государству. Качур, с 25

Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора и дани и лица, ответственные за ее сбор.

Дань как прямая подать существовала на протяжении XI-XII веков и первой половины XIII века. Тедеев А.А. с16

На протяжении XIV – XV веков не существовало так таковых росписей всех налогов, поступавших в казну и их последующего распределения на определенные государственные нужды. Основные прямые налоги типа дани, различные оброки (один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам), подати поступавшие в казну, князь использовал по своему усмотрению, и в большинстве случаев для удовлетворения своих нужд. Однако в этот период зарождаются налоги, собираемые на конкретные потребности государства - прямые налоги специального назначения.

К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. В большинстве княжеств в качестве основы обложения выступает соха. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременную уплату подати. Однако в этот период отсутствовало единообразие в податной системе, в пределах каждого княжества существовали свои виды податей. Качур с. 26

Н.А. Рожков, русский историк конца прошлого и начала нынешнего века, проследил динамику роста прямых налогов за весь XVI век. По его подсчетам, в 1513 году с сохи поступало в казну 7 руб., в 1525 году – 10 руб., в 50-е - начале 80-х годов – 42 руб., в 80 - 90-е годы - 151 руб. Данные современных исследований в целом подтверждают те же тенденции. Подсчеты свидетельствуют, что в течение первой половины XVI века государственные подати увеличились в 16 раз. Это в значительной мере связано с переводом на деньги ряда основных натуральных повинностей [Пушкарева2002, с.16].

В XVI веке проводилась общая перепись земель в государстве, и на этой основе окончательно складывалась посошная система обложения. Посошный (поземельный) налог был основным прямым налогом в Русском государстве. [Петухова, с21] В начале XVII века стоимость рубля резко падает. Чтобы сохранить доходы на прежнем уровне, нужно было либо существенно повышать ставки налогов, либо вводить новые. Правительство использует и тот, и другой метод.

Основным фактором, определявшим рост налогового бремени, был неуклонный рост финансовых потребностей государства, а именно: расширялась его территория, возрастали расходы на содержание царского двора, больших затрат требовали содержание армии и ведение войн.

В XVIIвеке прослеживалась тенденция слияния нескольких близких по своему характеру податей в единый налог - данские деньги. Этот налог включил в себя собственно дань, взимавшуюся с незапамятных времен, а также ряд прямых податей специального назначения, введенных в XVI веке в связи с военными потребностями – пищальные деньги и стрелецкую подать, Впоследствии стрелецкая подать становится главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога.

Подходит к завершению процесс перехода к подворному обложению, начатый еще в 40-х годах XVII века. В сентябре 1679 года выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения.

Подворная система налогообложения не обеспечивала возросшие потребности армии и флота, т.к. число дворов неуклонно убывало. В связи с этим в годы правления Петра I происходит замена подворного обложения на подушную подать. Это связано с тем, что подворная система не давала возможности воспользоваться при сборе налогов приростом населения, а обложение по душам гарантировало привлечение к уплате всех податных лиц. [Петухова, с. 46]

Сильнее всего от введения подушной подати пострадали помещичьи крестьяне, платежи которых возросли в 3-4 раза. Одновременно помещики увеличили оброк со своих крестьян до 10-12 руб.

После введения подушной подати доходы бюджета резко возросли: с 6,5 млн.руб. в 1723 г. до 8,5 млн. руб. А с 1680 г. по 1724 г. сумма доходов бюджета выросла в 5,8 раза. [Петухова, с. 49]

В времена правления Екатерины II происходит замена подушной подати на купечество гильдейским налогом. Гильдейский налог был по сути дела промысловым налогом, который покончил со старой раскладочной системой, ввел индивидуальные оклады и поставил каждого плательщика «лицом к лицу» с государством.

Рассматривая место прямых налогов в доходах казны, проследим структуру доходов бюджета Российской империи в XVIII веке.

Соотношение основных налогов в доходах казны в XVIII веке представлено в таблице 1.2.1. [Паскачев А.Б, с.65].

 

Таблица 1.2.1 Поступления налоговых доходов государства в XVIII веке

Виды

1724 г.

1749 г.

1763 г.

1785 г.

1796 г.

сум ма, тыс. руб

доля общеобъемедоходов%

сум ма тыс. руб доля в общем объеме доходов,% сумма тыс. руб доля в общем объеме доходов,% сумма тыс. руб доля обще объе доходов % сумма тыс. руб доля общеобъеме доходов,%
Всего налогов, в т.ч. 7405

100

8329 100 13550 100 35327 100 46158 100

Подушная подать

4615

62,3

5213

62,6

5667

41,9

20184

57,1

24721

53,6

косвенные налоги, из них

2790

37,7

3116

37,4

7883

58,1

15143

42,9

21437

46,4

винные

969

13,1

1263

15,2

4376

32,3

9051

25,6

15000

32,4

соляные

662

8,9

801

9,6

1510

11,1

1267

3,6

-

 

таможенные 1159 15,7

1052

12,6 1997 14,7 4825 13,7 6470 14
                         

 


Как мы видим, на протяжении 1724-1796 гг. большую часть доходов казны мы получаем за счет прямых налогов. Данные наглядно показывают, что в 1724 году соотношение прямых и косвенных налогов в общих доходах бюджета Российского государства составляло 62,3 процентов прямые налоги и 37,3 процентов косвенные. К 1796 году соотношение изменилось в сторону увеличения косвенных, которые составили 53,6 процентов. Такая структура государственных доходов была характерной чертой российских финансов XVIII века. В ряде других европейских стран она была иной. Например, во Франции большую часть доходов давали косвенные налоги и, прежде всего, соляной сбор, в Пруссии - передел монеты и прибыль от эксплуатации государственного имущества и владений: лесов, горных разработок, фарфоровых фабрик. Наиболее близка к российской структура доходов Австрийской империи, где на долю прямого поголовного налога приходилось более половины всех поступлений. Это можно объяснить схожестью экономических систем обеих стран. В Австрии до конца XVIII века массы крестьянского населения жили еще в условиях крепостного права.

Существенным изменением в области прямых налогов, была отмена подушной подати с мещанства, что произошло в 1863г. Взамен был установлен в городах подомовой налог, который представлял собой налог на недвижимое имущество: жилые дома, фабрики, заводы, театры и другие строения. Этот налог давал казне 2 млн.руб. Кроме того, горожане, занимающиеся промыслами, должны были платить патентный сбор. Новые налоги возместили потери от отмены подушной подати для мещан, которая к моменту ее отмены давала 4 млн. руб.[Петухова, с. 102]

Была несколько упорядочена подушная подать с крестьян: введена шкала окладов, что сделало подать более справедливой, ограничено действие круговой поруки.

В 1875 г. в результате реформы государственного земского сбора был введен поземельный налог, которому подлежали как общинные, так и частновладельческие земли. В начале 80-х годов началась реорганизация податной системы. Были введены новые налоги. Так, в 1882 году в России стали взиматься налоги на наследство (до этого времени существовал лишь 6 процентный сбор с наследств, переходящих по завещанию к лицам, не имеющим право на законное наследование).

В 1885 году был введен налог с денежных капиталов. Этот налог вносил в систему прямого обложения элементы подоходности. Объектом налога стал доход со всякого рода процентных бумаг (государственных и частных), а также доход, доставляемый вкладами в банковские учреждения. Ставка налога составляла 5 процентов. Доход от этого налога постоянно возрастал: в первый год он поступил в размере 9,5 млн. рублей, а через 12 лет увеличился в 1,5 раза [Паскачев А.Б, с.78].

Прямые налоги в России первой половины XIX века составляли основу государственного бюджета. Основными статьями государственных доходов были подушная подать, оброчные сборы и питейный налог. Эти статьи составляли свыше половины всех государственных доходов. Подобная структура бюджета России и его принципиальные основы оставались неизменными вплоть до начала реформ, несколько изменилось лишь процентное соотношение этих статей.

Во второй половине XIX века произошла трансформация прямых налогов. Структура налоговых платежей второй половины XIX века представлена в приложении 1. Данные таблицы показывают, что в 1867 году больший объем поступлений обеспечивали косвенные налоги, которые составили 185, 7 млн. руб., а прямые в свою очередь приносили 93,4 млн. руб. В 1877 году сохраняется динамика роста косвенных налогов, их удельный вес составляет 65,2 процентов или 265,2 млн. руб., в то время как прямые налоги обеспечивают поступления в бюджет в размере 134,0 млн. руб. В 1887 г. доля прямых налогов уменьшатся до 82,7 млн. руб, в то время как косвенные увеличиваются до 378,8 млн. руб или до 15,9 процентов и 73,5 процентов соответственно. В 1897 г. объем поступлений по прямым налогам незначительно возрос и составил 101,4 млн. руб, а косвенные сохраняют динамику роста и обеспечивают поступления в бюджет в размере 440,9 млн. или 71,4 процентов всех доходов бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод о снижении удельного веса прямых налогов в общей доле доходов за рассматриваемый период на 15,4 процентов. Основной причиной увеличения доли косвенных налогов стал принятый правительством курс на высокое развитие косвенного обложения. [Паскачев А.Б, с. 122]

Представим доходы бюджета за 1900, 1913 гг. в виде таблицы 1.2.2., которая наглядно демонстрирует, что за указанный период налоговые доходы от прямых налогов выросли в абсолютном выражении более чем в 2 раза. Но доля прямых налогов в абсолютном объеме налоговых поступлений осталась практически неизменной.

В первое десятилетие XX века российская податная система сохраняла прежнюю структуру, то есть поступления от косвенных налогов значительно превышали объем поступлений от прямых. Это от части связано с тем, что правительство не вводило новых прямых налогов. Отличительной чертой российского налогообложения являлось неадекватное развитие косвенных налогов в противовес явно недостаточному прямому обложению.

 

Таблица 1.2.2. Состав и структура доходов российского бюджета  в 1900 и 1913 годах [Паскачев, с.178]

Показатели

1900 г.

1913 г.

Темпы роста к 1900 г., %

Сумма, млн. руб. Доля в общих доходах, % Сумма, млн. руб. Доля в общих доходах, %
Все доходы, в т.ч. 1704,1 100 3417,4 100 200,6
Налоговые источники, из них 996,2 58,5 2111,1 61,8 211,9
Прямые налоги 131,9 7,7 272,5 8 206,6
Косвенные налоги 658,1 38,6 708,1 20,7 107,6
Винная монополия 117,9 7 899,3 26,3 762,8
Пошлины 88,3 5,2 231,2 6,8 261,8
Неналоговые источники, из них 707,7 41,5 1306,3 38,2 184,5
Железные дороги 361,7 21,2 813,6 23,8 224,9
Остальные доходы 346,2 20,3 492,7 14,4 142,3

 

Следует отметить, что особенностью прямого обложения в России являлось преобладание податей с торговли и промышленности над обложением земли и городской недвижимости. Если промысловый налог составлял 7,1 процентов от общего итога, то поземельный вместе с налогом с городских недвижимых имуществ - всего 3,7 процентов [Пушкарева, с.145]. Отчасти такая ситуация была порождена интенсивным индустриальным развитием рубежа XIX - XX веков и следствием политики правительства.

Основным видом прямых податей предреволюционной России являлся государственный промысловый налог, принесший в 1913 году более половины (7,1 из 12,9 млн. руб.) поступлений от прямых налогов. Дополнением к промысловому налогу являлся 5 процентный сбор с доходов от денежных капиталов, являющийся средством обложения капиталов в денежной форме. По закону он взимался с доходов от процентных бумаг государственных, общественных и частных, от вкладов в банки, от частных ссуд предпринимателям, платящим промысловый налог. По объему сбора он впятеро уступал промысловому налогу (соответственно, 35,5 и 150,1 млн. руб. в 1913 году) [Пушкарева, с.152].

На рубеже XIX - XX веков налогообложение в России претерпело значительные изменения, имевшие целью повысить ее эффективность и усилить поступление податей в казну. Прямыми налогами ведал Департамент окладных сборов Министерства финансов. На местах сбором всех видов окладных податей ведали Казенные палаты, в подчинении которых находился штат податных инспекторов. Сложившаяся в начале XX века система взимания прямых казенных податей просуществовала в основных чертах до 1917 года и расширена в годы мировой войны, когда перед налоговой службой была поставлена задача обеспечить бесперебойный приток в казну налоговых средств, необходимых для нормальной жизнедеятельности государства.

Несмотря на то, что до начала ХХ века наблюдалось существенное преобладание поступлений от косвенных налогов над прямыми, к началу ХХ века происходит выравнивание доли прямых и косвенных налогов.

Таким образом, рассмотрев историю возникновения и развития прямых налогов и их роль в доходах бюджетов, можно сказать, что в процессе эволюции налоговой системы России произошла переориентация с доминирования прямых налогов в доходах государственной казны на косвенные налоги. Так, в эпоху становления Древнерусского государства в IX - XI веках основным прямым налогом взимаемым со всего населения выступала дань. В XIV – XVII веках зарождаются налоги, собираемые на удовлетворение конкретных потребностей государства - прямые налоги специального назначения (пищальные и ямчужные деньги, др.). В сентябре 1679 года выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения. На рубеже второго и третьего десятилетий XVIII века была проведена замена подворного принципа обложения подушным. Соотношение основных налогов в доходах казны в XVIII веке показывает снижение доли прямых налогов с 62,3 процентов в 1724 году до 53,6 процентов в 1796 году.

В первой половине XIX века в России основу государственного бюджета составляет прямое обложение. Основными статьями государственных доходов были подушная подать, оброчные сборы и питейный налог, которые обеспечивали свыше половины поступлений в доходы бюджета.

Во второй половине XIX века прямые налоги претерпели существенное снижение удельного веса в общих доходах бюджета с 31,7 процентов в 1867 году до 16,3 процентов в 1897 году. В 1900-1913 гг. доля прямых налогов в абсолютном объеме налоговых поступлений осталась практически неизменной на уровне 8 процентов. Однако к 1916 г. объем и удельный вес в бюджете косвенных и прямых налогов фактически сравнялись на уровне 20 процентов. Сокращение доли косвенного обложения в общем объеме налогов, наметившееся в начале ХХ века, позволяет говорит об изменениях в распределении налогового бремени. Регрессивный характер налоговой системы, обусловленный преобладанием в ней косвенных налогов начал трансформироваться в пропорциональный характер в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению.

 

1.3 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов

Принятие Конституции Российской Федерации, Бюджетного и Налогового кодексов, а также корректировка федерального и регионального законодательства с целью приведения его в соответствие с новыми принципами федеративных отношений и местного самоуправления способствовало повышению роли нормативно-правового регулирования на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.[БК РФ]

 В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет:

- налоговых доходов;

- неналоговых доходов;

- безвозмездных поступлений.

Доходам бюджета посвящен весь раздел II Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходам федерального бюджета посвящена глава 7 БК РФ, доходам регионального бюджета глава 8, доходам местных бюджетов глава 9. Остановимся подробнее прямых налогах. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, перечень которых определяется статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому к прямым налогам относятся:

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;

- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- водный налог;

- единый социальный налог;

- государственные пошлины.

Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.[нк рф]

Налогу на прибыль организаций посвящена глава 25 Налогового кодекса РФ, которая введена Федеральным законом от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ. В ней определяются налогоплательщики, объект налогообложения, порядок определения доходов, классификация доходов, расходы, группировка расходов, налоговая база, налоговый период, отчетный период и другое. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %. Например в Республике Татарстан действует закон 53-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" и закон 5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций - резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан»

Глава 26 Налогового кодекса РФ регулирует налог на добычу полезных ископаемых, она определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую база, налоговый период, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога и т.д.

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируется главой 25.1. Налогового кодекса РФ, которая введена Федеральным законом от 11.11. 2003 г. № 148-ФЗ. Глава 25.1. устанавливает плательщиков сборов, объекты обложения, ставки сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки уплаты, порядок зачисления и т.д.

Водный налог регулируется главой 25 НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2005 года (введена Федеральным законом от 28.07.2004 г. №83-ФЗ). Налоговый кодекс определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.

Единый социальный налог регулируется главой 24 НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2001 г. (Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ) смысл введения налога заключается в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов осуществляющих контроль за их уплатой.

Налоговым кодексом устанавливаются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговую база, налоговые льготы, налоговый период, ставки налога, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты и т.д.

С 2010 г. ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование (Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»)

Рассмотрим прямые налоги регионального бюджета, которые, формируются за счет региональных налогов и отчислений от федеральных налогов.

В соответствие со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов:

- налога на имущество организаций;

- налога на игорный бизнес;

- транспортного налога.

Данной статьей определен также перечень налоговых доходов бюджетов субъектов РФ от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Так, например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта по нормативу 70%, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 30%, налог на добычу углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых по нормативу 60%.   

Региональные налоги, как указано в статье 12 НК РФ, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые установлены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам определяются НК РФ. Кроме того, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии со статьей 59 БК РФ законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом.

Налог на имущество организаций устанавливается налоговым кодексом РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Налог на имущество организаций регулируется главой 30 НК РФ, которая введена федеральным законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также порядок и сроки уплаты. В Республике Татарстан действует закон Республики Татарстан 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» от 22.11.2003г.

Глава 30 НК РФ определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый и отчетный период, налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты налога и т.д.

налога на игорный бизнес — налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Например, в Республики Татарстан принят закон 40-ЗРТ «О ставках налога на игорный бизнес в Республике Татарстан» от 23.09.2003г. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, они устанавливаются исходя из минимальных значений установленных Налоговым Кодексом.

Главой 29 Налогового Кодекса РФ регламентируется порядок исчисления и уплаты налога, устанавливаются сроки для уплаты налога и ответственность за их нарушение. Так, каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей соответствующего свидетельства. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, например в Республике Татарстан действует закон Республики Татарстан 24-ЗРТ «О транспортном налоге» от 29.11.2002г.. Также данный налог регулируется главой 28 НК РФ, которая введена федеральным законом от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ, и определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.

Рассмотрим прямые налоги местных бюджетов, которые формируются за счет местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений, муниципальных районов и городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к ним относятся:

- земельный налог;

-налог на имущество физических лиц.

В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, например, налог на доходы физических лиц зачисляемый по нормативу 30 процентов, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 60 процентов, едины налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 90 процентов, и некоторые государственные пошлины.

Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог устанавливается главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты земельного налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Главой 31 НК РФ определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый и отчетный период, налоговую ставку, льготы и порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.

Налог на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1, который введен в действие с 1 января 1992 года.

Данный закон определяет плательщиков налогов, объекты налогообложения, ставки налог, льготы по налогам и порядок исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, основными нормативно-правовыми актами регулирующими прямое налогообложения являются Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень налоговых доходов и нормативы их зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также определяет федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую база, налоговый период, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

 




2019-07-03 743 Обсуждений (0)
Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (743)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)